Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение производительности труда основывается на достижениях научно-технического прогресса.




Меркантелизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развитаэкономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

Наиболее известные представители меркантилизма:Томас Мен (1571-1641)Антуа де Монкретьен (1575-1621)Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

Физиократы

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:ФрансуаКенэ (1694-1774)Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идеялиберализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Марксизм
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность насредства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:КарлМенгер,ФридрихВизер,ЛеонВальрас,Эйген-Бем-Баверк,Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея —стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности(этополезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.) для потребителя.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:АльфредМаршал,АртурПигун
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованиемгосударсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством измененияналичной и безналичной денежной массы
закон:Склонность людей к потреблению по мере роста их доходов не увеличивается или возрастает но в гораздо меньшей пропорции чем происходит рост доходов.

Институционализм

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.рассматривает политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Направление экономической мысли, в соответствии с которым экономическая жизнь общества определяется институтами, а экономическое развитие представляет собой эволюцию институтов.

Представители школы институционализма:Т.Веблен,Гелбрейт,Дж.Коммонс,У.Митчелл

Монетаризм

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

 

2. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашнее хозяйство (экономическая единица в составе одного или нескольких человек) - с одной стороны, является покупателем товаров и услуг, с другой – имеет в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую можно продать или сдать в аренду).

Они обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала. Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей. Немаловажно то, что они самостоятельно принимают решения на потребительском рынке.

Домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно прожи­вающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.
Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

3. Экономическое явление — это обособленный элемент системы экономических отношений, отличный от других явлений и связанный с ними; экономическое явление существует в реальной жизни, то есть оно объективно.

Экономический процесс -отношения между экономическими субъектами в данной институциональной среде по реализации своих экономических интересов, направленных на возможные результаты совместной деятельности.

Экономический механизм можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления это система организационно-экономических мер по поводу использования и охраны земли. Так, планирование использования и охраны земли осуществляется посредством организационно-административного метода управления, но в плановых актах содержатся элементы: экономического воздействия.на землепользователей. Планируется и непосредственное использование экономических мер. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры.

Экономическая категория — теоретическое выражение, мысленная форма экономических, прежде всего, производственных, отношений во взаимодействии с развитием продуктивных сил, экономических явлений и процессов, которые реально существуют.

Экономические категории, такие как финансы, деньги, цена, кредит, заработная плата и другие, неразрывно связаны друг с другом. Экономическим содержанием финансов являются деньги. Деньги являются материальной формой финансов, но категорию финансов нельзя сравнивать с денежными средствами.

Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

4. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей)Микроэкономика изучает такие экономические явления, как производство, потребление, капиталовложения, сбережения и др. в свете поведения отдельных хозяйственных единиц (потребитель, домашнее хозяйство, предприятие, фирма, объединение и др.), т. е. объектом изучения микроэкономики являются простейшие реалии экономической жизни.

 

5. Предметом изучения макроэкономики является функционирование национальной экономики, система ее внутренних связей, рассматриваемых как единое целое.

наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений

Макроэкономика изучает хозяйственную жизнь в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей, а также мирового хозяйства в целом. Она рассматривает макроэкономические процессы в разрезе функционирования и развития различных рынков

6. Экономическая теория -есть наука об общественно-производственных экономических отношениях людей. Она изучает законы управляющие производством, обменом, распределением и потреблением на различных ступенях развития человеческого общества, а так же причины и последствия смены одного этапа развития человеческого общества другим.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

§ Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.

§ Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

методы исследования экономической теории:

§ Метод научной абстракции
Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

§ Метод функционального анализа
Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

§ Метод графических изображений
Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

§ Метод сравнительного анализа
Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

§ Метод Экономико-математического моделирования
Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

§ Индуктивный и дедуктивный методы
Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

§ Метод позитивного и нормативного анализа
Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

§ Практические мероприятия
Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

 

§ Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

§ Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

§ Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Идеалогическая функция за любыми политическими, социальными, религиозными, культурными заявлениями, обещаниями, утверждениями и так далее всегда нужно отыскивать интересы различных социальных групп или классов. Отсюда следует, что экономическая теория как и всё гуманитарное знание имеет классовый характер, что означает отстаивание интересов тех или иных социальных групп. В том случаи, если данные официальной науки совпадают с требованиями общественного прогресса, то они носят объективный характер. В противном случаи эти знания могут носить элементы фальсификации.
Практическая ф- я,показывает теорию на практике.

 

7. Политическая экономия и экономикс

В настоящее время политическая экономия означает систему знаний, где основное внимание уделяется не только экономическим проблемам, но и политическим, социальным.

Другое направление экономической теории: Экономикс

В отличии от первого направления основное внимание уделяется технико-экономическим проблемам, решению совершенно конкретных экономических проблем.

8 -12 про функции.

13. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а как, какими орудиями труда. Здесь выделяется 3 фактора общественного производства:

1) Труд

2) Земля

3) Капитал

Труд – особая целесообразная деятельность людей направленная на производство материальных или духовных благ. Различают труд простой и сложный. Простой – не требующий предварительной подготовки. Сложный – результат получения профессиональных навыков.

Орудия труда – комплекс вещей, с помощью которых преобразуется вещество природы (сырьё). Современные орудия труда это не только станки, оборудование, энергетические установки, но и традиционный инструмент.

Предмет труда (сырьё) - в современных условиях делится на натуральное и искусственное. В силу нехватки природных ресурсов всё большее значение приобретает сырьё искусственное.

Орудия труда + предметы труда в своей совокупности образуют понятие средств производства.

Об уровне развития средств производства свидетельствуют два показателя:

1) Производительность труда – свидетельствует о количестве единиц продукции производимой в единицу времени.

2) Интенсивность труда

Повышение производительности труда основывается на достижениях научно-технического прогресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...