Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историография. Социальные условия возникновения и идеология движения хиппи в США и СССР




Историография

Все молодёжные организации отображают состояние общества, политику государства: каково общество, таковы и неформалы.

Тема субкультуры хиппи изучена и отображена во многих литературных источниках, на эту тему снято множество фильмов и проведены сотни интервью с представителями трудность выявления нужной информации заключатся в том, что девяносто процентов статей написаны с точки зрения субъективного мнения.
Для изучения хиппи СССР в период с 60 по 90-е годы помогли многие статьи с главного сайта, посвященного хиппи: www. hippy. ru, на котором имеется огромное собрание текстов о хиппи, для хиппи и от хиппи, с начала возникновения движения. Главным источником, критически относящимся к этому молодёжному движению в СССР, стала «Сага о Системе» Евгения Балакирева (Владивосток, 1999 год)[16], который полностью критикует это движение за разложение нравов его представителей, упадничество, за жалкую «пародию» на американских аналогов, но с другой стороны, автор придерживается такого мнения, что хиппи создали культурную нишу и благодаря их стараниям в нашей стране и возникло единое поле традиций и связей, объединяющее творческих людей из разных городов. В качестве главного источника знаний о жизни данной молодёжной субкультуры в США труд Скипа Стоуна «Хиппи от А до Я»(1999) (перевод Царева Романа Юрьевича, Красноярск, 2000)[17], который сам был «активным участником» хиппи-событий в США в 1960-70х. Источник разбит по главам в соответствии с главными событиями и чертами хиппи движения: активизм хиппи, главные участники хиппи-движения, музыка, коммуны и т. д.
Наиболее ярко выявляет основные моральные «ценности» и пристрастия словарь Хиппи сленг» (Спб, Париж, 1992) Рожанского Фёдора Ивановича, окончившего Московский университет по специальности " Структурная, прикладная и математическая лингвистика". К главным тематикам, отражающим идеологию советских хиппи относились «sex, drugs, rock-n-roll». Словарь сленга американских хиппи «The Hippie Dictionary: A Cultural Encyclopedia (and Phraseicon) of the 1960s and 1970s» (Джон Бассет МакКлири, 2002)[18], переведённый и адаптированный для русскоязычного читателя Алексеем Грановским (2006) является кладезем знаний об американской субкультуре и так же отображает главные черты идеологии хиппи.
Специалистом по истории и теории социологии, этнографии русских, культуре дороги, этнических аспектов насилия и власти, гендерным исследованиям, молодежной культуре и субкультурам Татьяной Борисовной  Щепанской была написана работа «Символика молодёжной субкультуры» (СПб.: " Наука", 1993)[19] с точки зрения изучения Системы и причин её возникновения в советском обществе и «Система: тексты и традиции субкультуры" (Москва, ОГИ, 2004)[20]
К художественной литературе, затрагивающую жизнь простой молодёжи, восхищённой Битлз и переписывающей их пластинки «до дыр», относится работа Олега Чилапа «Восемь рук, чтобы обнять тебя»[21]

 


 

Социальные условия возникновения и идеология движения хиппи в США и СССР


Хиппи в США можно считать наследниками бит-поколения (битников) — представителей анархического движения «разбитого поколения» западной молодёжи 50-х — 60-х годов XX века, отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности[22]. Хиппи в США делились на три категории: бедная молодёжь, ушедшая из дома и присоединившаяся к движению, обеспеченные хиппи, делающие деньги на музыке и наркотиках, и йиппи - радикальная группа хиппи-движения, сотрудничавших борцами за права афроамериканцев (Чёрные пантеры, Метеорологи, Белые пантеры), устраивавшая митинги против съезда Демократической партии в Чикаго 1968 г. [23] Хиппи противопоставляли себя популярному в 60-70е годы течению йаппи - «молодой интернациональной интеллектуальной элите, преуспевающей в бизнесе, которая видят смысл своей жизни не только в работе и постоянном самосовершенствовании, но и в красивом образе жизни»[24].

 Основные идеи хиппи США можно выразить в их трёх лозунгах: «Make love not war»
«Live fun, Die fast», «Sex, Drugs, Rock-n-roll».

