Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструкции каналов и тоннелей

Особенности проектирования каналов и туннелей.

Общие сведения

Канал — подземное закрытое горизонтальное или наклонное протяженное непроходное сооружение, предназначенное для размещения коммуникаций.

В каналах прокладывают наружные и внутрицеховые инженерные сети, в том числе трубопроводы различного назначения, электрокабели и электрошины; их используют также в качестве воздуховодов, лотков для стоков жидкостей и др.

Высота каналов не превышает 1700 мм. В одном канале рекомендуется прокладывать сети различного назначения, если это совмещение не противоречит нормам и правилам техники безопасности.

Тоннель — такое же сооружение высотой 1800 мм и более, предназначенное для размещения коммуникаций и оборудования с проходом для обслуживающего персонала или для прохода людей, также используют как воздуховоды большого сечения.

По назначению различают тоннели:

1. пешеходные — для прохода людей;

2. конвейерные — для транспортирования материалов в тоннелях транспортерами и конвейерами;

3. подштабельные, расположенные под складами материалов (руды) и предназначенные для транспортирования этих материалов;

4. коммуникационные — для прокладки трубопроводов различного назначения;

5. кабельные — для прокладки электрокабелей и электрошин;

6. комбинированные — совмещающие прокладку трубопроводов и электрокабелей или транспортирование с передвижением людей; воздуходувные.

Трассы каналов, тоннелей и коллекторов должны иметь наименьшую протяженность и минимальное число поворотов и пересечений с дорогами и другими коммуникациями.

Повороты трасс, ответвления, а также пересечения с дорогами и коммуникациями принимают под углом 90°.

По условиям генерального плана предприятия допускается в отдельных случаях уменьшать углы пересечения с железными дорогами до 60°, с авто-мобильными дорогами, тоннелями, каналами и коллекторами — до 45°, с кабельными эстакадами и галереями — до 30°. Требования к проектированию каналов и тоннелей приведены в СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.04.07-86, СНиП Н-89-80, СНиП 2.04.03-85, СНиП 2.09.03-85.

 

Для предприятий и промышленных узлов проектируют единую систему инженерных сетей, размещаемых в технических полосах, обеспечивающих занятие наименьших участков территории и увязку со зданиями и сооружениями.

Инженерные сети прокладывают вне проезжей части автомобильных дорог. На территории реконструируемых предприятий допускается размещение подземных сетей под автомобильными дорогами. Вентиляционные шахты, входы и другие устройства каналов и тоннелей размещают вне проезжей части и в местах, свободных от застройки.

В каналах и тоннелях допускается размещение газопроводов горючих газов (природных, попутных нефтяных, искусственных смешанных и сжиженных углеводородных) с давлением газа до 0,6 МПа совместно с другими трубопроводами и кабелями связи при условии устройства вентиляции и освещения в соответствии с санитарными нормами.

Не допускается совместное размещение в канале и тоннеле:

· газопроводов горючих газов с кабелями силовыми и освещения за исключением кабелей для освещения самого канала или тоннеля;

· трубопроводов тепловых сетей с газопроводами сжиженного газа, кислородопроводами, азотопроводами, трубопроводами холода, трубопроводами с легковоспламеняющимися, летучими химическими едкими и ядовитыми веществами и со стоками бытовой канализации;

· трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с силовыми кабелями и кабелями связи, с сетями противопожарного водопровода и самотечной канализации;

· кислородопроводов с газопроводами горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с трубопроводами ядовитых жидкостей и с силовыми кабелями.

Допускается совместное размещение в общих каналах и тоннелях трубопроводов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей с напорными сетями водопровода (кроме противопожарного) и напорной канализации.

 

 

Параметры и размеры

Внутренние размеры высоты и ширины каналов и тоннелей принимают кратными 0,3 м, высота каналов допускается 0,45 м.

Каналы и тоннели рекомендуется проектировать одно-, двух-, трех- и многопролетными (табл. 4.2).

Пролеты назначают с одинаковыми размерами поперечных сечений, в отдельных случаях по технологическим условиям разные, но унифицированные. При разных высотах средние пролеты проектируют большей высоты для обеспечения стока воды с перекрытия.

Внутренние габариты каналов и тоннелей прокатных и трубных цехов, располагаемые в теле фундаментов, принимают в соответствии с табл. 4.3.

Рекомендуемые размеры проходов в различных тоннелях приведены в табл. 4.4.

Минимальные расстояния между строительными конструкциями каналов и тоннелей и трубопроводами тепловых сетей, а также расстояния между смежными трубопроводами в тоннелях принимают по табл. 4.5 и 4.6.

Внутренние размеры камер для тоннелей и каналов рекомендуется назначать модульными в соответствии с рис. 4.2 и табл. 4.7.

При размерах в плане 5,4 X 5,4 м и более для опирания перекрытия предусматривают колонны, располагаемые в увязке с трубопроводами и оборудованием, размещаемым в камере. При примыкании тоннелей и каналов к камерам рекомендуется их привязка в плане — по внутренним размерам, кратным 300 мм.

 

 

Конструкции каналов и тоннелей

Каналы и тоннели проектируют сборными из унифицированных железобетонных элементов. При технико-экономическом обосновании допускается выполнение тоннелей или их элементов (углы поворота, камеры и др.) из монолитного железобетона.

При проектировании сборных железобетонных каналов и тоннелей следует принимать типовые конструкции:

· каналов из лотковых элементов и плит и тоннелей из лотковых элементов;

· тоннелей с уголковыми стеновыми элементами и из объемных элементов.

Для каждого территориального района целесообразно назначить тип тоннелей, выбор которого должен быть технико-экономически обоснован.

Рекомендуемые типы сборных конструкций каналов приведены на рис. 4.3; габаритные размеры их даны в табл. 4.4. Каналы, в которых плита располагается в уровне подошвы (рис. 4.3, б), принимают для прокладки тепловых или других сетей с изоляцией. В отдельных случаях допускается применение каналов из сводчатых железобетонных элементов (рис. 4.3, г), если освоено их производство.

Конструкции тоннелей (рис. 4.4, а, б, г) со съемными перекрытиями или лотками позволяют монтировать трубопроводы и оборудование сверху при строительстве и эксплуатации.

Стеновые элементы и плиты перекрытий (рис. 4.4, б, г) в зависимости от размеров тоннелей и нагрузок проектируют гладкими или ребристыми с внутренней стороны.

Двухпролетные монолитные тоннели (рис. 4.4, е, ж) выполняют со средней продольной балкой и колоннами. Балки могут быть выступающими внутрь тоннеля или наружу. В местах проемов перекрытия усиливают железобетонными балками или утолщением перекрытия.

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...