Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подведение к умозаключениям




Что бы вы хотели сделать, чтобы наш край стал еще лучше, богаче, красивее? Чего нельзя делать? Что может принести вред


природе? Человек должен добрым быть, природу и свой край беречь и любить. Повторите и запомните эти слова. 15. Итог занятия

Тема «Звуки р, л, р', л'»

2. МЫ — ТУРИСТЫ

Материал. Карта России или глобус, изображения туристского снаряжения, летней одежды; виды гор, моря, пляжа.

Ход занятия

Оргмомент

Сегодня мы с вами продолжим путешествие. Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легко.

Сообщение темы занятия

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес
ким признакам

4. Произношение звуков в словах
Выставляется глобус или карта России.

Сегодня отправимся на Черное море. Назовите изучаемые звуки в словах Черное море. Что мы будем делать на море? (Загорать, плавать, плескаться, кататься на водных лыжах.) Отберите нужную для отдыха одежду. (Купальник, футболка, шорты, халатик, сарафанчик, гольфы, плавки, трусики, рубашка с короткими рукавами.) Какая это одежда? (Летняя, пляжная.) Назовите слова с мягкими согласными л', р'. Назовите слова со звуком р, затем со звуком л.

5. Согласование числительных с существительными
Сколько пар туфель вам нужно для отдыха? Сколько пар

сандалий возьмете? Как правильно сказать: «Один туфель, сандалий или одна туфля, сандалия?» Сколько возьмете полотенец? Будете ли вы фотографировать? Сколько фотоаппаратов возьмете с собой?

6. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слого-
вой анализ

Мы летим на самолете. Посмотрите в иллюминатор. Что вы увидели из самолета?

Задание «Угадай звук». Дети называют пропущенный звук и поднимают соответствующий кружйк. (По_я, _еса, _еки, __адугу, т_аву).


Затем дети называют слова со звуками л, л', р, р', а логопед — звук. Звуко-слоговой анализ слов трава, радуга.

Физминутка

Стюардесса объявляет: «Наш самолет приземлился в аэропорту города Адлер». Куда мы пойдем? (На пляж.)

Имитация плавательных движений. Дети изображают катание на водных лыжах и водных велосипедах.

Произношение звуков в предложениях

Составление предложений по опорным словам лодка, катер, теплоход, пальмы, водные лыжи, пляж. Выкладывание или зарисовка схемы предложения.

Чтение кроссвордов

На пляже увидели объявление: «Приглашаем эрудитов на соревнование». Кто такие эрудиты? Вы хотите стать эрудитами?

Выставляется или рисуется на доске простой кроссворд, в котором загаданы слова со звуками р, р', л, л'.

А теперь будем отгадывать слова и заполнять в кроссворде клетки буквами.

По горизонтали. 1. Как называет ся то место, где вам больше всего нравится купаться? (море). 2. Как называется гордая птица, которая на ска лах гнездится? (орел). 3. Судно дл5 плавания по реке (катер).

По вертикали. 1. Как называются места, по которым любят ходить туристы, скалолазы и альпинисты? (горы). 2. Полноводна, глубока, вдалеке шумит... (река). 3. Что надевают на ноги, чтобы быстрее плавать? (ласты). 4. Какой напиток приятно выпить после купания в море? (морс). 5. Как называется то место, где вы отдыхаете после купания в море? (пляж).

Проблемная ситуация. Словообразование

Наше путешествие продолжается. Кто мы с вами? (Туристы.) Хотите побывать в горах, полазить по скалам? Кем мы будем? (Скалолазами.)

Выставляются картинки с изображением гор, ледника.

Что такое ледник? Назовите похожие слова. (Ледяной, ледяные.) Чтобы подняться в горы, нужно особое снаряжение. Возьмем ледоруб. Из каких слов состоит это слово? Что еще возьмем? (Веревки, топорик, трос.) Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. (Снегопад.) Нас настиг


снегопад, где нам устроиться? (Под скалой, в ущелье, в пещере.) Снегопад не кончается. Что вы предлагаете?

Рассуждения детей по выходу из создавшейся ситуации.

Продолжается наш маршрут. Вот мы и на вершине горы. Что под нами? Что над нами? Вам не страшно? Какие мы? (Смелые, храбрые, выносливые, дружные, веселые. Мы настоящие туристы.) Как будем спускаться? У меня есть рация, можно вызвать... (вертолет).

Письмо

Напишем понравившиеся слова.

