Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

основы юридической психологии




 

 

Понятие юридическая психология употребляетсяв трех контекстных значениях: 1) как отрасль психологической науки, 2) как учебная дисциплина (см. Учебная дисциплина ЮП, 3) как психопрактика (см. Психопрактика)

Юридическая психология как отрасль психологической науки находится на стыке ее с юридической наукой и психологически исследует вопросы создания, функционирования и совершенствования правовой сферы общества. Путь ее развития включает длительную предысторию (XVII-XIX в.в.) и этап зарождения, начавшийся на рубеже XIX- XX веков и обозначивший переход к истории юридической психологии как науки, переход от суммы разрозненных интуитивных суждений к системе взаимосвязанных достоверных знаний, основанных на данных, полученных научными методами и отвечающих другим требованиям научности. Это выразилось и в обособлении системы юридико-психологических знаний, идентификации совокупности их как особой отрасли научного знания, получившей в то время название «судебная психология».

После более чем 30-летнего застоя, вызванного периодом сталинского беззакония, с середины 60-х г.г. и до начала XXI в. она пережила этап возрождения, интенсивного развития и превращения в «настоящую науку» [1]. Он был обусловлен:

· объективными потребностями преодоления наследий сталинизма в правоохранительной деятельности,

· обострением противоречий в жизни социалистического общества в 70-80 годы,

· падением уровня законности и правопорядка в период «перестройки», распада СССР, начала создания новой демократической России в 90-е годы, вызвавшими коренные изменения в правовой сфере и деятельности персонала правоохранительных органов.

С науковедческих позиций он характерен тем, что на этом этапе складывались и сложились к концу его основные, устоявшиеся научные подходы, представления, положения, выступающие признаками «настоящей науки»: само название «юридическая психология», понимание объекта (см. Объект ЮП) и специфического предмета (см. Предмет ЮП) – юридико-психологической действительности (см. Юридико-психологическая действительность), занятое место в системе других наук, цели и задачи юридической психологии (см. Цели ЮП, Задачи ЮП), основные принципы и требования к юридико-психологическому исследованию, специальная методология и методика исследования (см. Методология ЮП, Методика юридико-психологического исследования), комплекс взаимосвязанных разделов и направлений исследования (см. Система юридико-психологического знания), понятийный аппарат, система непротиворечивых научных теорий, научное признание и имидж. В юридической психологии сложилось то, что принято называть сейчас парадигмой науки. Предложивший этот термин американский ученый Т. Кун, так характеризовал науку, обладающую своей парадигмой: неоспариваемая правомерность проблем, исследуемых ею, наличие традиционных методологических, концептуальных, инструментальных и прикладных подходов, используемых большинством исследователей, а так же оснований, в рамках которых новые поколения ученых могли бы найти для себя нерешенные проблемы и подходы к их решению. «Парадигма – это то, что объединят членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму»[2].

Следует отметить и иные признаки научной зрелости юридической психологии, отчетливо обозначившиеся к концу XX века:

· официальное признание юридической психологии как отрасли психологической науки, нашедшее свое воплощение во включении ее в государственный перечень научных специальностей,

· официальное включение ее в печень специальностей, по которым готовятся психологи с высшим образованием, и появление соответствующих образовательных учреждений (факультетов),

· появление в правоохранительных органах психологических служб с задачами реализации достижений юридической психологии в практику правоохранительной деятельности,

· возникновение особого научного сообщества специалистов-психологов, профессионально занимающихся проблемами юридической психологии,

· резкое увеличение количества публикаций, книг по юридической психологии во второй половине 90-х г.г., а так же периодического издания «Психопедагогика в правоохранительных органах» (Омск),

· безоговорочное признание в конце XX века ее значимости практическим работниками правоохранительных органов, завершившее 30-летний период психологического перелома в мнении юридической общественности, первоначально отрицавшей ее.