Автором фразы «Make love not war», стал Джон Леннон, употребив её в своей песне «Mind Games»: [25], фраза «Live fun, Die fast» стала известной после экранизации фильма «Стучись в любую дверь» в 1949, и была произнесена малолетним преступником Ником Романо в исполнении Джона Дерека, тогда как «Sex, Drugs, Rock-n-roll» приобрела известность благодаря музыканту Иэну Дьюри, употребившем её в своей песне с одноимённым названием.
Выразить основную идею хиппи- движения можно фразой Скипа Стоуна, написавшего энциклопедию хиппи «Хиппи от А до Я»: «быть хиппи – это вопрос принятия универсальной системы убеждений, которая превосходит общественные, политические и моральные нормы любой структуры истеблишмента, будь то класс, церковь или правительство». То есть хиппизм - идея отказа от «системы», протест против сложившихся устоев. Они против несвободы человека, а также против общества потребителей. Чтобы донести до мира свои идеи, хиппи не только эпатажно одевались, не только уходили из дома в знак протеста против сложившихся норма и устоев предыдущих поколений, но и устраивали более массовые акции (например, дарили полиции цветы), митинги, сидячие забастовки, но и шли на крайние меры, не носящие первоначальный мирный смысл. В основе философии хиппи лежала смесь учений Христа, Будды, Лао-Цзы, Кришны, Ганди.

Также, очень важной направленностью хиппизма- это использование в пищу, при изготовлении одежды всего натурального, без использования плодов цивилизации. Эта идея тесно связана с вегетарианством и веганством, которые пропагандировались хиппи как отказ от насилия, пацифизм. Многие увлекались восточными культурами в связи с «The Beatles» и их путешествием в Индию (см. главу Музыка США), и поэтому предпочитали индийскую кухню, богатую пряностями. Тем самым, хиппи указывали на главную проблему современного общества- на проблему потребительства, на загрязнение окружающей среды из-за этого и на несвободу людей из-за сложившейся системы «с 9 до 17-00» (работа). Одним из верований хиппи, связанным с борьбой против загрязнение, была вера в «Гайю» -Землю, как единый организм. Хотя эта субкультура была против системы и политики в целом, всё же благодаря ним было создано движение зеленых, а также движение и митинги за мир. В 1969 в результате аварии рядом с Санта Барбарой, штат Калифорния, разлилась нефть. Это событие обратило внимание на вопрос об окружающей среде. Хиппи негодовали по поводу отсутствия инициативы правительства по очистке окружающей среды и снисходительностью к корпорациям, загрязняющих ее. 22 апреля 1970 был принят Акт национальной политики в отношении окружающей среды (NEPA) и объявлен первый День Земли. Это ключевое событие, привлекшее к себе 20 миллионов человек, повысило осведомленность людей в том, как используется планета и как уменьшить наносимый экологии урон. Было организовано Агентство защиты окружающей среды (EPA)[26], в функции которого входило наблюдение и уничтожение токсичных отходов. Также, хиппи основали и поддержали такие организации, как Гринпис, Сначала Земля! Друзья Земли и т. д. Они лоббировали конгресс и принимали прямые действия против тех, чьи единственные интересы были экономическая выгода, невзирая на экологию планеты. [27]

Одной из главных идей пацифизма - это не только отказ от насилия над природой и животными, но и протест против войны, а именно: против войны во Вьетнаме, отказ от ядерного оружия и борьба за права афроамериканцев.

 Как раз во время митингов протеста против войны во Вьетнаме и использовался лозунг «Make love not war». В 1963 США начала свою полномасштабную кампанию во Вьетнаме при президенте Линдоне Джонсоне, через полтора года начался призыв, после чего в Вашингтоне был антивоенная акция протеста, в котором приняли участие свыше 25. 000 человек. Хиппи сжигали свои призывные карточки, бежали в Канаду, чтобы не участвовать войне. Фраза из мюзикла о хиппи «Hair» как никакая другая не описывает сложившуюся ситуацию с призывом, затронувшем также проблему борьбы за права афроамериканцев: «Призыв – это когда белые посылают черных убивать желтых ради интересов страны, которую они отняли у краснокожих»[28].

