Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие фонематического восприятия




Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете.) Почему его так называют?

Ответы детей.

Какой первый звук в слове звездолет? (Звук з.) Какой звук слышится в середине этого слова? (Звук з.) Выставляется изображение звездолета.

Звездолет мы смастерили. К звездам путь открыть решили. Звездолет, звездолет, Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков з, з' в слогах. Развитие просодии

Выходим на связь с обитателями Звезды.

За-зо-зу (произносится вопросительно); Зя-зё-зе-зю (произносится утвердительно); Зве-звя-зве (произносится удивленно); Зву-зва-звы (произносится радостно).

6. Произношение звуков з, з' в словах. Развитие фонема
тических представлений. Звуко-слоговой анализ и синтез

Звездные дети просят нас взять с собой земные предметы, в названии которых есть звуки з, з ' Что возьмем? (Зонтик, корзинку, занавеску.) Догадайтесь, какой предмет я возьму — в его названии два звука а, первый звук в, третий — з. Это... (ваза.) А еще я хочу взять с собой «зди-гво». Что это? (Гвозди.)

Выставляется изображение замка. Почему мы не сможем взять с собой замок? Ответы детей.

Скажите слово так, чтобы ударным стал звук о. (Замок.) Чем похожи эти слова?

Объяснения детей. Демонстрируются рисунки этих предметов.


А еще мы возьмем с собой разных животных.

Выставляются игрушки и картинки с изображениями животных и птиц на наборном полотне.

Кого мы возьмем? (Зайку, козу, зубра, бизона.) Какой одинаковый звук в этих словах? (Звук з.) А еще мы возьмем животных, в названии которых есть звук з ' Назовите их. (Зебра, обезьяна, змея.) Назовите насекомых, которых мы возьмем с собой. (Кузнечик, стрекоза.) А теперь — морское животное. (Медуза.) И еще птиц. (Зяблик, поползень, зимородок, зарянка.) Какой одинаковый звук вы услышали в словах зяблик, поползень, зимородок} (Звук з'.)

Для угощения детей Звезды возьмем... (зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали... (звук з'). Какие грибы можно взять? (Подберезовики.) Почему их так назвали? (Они растут под березами.) Все, что мы возьмем с собой, можно назвать одним словом — «груз». Что мы сейчас сделаем? (Погрузим.) Отсек, где лежит груз, называют... (грузовой).

7. Согласование существительных с глаголами. Слово
образование

В грузовом отсеке есть... (замок, задвижка, защелка, засов). Что мы сделаем? Замок... (закроем). Защелку... (защелкнем). Задвижку... (задвинем).

8. Произношение звуков з, з' в стихах
Произнесите такие слова: «Все уселись в звездолет и отпра
вились в полет».

Звучит музыка.

Представьте, что мы только что летели над Землей, а сейчас подлетаем к Звезде. «К Звезде далекой добрались! Звездолет наш, опустись!»

Дети повторяют слова. Кто нас встречает? (Звездные дети.)

Выставляются картинки с изображением детей Звезды.

Физминутка

Познакомимся с ними. Что вы хотите им сказать? Дети здороваются, рассказывают, откуда они прилетели. А теперь покажем им, что умеют делать земляне — дети Земли.

Дети изображают игру на музыкальных инструментах. Звучит музыка. Дети танцуют.


Звуко-слоговой анализ и синтез

Покажем, что мы привезли с Земли. В названии предмета один слог, первый звук з, гласный звук о, что это? (Зонт.) Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога. (Зонтик.) Название какого животного состоит из одного слога? (Зубр.) Назовите животное, в названии которого четыре слога, последний слог на. (Обезьяна.)

Какую ягоду мы привезли детям Звезды? (Землянику.) Произнесите это слово по слогам. (Зем-ля-ни-ка.) Какое знакомое слово прячется в слове земляника? (Слово Земля.) Почему эту ягоду так назвали? Ответы детей.

Покажем детям Звезды, как мы обозначаем звуки кружочками. Проводится анализ слова ваза.

А сейчас покажем им буквы. Составьте слово ваза из букв.

Угадайте, какое животное «скрывается» в двух перепутанных слогах — зон-би? (Бизон.) Назовите второй слог. (Зон.) Мне что-то говорит звездный мальчик. Его зовут Зон. В каких словах были такие же звуки? (В словах зонт, бизон.) А если к слову зон поставить впереди звук о, получится новое слово — озон. Повторите это слово. А вы знаете, что вокруг Земли в небе есть озон? И он не пропускает к Земле смертоносные солнечные лучи, которые сжигают все живое. Нам надо учиться беречь озон. Как? Спросите у пап и мам. А сейчас мы узнаем имя звездной девочки, которая может ответить на этот вопрос. Вот звуки ее имени — а, з, а. (Аза.)

11. Звуки з, з' в предложениях

Расскажите о некоторых предметах, которые мы привезли, чтобы Зон и Аза знали, что с ними делать.

Составление детьми предложений со словами ваза, зонтик, занавеска; изюм, резинка, корзинка.

12. Звуки з, з' в связной речи. Решение проблемной ситуации

Пока мы знакомили Азу и Зона с предметами, проказник Зеник залез в наш звездолет. Что будем делать? Рассуждения детей.

Аза говорит, что у них есть задира Зоник, зазнайка Зуник, подлиза Зуся. Объясните, почему их так назвали. А у нас есть такие дети?


Звуки з, з' в стихах, загадках, чистоговорках

Прочтите звездным детям стихи, чистоговорки, загадайте загадки.

Чтение слов

Аза, Зуся и Зуник просят написать их имена нашими буквами. Составьте их имена из букв.

Итог занятия

Мы привезли с собой что-то вкусное. (Зефир, изюм.) Угрс-тим звездных детей и попробуем сами.

Тема «Звуки з, з'»

ЗИМА

Материал. Картина «Зимний лес», костюм Зимы, игрушка — Дед Мороз; предметные картинки (гнездо, заяц, зимородок); буквенные кассы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика Угадайте, что я делаю?

Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, коньках. Дети повторяют движения.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы — покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно —мы недовольны вьюгой.

Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.

Сообщение темы занятия

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима.)

Входит логопед или воспитатель в костюме Зимы. А вот и я — Зима. Я принесла два своих любимых звука — з, з '

3. Характеристика звуков з, з' по артикуляционным и
акустическим признакам

Какой первый звук в моем имени? (Звук з'.) Моя подруга Вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (З-з-з-з-з.) Обозначение звуков з, з' цветовыми символами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...