Наличие сложившихся научных основ отнюдь не означает, что сейчас все юридические психологи абсолютно едины во всех вопросах. Сохранились даже сторонники традиционного названия отрасли – «судебная психология» (под таким названием, например, во многих образовательных учреждениях изучается юридическая психология), либо считающие идентичным название «правовая психология». Хотя очевидно, что науку, занимающую пограничное, стыковое положение между юридической и психологической науками иначе как юридической психологией просто по иному назвать нельзя[3], и, кроме того, это нормативно определенное название. Юридическая психология – родовое понятие по отношению к понятиям «судебная психология», «психология права» и др., выступающими видовыми и обозначающими отдельные разделы юридической психологии.

Успеху этапа возрождения юридической психологии, ее интенсивного развития и превращения в «настоящую науку» в последней трети XX в. способствовал прогресс психологической науки в нашей стране, рост численности и повышение квалификации психологического корпуса научных работников страны. Инициативные усилия по возрождению и развитию юридической психологии в 60-е годы предпринимались А.Р. Ратиновым, А.В. Дуловым, Л.Б. Филоновым, А.Д. Глоточкиным, В.Ф. Пирожковым и др.

В 1970 году была проведена всесоюзная конференция по юридической психологии (руководитель-организатор А.Р. Ратинов), сыгравшая заметную роль в активизации юридико-психологических исследований и консолидации сил психологов, работавших в правоохранительных органах.. Важной была поддержка Генеральной Прокуратуры СССР и Министерства внутренних дел, прозорливо оценивших прикладные возможности и перспективность юридической психологии и организовавших в 1968 г. Сектор правовой психологии (рук. А.Р. Ратинов) при Институте изучения причин и условий совершения преступлений Генеральной прокуратуры (затем он был переименован в Отдел юридической психологии) и в 1974 г. кафедру психологии управления при Академии МВД СССР (нач. А.И. Китов). Большую помощь оказывали ведущие отечественные психологи Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин, А.Г. Ковалев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова и др

Конструктивные и далеко идущие последствия сыграла изначальная прикладная ориентация научных поисков. Скептицизм практических работников правоохранительных органов в отношении возможностей юридической психологии и ее рекомендаций, доходивший порой до полного отрицания и даже сарказма, требовал психологической перестройки общественного мнения. Решению этой задачи способствовало развернутое с 1979 года Академией МВД масштабное и длившееся 10 лет научно-практическое сотрудничество психологов и практиков (рук. А.М. Столяренко). В правоохранительных органах Московской, Черновицкой, Ярославской, Ивановской, Пермской, Челябинской, Могилевской, Полтавской областей на основе инициативных договоров создавались на общественных началах кафедры, научные лаборатории, консультационные пункты, читались курсы лекций по юридической психологии, совместно с практическими работниками и по их заявкам проводились исследования, эксперименты, местные научно-практические конференции, организовывались встречи с учеными, круглые столы, разрабатывались психологически обоснованные предложения и рекомендации (за 10 лет их было разработано 400), определялась их эффективность, а результаты доводились до практических работников, убеждая в возможностях психологической науки. Аналогичная работа по укреплению связи с практикой и развитию теоретических и прикладных основ различных направлений юридической психологии проводились и в других организациях психологов правоохранительных органов. В этой работе плодотворно участвовали и формировались юридические психологи нового поколения О.Я. Баев, В.А. Бакеев, Я.Я. Белик, Н.Р. Битянова, Б.Г. Бовин, В.Л. Васильев, А.А. Волков, Н.И. Гаврилова, Ф.В. Глазырин, А.Д. Глоточкин, В.В. Гульдан, В.А. Данилов, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, В.Ф. Енгалычев, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, Е.П. Клубов, В.И. Коваленко, Л.П. Конышева, И.О. Котенев, Д.П. Котов, М.М. Коченов, И.А. Кудрявцев, Т.Н. Курбатова, М.И. Марьин, В.В. Мицкевич, А.И. Мокрецов, В.Ф. Москаленко, В.В. Немирич, В.А. Носков, А.И. Папкин, А.Н. Пастушеня, Е.В. Петухов, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, И.Б. Пономарев, Е.А. Пономарева, В.В. Романов, Е.Г. Самовичев, О.Е. Сапарин, П.И. Сергеюк, О.Д. Ситковская, А.Н. Сухов, Н.А. Токарев, В.П. Трубочкин, А.И. Ушатиков, В.И. Филиппенко, И.К. Шахриманьян, В.И. Черненилов, Ю.В. Чуфаровский, А.Г. Шестаков, Г.Г. Шиханцов и др. Итоги первого периода этого этапа подвела вторая всесоюзная конференция по юридической психологии, проведенная в г. Тарту в 1986 году (руководители-организаторы М.А. Котик, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко)..