 «16 октября 1965 100. 000 людей в более чем 80 городах по всему США вышло на общенациональный антивоенный протест. К 1967 году противостояние войне шло полным ходом. 10 апреля общенациональный протест «Неделя Вьетнама» начался с сожжения призывных карточек (теперь это уже считалось незаконным) и демонстраций против призывов по всей стране. 15 апреля огромный антивоенный протест в Нью-Йорке собрал 400. 000 человек (число равное количеству солдат во Вьетнаме в тоже время), которые прошли от Центрального Парка до Организации объединенных наций. Среди выступающих были Мартин Лютер Кинг младший, Стокли Кармайкл и доктор Бенджамин Спок. »[29] Следом за этим была проведена антивоенная акция в Нью-Йорке в виде попытки закрытие призывных пунктов. Данная акция называлась «Остановите призыв». «21 и 22 октября 1967 года 35. 000 участников антивоенной демонстрации штурмовали Пентагон. Их встретили слезоточивым газом. В конечном счете, все демонстранты уселись напротив Пентагона и собравшихся военных сил (военной полиции). Протестующие пели песни, скандировали, слушали речи выступающих»[30]. Акция закончилась арестом многих демонстрантов с применением силы. «За три дня 10. 000 демонстрантов столкнулось с 12. 000 полицейскими Чикаго, 6. 000 солдат национальной гвардии, 7. 500 солдат армии США, 1. 000 ФРБ, ЦРУ и других правительственных служб. Эти служащие силовых структур развязали борьбу, нанося тяжелые повреждения протестующим. »[31] 

Второй пацифистской направленностью хиппи была борьба против распространения ядерного оружия. В связи с этим, был разработан Бертраном Расселом главный символ хиппи – «Пацифик».

Хиппи боролись за права и равенство афроамериканцев, поддерживали акции Чёрных Пантер, Белых Пантер и других группировок в 1960х. гг, участвовали в их забастовках, порой даже радикальных. В основном, в них участвовала радикальная часть хиппи: йиппи, во главе с Эбби Хоффманом. Они оказывали эту поддержку из-за своих убеждений о том, то все люди должны быть равны, независимо от цвета кожи, возраста и пола. Несмотря на свои пацифистские взгляды, хиппи в то время, когда был пик борьбы за права афроамериканцев, порой шли на радикальные меры, помимо маршей и митингов, устраивались подрывы банков. После суда над Чикагской Восьмеркой, в котором лидеры афроамериканских группировок обвинялись в заговоре и подстрекательству к беспорядкам, радикальная группа «Метеорологи» устроили «Дни ярости», взрывая здания.

В отношении дискриминации в отношении возраста и из-за семейных проблем, молодые хиппи поступали радикально: уходили из дома и присоединялись к коммунам.
В то же время США переживали не только волнения против войны, ядерного оружия, за права афроамериканцев, но также борьбу за права женщин и сексуальных меньшинств. Во всех этих митингах, акциях протеста участвовали хиппи, так как их основной идеологией был отказ от расового, полового, возрастного разделения. Есть мнение, что длинные волосы носили не только как «возврат к природе», но и как «стирание» рамок различия между полами.

Движение за Освобождение женщин и за права сексуальных меньшинств также затронуло хиппи. Женщины устали от неравноправия и также участвовали в митингах с хиппи, в следствие чего была создана Национальная организация женщин. Движение за права сексуальных меньшинств началось со случая в Гринвидж Вилледж, что привело к Стоунвольскому восстанию, где 2000 протестующих сражались против 400 полицейских.
«Идеология» йиппи, радикальных хиппи, заключается в том, по мнению главного вдохновителя этого движения Эбби Хоффмана, что везде надо искать выгоду, не затрагивая усилий: воровать одежду, еду, билеты, получать пособия по безработице и просто наслаждаться жизнью, ничего не делая. [32],


Целью существования советского хиппи был духовно - творческий поиск, а так же поддержка идейно близких, родственных людей. Система основывалась на взаимопомощи; способствовала творческой реализации. «В Системе представление об идеальном человеке (которое служило ориентиром личностного развития) первоначально формулировалось следующим образом, это:
1. Человек, испытывающий любовь ко всем живущим, альтруист.
2. Он проявляет некую духовную активность (внутреннего или внешнего характера)»[33].