Итог занятия

Тема «Звук и буква ц»

ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

Материал. Игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыпленок.)

Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое.

2. Сообщение темы занятия. Выделение первого звука
из слов цыпленок Цып

Сегодня мы будем слушать и произносить звук ц и сочинять сказку о цыпленке Цыпе.

3. Характеристика звука ц. Обозначение цветовым
сигналом

4. Произношение звука ц в слогах

Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!» Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу}» Выразить мимикой испуг.


Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». Произнести более низким голосом.

5. Произношение звука ц в словах. Звуко-слоговой анализ и синтез

Выставляются предметные картинки: огурцы, цветы. Вышел Цып во двор, заглянул в огород. Что он увидел?

Произносится слово с пропущенным звуком цогур_ ы.

(Огурцы.) На грядке Цып увидел много... (огурцов). А теперь угадаем слово из перепутанных слогов — рец-пе. (Перец.) На клумбе растут ты-цве, (Цветы.) Растет много... (цветов). Они называются: нарциссы, гиацинты, настурции, цикламены.

Дети повторяют названия цветов. Даются «рассыпанные» звуки: о, ц, в, ы.

Какое слово можно составить из этих звуков? (Овцы.) А на дереве сидела... (птица) и зовут ее... (синица). А рядом сидела еще одна синица. Сколько их было? Сколько слогов в слове синица? Подскажите слог в моих словах, и вы услышите загадку о другой птице.

На шесте дво... (рец), Во двор... (це) пе... (вец), А зовут его скво... (рец).

Назовите похожие слова. Чем они похожи? В каких словах последний слог рец? Кого любят есть птицы? (Гусениц.) А теперь скажем дружно: «Скворцы и синицы — полезные птицы!»

Определение позиции звука ц в словах. Анализ слова гусеница.

Словотворчество детей

Сочиним чистоговорки и стихи вместе с Цыпом и со мной.

Сочинение детьми чистоговорок-небылиц со словами овца, скворец, огурец.

А теперь сочиним стихотворение.

Рос на грядке... (огурец).

Жил на дереве... (скворец).

Тот скворец был... (мудрец).

Он хотел съесть... (огурец).

Прилетела вдруг... (синица):

— Мне нельзя тут... (поживиться)?

Склевали вместе... (огурец).

И стихам нашим... (конец).


Физминутка

«Курица и цыплята».

Захотелось Цыпу напиться, откуда взять водицы? (Из колодца.) А тут и мама-курица пришла.

Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей семьей Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться,

Потому что как огня

Он воды боится. И сказала мама строго: — Мыться дети все должны. Цып играть не будет с нами. Нам грязнули не нужны.

Л.П., Н.Б. Успенские

Повторение детьми стихотворения, слов со звуком ц. Цып быстро побежал за... (полотенцем, мылом и мыльницей). А потом цыпленок Цып подружился со... (скворцом, синицей).

8. Анализ словесного состава предложения. Установле
ние ситуативных связей

Говорит скворец Цыпу: «Хочешь, я тебе расскажу, что есть за домом и кто там живет?»

Выставляется картинка с изображением цапли, зайца, болотца,

куста. Составляются предложения по опорным словам. Схема одного

предложения выкладывается на наборном полотне с намеренной

ошибкой. Цып тоже обозначает предложения полосками. Дети сверя-

ют свои схемы, исправляют ошибку.

Падежное управление

Захотелось Цыпу познакомиться с теми животными, в названии которых есть звук ц. Где он мог их увидеть? (В цирке, зоопарке.) На чем он мог туда добраться? (На мотоцикле.) Он стал... (мотоциклистом). Покажем, как мы едем на мотоцикле. Кто теперь мы? (Мотоциклисты.)

Выставляются картинки с изображением зверей.

Кого увидел Цып в зоопарке? (Медведицу, волчицу, львицу, куницу, лисицу, верблюдицу, ослицу.) Какой один и тот же слог в конце этих слов? (Цу.)

Есть в зоопарке звери и птицы, Львицы, лисицы, зайцы, куницы,


Цапли, цыплята, синицы, скворцы. А у скворцов есть... (птенцы).

Стихотворение повторяется хором несколько раз.

10. Знакомство с буквой ц

Мама-курица показала Цыпу букву ц.

Вот какая буква Ц. С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.

А. Шибаев

11. Чтение слов. Работа с разрезной азбукой. Переста
новка, дополнение, изменение букв в словах синица, куни
ца, лисица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...