К концу XX века юридическая психология практически преодолела болезни роста и оформления в развитую отрасль научно-психологического знания. Она совершила важный научный скачок в качественный новое свое состояние. Отчетливым признаком егоявился решительный выход за пределы первоначально зауженной области ее интереса, ограниченной психологическими вопросами судопроизводства. Исследованиями юридической психологии охвачены уже почти все стороны правовой действительности, понимаемой так как понимает ее юридическая наука. Первая попытка отражения этого нового научного состояния юридической психологии была сделана в пособии «Прикладная юридическая психология»[4]. Смена первоначального названия «судебная психология» на новое – «юридическая психология» отражает качественные изменения в ее парадигме, новое понимание своего объекта и предмета исследований, своей ответственности перед наукой и практикой.

В настоящее время юридическая психология предстает перед научной общественностью и практиками-правоведами как одна из наиболее развитых отраслей отечественной психологической науки, причем интенсивно продолжающей развиваться в современных условиях. На рубеже нового столетия осуществлена ее научная саморефлексия - «инвентаризация» и переосмысление всего достигнутого за прошедшие 100 лет, что воплотилось в ряде капитальных учебников и учебных пособий[5]. Эту же роль призвана выполнить и настоящая Энциклопедия юридической психологии. Появилось молодое и многочисленной поколение творчески работающих и хорошо подготовленных юридических психологов, которым предстоит вместе со старшими коллегами обеспечить реализацию богатых возможностей своей науки в условиях становления новой России.

XXI век ставит перед юридической психологией новые и более сложные научно-прикладные задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка в условиях заметно усилившейся криминализации жизни страны, необходимости ликвидации последствий упущений и ошибок, допущенных в государственном управлении за последние 15 лет, осуществляемой демократизацией и гуманизацией системы управления, коренными изменениями в правовой системе. Особую важность приобрела задача психологического обеспечения курса на создание в России правового государства и гражданского общества. Ее не решить только исследованиями проблем правоприменения, провоисполнения, специальной профилактики и борьбы с преступностью, т.е. по преимуществу следствий, а не основных первопричин состояния законности и правопорядка. Необходим широкий размах исследований и практических разработок по формированию и усилению правоутверждающей деятельности, направленной на формирование «духа права» в обществе, правовой психологии и культуры всех граждан, их правоутверждающей активности, конструктивное укрепление психологических позиций права и законности в деятельности государственных структур и сотрудников правоохранительных органов, социально-юридических влияний их деятельности. Можно говорить о том, что с началом XXI века юридическая психология вступает в новый этап своего развития – этап психологического обеспечения создания в России правового общества.

Развитие ЮП лежит не на пути спекулятивных рассуждений, а на накоплении собственного фактического материала, полученного научными методами, проведения формирующих экспериментов и построении на основе их достоверных оценок, выводов и предложений. Важным для нового этапа выступает охват юридико-психологическими исследованиями всех приложений психологии к правовой сфере. Прежде всего это относится к правовым аспектам деятельности государственного аппарата, законодательных и правоохранительных органов. Существуют большие задолженности психологов в исследовании проблем законотворчества, деятельности органов налоговой службы и налоговой полиции, органов юстиции, адвокатуры, негосударственных организаций обеспечения правоохраны (частные детективные и охранные службы). Есть отставание от потребностей жизни исследований прокурорской деятельности, таможенной, судов. Актуально исследование новых явлений в криминальной обстановке: организованной преступности, терроризма, защиты работников отправляющих правосудие, истцов, свидетелей от постороннего давления и др. В повышенном внимании нуждаются исследования психологии правовоспитания (особенно подрастающего поколения, молодежи), формирования правовой психологии населения, деятельности всех структур, оказывающих на нее влияние и особенно учреждений образования, культуры, досуга, средств массовой информации. Острыми остаются психологические проблемы управления правоохранительными органами и работы с их персоналом.