Про идеологию советских хиппи из уст их самих можно узнать из манифестов, написанных в 80х гг., таких как манифест «ХИППИ, от Системы к Богу» (авторы: Сталкер, Генерал, Воробей) (1986), манифест «Союза солнечных лучей (1987)[34], «Канон» (авторы Гуру и Сергей Шутов, 1982 год). [35]

Идея «Канона» довольно тяжела для восприятия, так как она написана на эмоциях, но основная мысль заключается в том, что советские люди, находящиеся в «вакууме», не могут полностью понять и осмыслить рок, который в свою очередь становится частью общества потребления. Также, этот манифест призывает к тому, чтобы хиппи перестали воспринимать кругом происходящее как должное и стали вглядываться в вещи с большим смыслом. Этот манифест как никакой другой показывает истинное лицо хиппи 80х годов, как наркомана без какого либо смысла в жизни.  

«Общество - тысячеглазый аргус. Общество -остров Циклопов. Но РОК - это песня сирен, заливай уши воском или прыгай за борт. РОК - эскапизм, бегство от тотального контроля над самим собой. РОК - это бегство в действительность»

Манифест «Союза солнечных лучей» напротив, призывает к ненасилию и любви и главным девизом хиппи выставляет то, что «красота спасёт мир». Также, в отличие от «канона», авторы призывают к самосовершенствованию, развитию и религии, как мудрому источнику гармонии. Своими главными «вдохновителями» мировоззрения хиппи данного манифеста считают Библию, Достоевского и Леннона. Библия как свод мудростей древних, Достоевский как символ богоискательства, всемирной доброты, всемирного спасения, Леннон как главный идейный вдохновитель эпохи хиппи. [36]

Манифест «От системы к Богу» заключает в себе главную мысль о том, что все должны стремиться к добру и любви, ибо добро и любовь есть Бог. «Важно другое: не претендовать на обладание единственно верной и абсолютной истиной и всегда сохранять терпимость к людям, придерживающимся иных религиозно-философских взглядов. Иначе религия, вырождаясь в идолопоклонство и обрядность, из пути объединения людей становится средством их разъединения, и тогда она несет в мир зло, хотя ее Бог, по определению, конечно же, есть добро. Бог един, как бы его ни называли — Иисус или Будда, Великое " Я" Вселенной»[37]. Это манифест является интересным из-за того, что авторы связывают религию с царившей в то время идеологией марксизма-ленинизма. Также, довольно интересен тот факт, что авторы заметили, что Система, проповедующая равенство, сама стала обретать лидеров и иерархию (см. главу про коммуны). «В соответствии с этим мы считаем, что хиппи не нуждаются в вождях и лидерах»[38]
Важными компонентами этой контркультуры являются рок-музыка, сюрреализм и абстракционизм, в соответствии с которыми творили известные хиппи-художники.

«Мы считаем насилие крайним ответным средством, к которому нас иногда вынуждают прибегать. »[39] Насчёт ненасилия Евгений Балакирев отозвался критически: по его мнению, идеей ненасилия хиппи прикрывали свою трусость, когда во время стычек с «гопниками» хиппи не вставали на защиту своих товарищей.

Автор «Саги о Системе»[40] Евгений Балакирев критически относится к результатом первоначальных духовных и творческих целей развития субкультуры и приводит список отрицательных достижений и искажённых первоначальных целей:
1.   Подмена духовного поиска наркотическим опытом. Лживо обещая духовное откровение, наркотические " гуру" ведут свою паству к токсическому повреждению мозга и снижению интеллекта. Если духовное развитие подразумевает максимальное освобождение сознания, увеличение его гибкости и независимости, то наркотики делают его тупым, малоподвижным, жёстким. [41]
2. Общее снижение интеллектуального уровня движения проявляется в поверхностном, несерьёзном отношении к религиозным традициям[42], «лжефилософия».
3. Сектантство, «лжеучители»[43], обладающие поверхностными знаниями, но пытающиеся стать гуру и учителями для всех.
4. В отличие от американских хиппи, враждебность по отношению к «цивилам», движение постепенно приобрело антисоциальную направленность.
5. «Исковерканное» понятие о любви: хиппи бросали своих родителей, и, нередко, своих детей, рождавшихся во время их хиппизма, но, тем не менее проповедовали любовь, в реальности же совершая низкие поступки.
Одной из ключевых основ как советской, так и американской хиппи-культуры была «свободная любовь», что привела к откровенной проституции, об этом пишут многие авторы, в их числе советский хиппи Геннадий Авраменко (Ринго Зеленоградский)[44].