Существенны и стратегические задачи развития психологии как «настоящей», особой, самостоятельной отрасли научного знания, сохранения ею своего «научного лица». В повышенной заботе нуждается углубление ее связи с юридической наукой и правоохранительной практикой, дальнейшая «юридизация» исследований при сохранении психологической предметности их. Это требует повышения юридической подготовленности психологов и психологической подготовленности юристов, занимающихся проблемами юридической психологии. Вместе с тем, осуществляя взаимодействие со смежными науками, ошибочно подменять психологический подход подходами других наук, «размывая» границы между психологией и ими. На рубеже XXI века некоторые юридические психологи поступаются психологической предметностью и решением собственно психологических проблем, сползая на юридические или психиатрические рассуждения, подменяя психологию юриспруденцией и психиатрией.

Следует иметь в виду так же и то, что специфика подхода юридической психологии как отрасли психологической науки обязывает системно охватывать все сферы психики, комплексно изучать и учитывать в психопрактике психофизиологические, функционально-психологические и социально-психологические феномены в их единстве и иерархической соподчиненности. Только при таком подходе возможен наиболее полный и продуктивный научно-психологический ответ на запросы правоохранительной практики. Однако во многих исследованиях и работе практических психологов явно преобладает узкий психофизиологизм и особенно слаб социально-психологический подход. В самом конце XX века обнаружилось значительное ослабление внимания к психологическим проблемам повседневной конструктивной работы с сотрудниками правоохранительных органов, повышения их психологического потенциала, обеспечения успеха деятельности, профилактики (в широком смысле) профессиональных и жизненных неудач и увлечение вопросами работы с ними уже после того как с ними что-то случилось. В результате в деятельности ряда психологических служб из всех возможных и нужных практике психологических направлений реализуется преимущественно клинико-психологическое с использованием только медико-психологических технологий.

При проведении юридико-психологических исследований естественно следование методологическим и теоретическим традициям отечественной психологической науки – уникального и ценного явления в мировой психологии. Разумно, конечно, использовать все полезное, что имеется в зарубежной психологии, в том числе и зарубежной юридической психологии. Однако волна интереса ко всему зарубежному сопровождается зачастую некритическим заимствованием не отвечающих российскому менталитету и культурно-историческим традициям идей и психотехнологий, принятием их на веру как истин в последней инстанции. Необходимо отдавать отчет в том, что большинство таких технологий строится на основе психиатрических концепций, глубинных фрейдистских идей и ориентировано на преодоление болезненных явлений в психике, их психопрофилактику и лечение. Психология же – наука о здоровой психике. Поэтому для юридического психолога более естественен преобладающий интерес к нормальной работе с людьми – содействию развитию их качеств и способностей, самоутверждению, созданию благоприятных психологических условий для деятельности, поведения и жизни, направлению и усилению мотивации, совершенствованию привычек и умений, подготовке к решению трудных задач, помощи в их решении, предупреждению возможных промахов, оптимизации взаимоотношений и общения, обеспечению сплоченной работы групп и т.п. Эти направления в общем случае должны преобладать в практической работе психолога, а задача исследователей – обеспечить его разработкой соответствующих психотехнологий.

Излагаемое в Энциклопедии позволяет понять не только достигнутое юридической психологией, но и пробелы в ее развитии, а так же стать основой для подхода к решению стоящих актуальных проблем и движения в будущее. В обществе, от которого мы ушли, и которое мы хотим в России создать, значимость решения психологических проблем укрепления законности и правопорядка резко возросла, что объективно повышает роль юридической психологии и, вместе с тем, научную и гражданскую ответственность людей, сделавших ее своей профессией.

Задачи и перспективы развития российского общества, социальные ожидания ее народа превращают юридическую психологию в отрасль научного знания, имеющую широкий научно-исследовательский простор, долговременную научную перспективу для развития и острую практическую значимость, обладающая научным инстументарием для удовлетворения запросов практики. Ее научное и практическое будущее связано с необходимостью специализации подготовки психологов, готовящихся к работе в правовой сфере, созданием центров исследований актуальных перспективных проблем юридической психологии, консолидацией сил юридических психологов, работающих в разных структурах, преодолением «модной» односторонней теоретической и прикладной ориентации на «западные образцы» и забвения достижений отечественной психологии, четким разграничением психологических и психиатрических подходов, недопущением психиатризации психопрактики.

Статьи первого раздела Энциклопедии посвящены основным положениям и категориям, относящимся к исходным парадигмальным позициям юридической психологии, характеризующим ее как отрасль научного знания. Они касаются методологических и теоретических основ юридической психологии – научной базы, фундамента ее системы, развиваемых теорий и специфики исследований.

. (А.М. Столяренко)

* * *

 

Статьи раздела 1: Гендерные исследования и ЮП. Задачи ЮП. Истоки становления юридической психологии как науки и психопрактики. Историко-психологические исследования в ЮП (состояние и перспективы). История зарубежной ЮП в ХХ столетии (основные тенденции). История ЮП в России в ХХ столетии (основные тенденции). Категориальное развитие ЮП. Категория "активность" и соподчиненные с ней понятия ("действие", "деятельность", "свобода") в ЮП. Категория «когнитивность» в ЮП. Категория "личность" и соподчиненные с ней понятия ("Я", "субъект", "индивид") в ЮП. Категория «мышление» в ЮП. Категория "направленность" и соподчиненные с ней понятия (идеал, ценность, мотив, цели, потребности) в ЮП. Категория "соучаствование" и соподчиненные с ней понятия ("интеракция", "общение", "отношения") в ЮП. Конфликт в ЮП. Личностный подход в ЮП. Матрица методик исследования. Методика юридико-психологического исследования. Методологические основания психопрактики в правовой сфере. Методология ЮП. Методы юридико-психологического исследования. Объект исследований ЮП. Основные виды юридико-психологической подготовленности сотрудников ПОО. Основные области связей деятельности сотрудника ПОО с психологией. Перспективные направления в развитии теоретико-методологических основ ЮП. Подготовка судебных экспертов-психологов. Подходы к раскрытию юридико-психологической реальности. Правовая психология и правовая культура. Правовая психология и правосознание. Предмет ЮП. Предпосылки возникновения ЮП. Психоистория правовой сферы. Психологическая инфраструктура правоохранительной деятельности. Психологическая культура в правовой сфере. Психология государственной службы. Психология деятельности ПОО. Психопрактика в правовой сфере. Система юридико-психологического знания. Системный подход в ЮП. Социально-психологический подход в ЮП. Специальная методология ЮП. Теснота связи разных видов деятельности сотрудников ПОО с психологией. Целостно-психологический подход в ЮП. Цель ЮП. Юридико-историческая психология. Юридико-психологическая действительность (реальность). Юридическая психолингвистика. Юридическая психология - научная специальность. Юридическая психология - отрасль науки. Юридическая психология - специализация и специальность. Юридическая психология - учебная дисциплина.

 