Молодёжные движения в СССР были двух типов: официальные организации (пионерские и комсомольские) и неформальные (стиляги, хиппи, любера ). Хиппи впервые в истории СССР стали молодёжной контркультурой, стали в идеологическую оппозицию обществу и власти. В это же время (конец 1960-80х гг. ), стала возрождаться интеллигенции, которая возглавила диссидентство.

Течение хиппи СССР можно разбить на 2 этапа, на 2 составляющие причины инакомыслия и противостояния власти: первый период относится именно к оттепели Хрущёва (50-60 гг. ) общество ждало перемен к лучшему, демократизации общества, а второй этап подразумевает разочарование в проводимых Хрущёвым реформах (80-90 гг).

«Железный занавес» во времена Хрущёва был приоткрыт лишь для того, чтобы продемонстрировать Западу и развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки миролюбивую политику СССР, его стремление к сотрудничеству. Одной из популярных форм развития международного сотрудничества было проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов. Капиталистические страны развернули широкую пропаганду, использую радиовещание на русском языке, переправляя в СССР литературу, политически и морально поддерживая диссидентское движение (вторая половина 60х гг. ). Трещиной в изоляции молодёжи СССР послужил Седьмой Международный фестиваль молодёжи и студентов (Москва, 1957), когда советские люди смогли увидеть собственными глазами западную моду, рок-н-ролл и пообщаться со своими сверстниками из других стран.
Ещё одной параллелью хиппи движения США и СССР можно считать протест против войны в Афганистане в 1980х гг., тогда как в США был протест против войны во Вьетнаме.
В США было более 500 тысяч хиппи (данные 1969 года по фестивалю Вудсток[45]) и около 5 тысяч представителей этой субкультуры на весь Советский Союз (данные конца 1980х гг., пик их численности[46])

Уникальность хиппи в СССР заключается не только в том, что они являлись первой контркультурой в государстве, где любое инакомыслие жестоко каралось, но и в том, что они, «в несвободной стране стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию»[47]. Они создали свою систему, которая существует и по сей день.

Итак, если во времена хрущёвской " оттепели" советский человек «осознал сам себя, поднял голову (шестидесятники с их авторской песней и туристически-геологической вольницей были предтечами советских хиппи, что чётко прослеживалось в характерной рюкзачно-кедово-свитерной атрибутике), если в это же время наступил ренессанс идеологии интеллигенции (появились диссиденты) – то к началу семидесятых годов завершилось усвоение эстетики хиппи, и появились их первые подлинные представители (западного образца). В это время рок был ещё преимущественно англоязычным, и слово " хиппи" было ключевым. Спонтанно начала практиковаться вписка, широко распространился автостоп». [48]

Как же советская молодёжь узнала о культуре хиппи, если был «железный занавес»?
В 1967 году в журнале «Вокруг Света» была опубликована статья советского журналиста Генриха Боровика «Хождение в страну Хиппляндию[49]. Прочитав эту статью, молодёжь СССР узнала впервые об этой субкультуре. В ней описываются впечатления автора от встречи с её представителями, говорится о роде занятий, музыке, внешнем виде. Интересным и очень важным является тот факт, что журналист осознаёт, что около половины хиппи в США были обеспеченными людьми, которые делали деньги на этом движении, продавая музыку, наркотики и лишь «мимикрируя» под это движения для получения прибыли.  которая рассказала советским читателям о хиппи в Сан-Франциско в период наибольшего расцвета этого движения, как в прочем, и наркомании. Именно этот год, 1967, Л. М. Алексеева считает рождением этой субкультуры 1967 г. в СССР, причиной которого является «несогласие с существующей действительностью, с миром взрослых, с обывательских ходом жизни». [50] В этом же году был выпущен первый ежемесячный бюллетень под названием «Идеология советских хиппи», авторами которого выступили хиппи из разных частей союза: из Киева (Михаил Киевский), Москвы (Михаил Тамарин), Львова (Алик Львовский, Вячеслав Костылевич)[51], целью которого было призвать хиппи СССР к активности, сказать о необходимости выходить из подполья и организовывать самостоятельно или принимать участие в акциях и демонстрациях, манифестациях, декларируя свободы и независимость, о необходимости защищать права человека.