* * *

Гендерные исследования и юридическая психология. Термин "гендерные исследования" появился в 80-х годах XX века и связан с введением базового понятия гендер (социальный пол), применяющегося для анализа социальных отношений, в отличие от понятия пол, определяющего анатомо-биологические особенности различий мужчин и женщин. В современных гендерных исследованиях рассматривается, какие роли, черты характера, нормы, ценности предписывает общество женщинам и мужчинам через механизмы социализации, разделения труда, культурные традиции. Межгрупповое взаимодействие в гендерных системах анализируется на разных уровнях: с точки зрения социального статуса полов ("половых ролей"); через систему гендерных зависимостей, пронизывающих все социальные отношения; и как проблема культуры (Т.А.Клименкова, 2001). Являясь междисциплинарной отраслью знания, гендерные исследования развиваются в философском, историческом, экономическом, социологическом, политологическом, психологическом, лингвистическом и других аспектах и активно начинают занимать свою научную нишу в сфере права. Наиболее тесное взаимодействие и взаимообогащение гендерных исследований и юридической психологии можно отметить по следующим направлениям: правовая психология общности, формирование специфики правосознания, особенности правовой социализации, криминогенной мотивации, криминального насилия, проблемы виктимности. В методическом инструментарии гендерных исследований преобладают скорее качественные, чем количественные методы. Проведение нестатистических, "мягких" измерений социокультурных факторов дифференциации полов (например, в форме глубинных интервью) сближает гендерные исследования с юридико-психологическим подходом при проведении судебно-психологических экспертиз. Так, например, без учета гендерных установок, как субъектов, так и объектов преступлений, совершенных на сексуальной почве, невозможно всестороннее понимание их социальных и психологических причин, и при всей процессуальной определенности каждое экспертное психологическое исследование является уникальным по своему психологическому содержанию. Специфической тематикой гендерных исследований являются вопросы сексуальных домогательств и различных форм насилия. В рамках гендерного подхода истоки этих явлений можно искать в патриархатном типе культуры, дисбалансе систем материального производства и воспроизводства человека, в "дискриминационных гендерных практиках" (М.М. Малышева, 2001) в приватной сфере. Сотрудничество в едином исследовательском пространстве специалистов по праву, юридической психологии, гендерным исследованиям должно способствовать становлению в российском праве гендерного права (Л.Н.Завадская,2001), ответственного за "справедливое измерение свободы двух субъектов общества" - мужчин и женщин.

(Е.Н. Махмутова)

Задачи юридической психологии. Достижение целей ЮП обеспечивается решением комплекса основных задач. 1. Изучение истории развития юридико-психологического знания и его использования в обществе и органах правопорядка. 2. Разработка методологии и методики юридико-психологического исследования и познания. 3. Создание научной психологической картины правовой реальности, ее парадигмы, понятийно-категориального аппарата..4. Теоретическая и прикладная психологическая разработка правосозидательной деятельности государства, общества, их структур, органов и организаций по формированию правовой психологии, правовой культуры населения и последовательному упрочению психологических основ правового государства 5. Разработка психологически обоснованных мер по укрепления законности и обеспечению прав граждан. 6. Прикладная разработка проблем правовой социализации молодежи 7. Исследование роли психологических причин и условий в криминализации личности, групп и совершении ими преступлений. 8 Разработка психологически обоснованной системы мер по эффективной профилактике правонарушений и преступлений. 9. Проведение психологических исследований по актуальным проблемам совершенствования законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. 10. Исследование психологической специфики деятельности разных правоохранительных органов (см. Психология деятельности правоохранительных органов). 11. Теоретическая и прикладная разработка психологических проблем юридического образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки сотрудников ПОО. 12.. Разработка систем специальной профессионально-психологической и морально-психологической подготовки различных категорий сотрудников (включая руководителей) ПОО. 13. Исследование психологических проблем и разработка мер по экстремальной подготовке сотрудников. 14. Обеспечение психологической эффективности управления ПОО и работы с их персоналом. 15. Разработка проблем эффективного экстремального управления и работы с персоналом при решении служебно-боевых задач. 16. Разработка проблем эффективной постэкстремальной работы с сотрудниками. 17. Научное обоснование и обеспечение функционирования психологической службы в ПОО, разработка интенсивных юридико-психологических технологий ее деятельности. 18. Обеспечение подготовки юридических психологов и высококвалифицированных дипломированных специалистов по юридико-психологическим проблемам. 19. Участие в пропаганде юридико-психологических знаний, их распространению среди всех, кто имеет отношение к укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и антикриминальной безопасности граждан. 20. Изучение зарубежного опыта решения юридико-психологических задач и проблем и путей его использования в условиях современной России.