 Какова причина возникновения этого движения в СССР? Основываясь на исследовательской литературе про движение хиппи, дневниках советских представителях субкультуры и интервью, можно выделить 4 основные причины: несогласие с ограничением личной свободы и мнения, несогласие с миром взрослых и их моралью (в основном, к движению принадлежали люди до 30 лет), протест против властей и поднятие «железного занавеса». В обществе сложилось противоречие между стершей и младшей социально-возрастной частью. Молодёжь винила в своем неблагополучии социально-политической системой, не способной обеспечить достойную жизнь и дать возможность самореализации.

Самой первой пацифистской акцией в СССР была демонстрация 1 июля 1971 г., заключавшаяся в демонстрации напротив американского посольства в Москве с протестом против войны во Вьетнаме. Главными лозунгами были «Почему плачет вьетнамский ребёнок? », «Янки гоу хоум» («Янки, уходите домой»), пацифики, перечёркнутые бомбы и т. п. Демонстрация закончилась тем, что многих участников забрали в психиатрические лечебницы, судили. [52]

В этом же году (в 1971) за этой акцией последовала первая в Белоруссии (г. Гродно) демонстрация хиппи (лозунги: «Руки прочь от длинных волос», «Прекратите террор», «Свободу рок-н-роллу», «All you need is Love» (всё, что нужно, - это любовь)),  Антивоенная демонстрация в Вильнюсе (в защиту пострадавших от действий милиции в Гродно), акция «Свободу детям! ». В 1972 году хиппи выступили против загрязнения окружающей среды (первая акция в этой области): «Сажайте розы в проклятую землю» (Воронеж). Была произведена массовые посадки белого шиповника в Воронеже и его области, с целью очистить землю от загрязнения под влиянием запуска воронежской АЭС. В акции приняло участие более ста человек, в большинстве простых горожан, что указывает на то, что лозунги хиппи находили отклик и у простых граждан, не имевшим отношения к субкультурам. Воронеж всегда был активным городом-участником демонстраций хиппи, так, например, с 1971 по 1976 год каждого первого июня проходила акция «Любите друг друга» ( раздача цветов на улице), «Дыхание любви». [53]

Первым самым отчётливым протестом против властей и против советского режима был акт самосожжения хиппи Ромаса Каланты в Каунасе (Литва) в 1972. «Это послужило сигналом к началу молодежного восстания18-19 мая, в период которого власти потеряли контроль над городом. Восстание было подавлено, участники репрессированы». [54] Первой антивоенной акцией в Украине (Львов) стала демонстрация молодежи Украины за гласность, перестройку, свободу и разоружение в 1987 году. Это был первый активный протест в Украине против тоталитарной системы, по словам украинского хиппи Алика Олисевича (Львовского)[55].

Как, помимо разгонов демонстраций, государство реагировало на хиппи? По этому вопросу работал Отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, который в 1988 году выпустил даже особую публикацию под названием «Проблемы и опыт работы с самодеятельными объединениями молодежи» [56], в которой говорится о психологии хиппи-движения, и как с ним бороться. Помимо радикальных методов в виде высылки за границу и сажания в тюрьму и психиатрические лечебницы, государство находит более продуманный вариант: действительно творческих и талантливых людей надо « вывести из " тусовки", движение хиппи будет обескровлено как движение и превратиться в то, чем на самом деле и призвано быть горсткой тунеядцев и демагогов»[57]. Каким образом? Надо открыть путь творческим людям в выставочные залы, предоставить им секции и городские союзы. Тем самым, оплот системы будет выведен из неё.
Борьба велась также с помощью административных арестов (15–30 суток) и отчисления из вуза до принудительного лечения в психбольнице. Кроме этого, в СССР действовала статья уголовного кодекса - «тунеядство», которая наказывала людей, не имеющих официального места работы и живущих на «нетрудовые доходы» (например, купля-продажа чего-либо, изготовление каких либо вещей в индивидуальном порядке и т. п. )
и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни (Статья 209 УК РСФСР)[58]. Данный указ иногда использовался для преследований по политическим мотивам.
Одним из самых радикальных способов борьбы была высылка за границу, таким образом, например, был выслан яркий представитель хиппи-интеллигенции Михаил Шемякин. [59] Немало было арестов в связи с гомосексуализмом среди этой субкультуры, по статье 121 «Мужеложство». Запрещались концерты, например, легендарная группа Машина Времени с этим столкнулась не раз, так как их тексты, подрывали веру молодёжи в советскую власть. В 1979 году к подобного рода группам ставились кураторы, контролировавшие цензуру.

В интервью с «бывшей хиппи» Илоной Соколовой, она ответила на этот вопрос о том, каковы были действия властей в ответ на деятельность хиппи: «Агрессия со стороны государства... Особой беспричинной агрессии я не помню. Милиция работала в рамках существовавшего законодательства. Привлекали за бродяжничество, хулиганство и пьянство, да и то не всех и не всегда. Главной угрозой были гопники - любера, казанские и челнинские». [60] Подобного рода субкультура родилась в 50 годы в виде молодёжи, пропагандирующей здоровый образ жизни, и боролась радикальными методами со стилягами, нападая на них группами, устраивая практически войны на смерть. «В конце 70х кулачная «борьба за идею» возродилась в виде отряда «Берёзка», откровенно преступной группы, прикрывавшей грабежи и изнасилования флагом «борьбы с хиппи и другими проводниками буржуазной морали»[61]. «Чистильщики», «дворники» и т. д. «боролись» с хиппи, панками и «прочими волосатыми», сочетая удовольствие от драк с отниманием денег. Это молодёжное движение было откровенно преступным, и скрывало свои бандитские намерения под лозунгом «за здоровый образ жизни». Эту же проблему описывает Геннадий Авраменко в своём дневнике хиппи «Уходили из дома», рассказывая о кровопролитных «войнах» с люберами. [62]. Борис Гребенщиков в своём интервью говорит о том, государство следило за движением и вмешивалось лишь во время активных действий (митингов), но, в повседневной жизни стычек почти не было. [63]

Самым важным понятием, описывающим всё хиппи движение в СССР, это понятие Системы. «Система - объединение оппозиционных тоталитаризму субкультур, существующее с 70-х годов для взаимопомощи»[64], куда входили рокеры, панки, металлисты, хиппи, эзотерики, гомосексуалисты, барды и т. д. Отличительными чертами принадлежности к Системе, были: сленг (способ отделения «своих» от «чужих», чаще всего это были англицизмы), графические символы («пацифик»), фенечки из бисера и ниток, детскость манеры поведения (нежелание взрослеть и протест против устоев старшего поколения), бесполость и бесстатусность (ношение длинных волос как девушками, так и юношами, отказ от денег, паспортов, отказ от настоящих имён и замена их вымышленными).

 Впервые, это понятие появилось в 60е г. г. Главной составляющей опорой системы были квартиры участников, или «флэты», где всегда можно было рассчитывать на ночлег, где проходили «тусовки» и «квартирники» (концерты музыкантов в квартирах). Также, система подразумевает под собой обмен информацией, примером может послужить переходящий из рук в руки вышеупомянутая первая в СССР статья о хиппи Генриха Боровика «Хождение в страну «Хиппляндию»[65].

Как могло возникнуть такое понятие, как система у субкультуры, отрицающей различные структуры, сообщества, считающей любую организацию ущемляющей свободу личности? Поначалу, «система» возникла именно как антисистема, как понятие «в кавычках», но потом многие просто забыли первоначальный смысл и начали воспринимать это сообщество действительно как организацию.