(А.М. Столяренко)

Истоки становления ЮП как науки и психопрактики. В начале ХХ в. произошла институализация ЮП как прикладной науки. Если раньше обосновывались перспективы развития лишь по ее отдельным направлениям - криминальной (Г. Гросс,1898; Р. Зоммер, 1904 и др.), судебной (А.У. Фрезе, 1871; В. Штерн, 1903 и др.) и пенитенциарной психологии (И.Я. Фойницикий, 1879; А. Принс, 1886; Ф. Лист, 1898 и др.), то в 1906 г. Э. Клапаредом введен обобщающий термин "юридическая психология" и стал читаться в Женевском университете соответствующий учебный курс. Немецко-американским психологом Г. Мюнстенбергом (1908, 1914) обоснован психотехнический подход в развитии ЮП и раскрыто его влияние на практику. Признание важности достижений ЮП проявилось в издании ряда специализированных журналов: за рубежом - "Доклады по психологии показаний" (с 1903 г.; редактора В. Штерн, Г. Гросс, О. Липман), а в России - "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма" (с 1904 г.; редактор В.М. Бехтерев).

Методолого-концептуальные основания ЮП закладывались представителями разных областей знания (философии, права, социологии, психиатрии, физиологии, психологии и др.), что вело к перманентным научным дискуссиям как в публикациях, так и в рамках заседаний различных научных обществ и международных конгрессов юристов. На развитие теории правовой психологии большое влияние оказывали философские труды И. Бентама, Г. Гегеля, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В.С. Соловьева и др., а также "психологическая теория права", созданная в 1898-1907 гг. русским юристом Л.И. Петражицким. Последним доказывалось, что именно психология, ее теории эмоций и мотивации способны дать научно обоснованное решение вопросов правового регулирования и, в частности, оценки индивидуального и массового поведения при совершении преступлений. На развитие юридической психологии оказывали влияние исследования психиатра Ч. Ломброзо, изучавшего антропологические корни преступности, а также криминологов Ж. Кетле, Э. Ферри, М.Н. Гернета и др., осуществивших комплексный анализ детерминации противоправных деяний. Развитие теории здесь шло под влиянием: концепции "опасного состояния" Р. Гарофало (1880), где преступление объяснялось наличием у человека психического состояния, вызванного конфликтом с нормами общества; социально-психологических концепций Г. Тарда (1890) и Г. Лебона (1895), вскрывших роль психологических механизмов подражания и заражения в развитии противоправного поведения толпы, теории "социальной дезорганизации" Э. Дюркгейма (1893), где показана роль состояния "аномии" в эскалации в обществе преступности; социологических идей П.А. Сорокина (1914), где источником постоянно существующей в уголовной политике коллизии "преступление - наказание" рассматривается исторически обусловленное столкновение "шаблонов поведения". Под влиянием естествознания, психиатрии и психологии активно утверждались объективные методы обследования участников следствия и судопроизводства: психофизиологические обследования (В.М. Бехтерев, 1902, 1912); тесты интеллектуальных способностей (А. Бине, 1905); антрополого-конституциональные измерения (Ч. Ломброзо, 1876, 1898; Э. Кречмер, 1921), полиграфическая детекция лжи (К. Юнг,1921; А.Р. Лурия, 1927). В начале ХХ в. узловым направлением исследований здесь выступили вопросы достоверности свидетельских показаний, влияние объективных и субъективных факторов на судопроизводство (В. Штерн 1903, 1912; К. Марбе,1913, О. Липман, 1914; Г. Португалов, 1903; М. Хомяков,1903, О. Гольдовский, 1904; А. Елистратов, А.В. Завадский,1904; Е. Кулишер, 1904, А.Ф. Кони, 1905 и др.).

Для начала XX веков характерна и активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказания, и научной оценки средств их исправления, что нашло отражение в многочисленных публикациях как отечественных (М.Н. Гернет, С.К. Гогель, Д.А. Дриль, А.А. Жижиленко, С.П. Познышев), так и зарубежных ученых (И.Б. Горинг, В. Хилес).