«На пересечении Системы, богемы, интеллигенции, религиозных кругов формируется единый творческий, гуманитарный андеграунд: зачаток свободного общества, которому так и не довелось состояться в России. Во второй половине восьмидесятых рушатся внешние барьеры и сжатая пружина творческой энергии советского андеграунда стремительно разжимается. Осуществляется глобальное влияние на всю русскоязычную культуру: происходит то, что в шестидесятые уже происходило на Западе. Миф становится достоянием общества в целом, подвижники перерастают уровень движения. Система исполняет свою миссию – всё, это был предел»[66]. Затем вступили в действие  исторические обстоятельства: страна разрушается, менталитет народа «криминализируется». Система в девяностые годы приходит в упадок и деградирует. Многие, «Лучшие представители» Системы, интеллигенция, творческие люди эмигрируют, идеология теряет свой смысл и силу. Систему наполняют лишь «лжеолдовые» хиппи, то есть хиппи, специально создающие вокруг себя статус гуру и духовного наставника, на самом деле таковыми не являющиеся, для поддержания собственного эго, не реализованного в обычном обществе, а также «пионеры», лишь играющие в хиппи днём, а ночью ночующие у себя дома в тёплых постельках.

Почему молодёжь присоединялась к системе? Система удовлетворяет потребность подростков в самовыражении, им важно ощущать себя частью чего-то, тем более, что система состояла в основном из их сверстников, столкнувшимися с такими же проблемами в обществе, как непонятость, проблемы с родителями, в школе и т. п.

«Само же движение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими иконами, гимнами, суррогатными " учителями". Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками»[67]

«Осуществив свой поиск, люди переходили из Системы в мир интеллигенции. Если мировоззренческий поиск пробуксовывал, то человек " сгнивал" - или же пипл становился экстремистом, вовлекался в политические игры.
В этом случае, успешно завершив свой поиск, человек переходил в религиозные круги. Если же системный пипл терял ориентацию, погружался в запутанность, то он, опять таки, " сгнивал" - или становился ограниченным сектантом. »[68]

Таким образом следует, что общество в США переживало недовольство во всех его слоях. В отличие от хиппи СССР, хиппи США были намного более общественно активными и их идеи, труды, акции, митинги привели действительно к видимым результатам, к созданию множества организаций в защиту природы, женщин, сексуальных меньшинств и афроамериканцев. Самым важным является не столько создание этих организаций, сколько реальное привлечение общественного внимания к таким проблемам.

В отличие от хиппи- движения США, советская неформальная молодёжь не была настроена столь революционно, не видела целью спасти мир от загрязнения и войны, хотя с другой стороны, само по себе их движение было вызовом тоталитарной системе. Находясь под гнётом со стороны правительства и местных неформальных группировок вроде люберов, казанских, челнинских, они всё же смогли обратить внимание общества на себя.
Хотя хиппи и утверждали всякую системность и общество в целом, само движение советских хиппи называлось Система, и имело свою иерархию (см. главу про условия жизни). В США хиппи вели активную борьбу за свои цели и идеалы, проводили демонстрации и забастовки. В СССР это молодёжное движение также пыталось вести деятельность против войны во Вьетнаме и в поддержку Анджелы Дэвис (ни один митинг не обходился без выкриков «Свободу Анжеле Дэвис! »[69]), но из-за не столь большого количества участников и поддерживающих и из-за разгонов правоохранительными органами всех митингов, активизм советских хиппи не имел видимых успехов, хотя и был первой молодёжной контркультурой, противостоящей государству. О массовости движения можно судить по данным музыкального фестиваля Вудсток в США: количество хиппи было 500 тысяч[70], в то время как в СССР цифра едва ли достигала 8 тысяч[71]

В то же время, Система понемногу точила себя изнутри, подвергаясь наркомании и моральному разложению. Тем не менее, Хиппи Советского союза всё же внесли вклад в общество: они были первым молодёжным движением, выступившим против власти, привлекли внимание к свободе слова, благодаря ним стала «налаживаться» информационная связь с Западом: распространялась литература, музыка, одежда и т. п.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...