(В.М. Поздняков)

Литература: Болтунов А.П. О судебной психологии. - М., 1916; Мюнстенберг Г. Основы психотехники. В 2-х ч. - СПб., 1996. Ч. 2. Р. 7; Курилов С.К. Истоки судебной психологии в России ХIХ века // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. № 352. - М., 1969; Его же. К проблеме становления судебной психологии в России // Проблемы судебной психологии. Тезисы на IY Всесоюзный съезд общества психологов СССР. - Тбилиси, 1971; Поздняков В.М. Краткая история прикладной пенитенциарной психологии // Прикладная пенитенциарная психология. - Рязань, 1999. С. 4-70; Bartol C.R. & Bartol A.M. History of forensic psychology // Handbook of Forensic Psychology. - New York, 1987. P. 3-21.

Историко-психологические исследования в ЮП (состояние и перспективы). В отличие от других психологических дисциплин в ЮП проведено мало историко-научных исследований. При этом все они реализованы на переломных этапах ее развития: в 1920-е годы - исследования М.Н. Гернета (1921, 1925), в 1960-70-е годы - А.Р. Ратинова (1967) и С.К. Курилова (1972), в 1990-х годах - И.Б. Пономарева (1994) и В.М. Позднякова (1998, 2000). Соблюдение принципа историзма позволило выявить тенденции в методологических ориентациях, развитии концептуальных основ и методов, а также взаимосвязей с другими науками..

Сегодня, когда за счет практиков значительно расширилось профессиональное сообщество юридических психологов и с их стороны наблюдается преимущественная ориентация на ассимиляцию зарубежного инструментария без серьезной методолого-теоретической рефлексии, важным является полномасштабное изучение отечественного исторического наследия и активизация историко-сравнительных исследований. Важно решить ряд задач: 1) осуществить сбор, систематизацию и периодизацию всех видов юридико-психологического знания (теоретического, методического, психопрактического); 2) выявить закономерности, тенденции и направления развития юридической психологии на различных ее исторических этапах и спрогнозировать возможные пути ее конструктивной эволюции; 3) оценить на основе историко-сравнительных исследований состояние методолого-концептуального и методического обеспечения по подотраслям и направлениям юридической психологии, перспективам их дальнейшей дифференциации и интеграции, а также воздействие их достижений на правотворческую и правоприменительную практику.

При проведении исследований по юридико-психологическому наследию прошлого целесообразно одновременно использовать разные модели историографии ("персоналистическую", "проблемно-историческую", "историю идей", "социально-историческую" и др.), чтобы в итоге выйти на адекватное вскрытие влияния на ее развитие различных детерминант (предметно-логической, социокультурной и личностной и др.). Это актуально в силу ряда обстоятельств: во-первых, основания ЮП закладывались представителями ряда наук, а ее развитие в советский период шло одновременно под значительным влиянием идеологии и правовых догматов, что серьезно повлияло на концептуальные основы и категориальный аппарат; во-вторых, до настоящего времени многие юристы стремятся внести вклад в развитие ряда направлений ЮП, считая их относящимися к правовым наукам (например, исследования по криминальной психологии рассматривать как психокриминологию, психологические методы в следствии - как раздел криминалистики и т.д.); в-третьих, в постсоветский период происходит широкое, но предметно не адаптированное заимствование психологами-практиками достижений из других наук, что не всегда позволяет адекватно изучать и интерпретировать специфические закономерности юридико-психологической реальности. Результаты историко-психологических исследований должны не только вскрыть особенности прошлого, но и конструктивное развитие ЮП. Исследования по исторической проблематике призваны так же заложить основы нового направления - юридико-исторической психологии, а также внести вкладв развитие психоистории правовой сферы.

(В.М. Поздняков)

Литература: Курилин С.К. История развития судебной психологии в СССР: Автореферат дис... канд. психол. наук. - М., 1972; Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы: Автореферат дис... доктора психол. наук. - М., 2000; Хрестоматия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...