Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Частное образовательное учреждение




                                    Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«РУССКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА»

 

 

 

Итоговая творческая работа

На тему: «Работа с телесной метафорой в гештальт-терапии»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 47/20

Фомин О. А.

Научный руководитель:

Авдеева Е. А.

 

 

 

 

Таганрог 2021

 

Оглавление

Введение
Глава 1. Метафора как ключ к пониманию психологических процессов клиента
1. 1 Сущность, цели и функции метафоры в психотерапии
1. 2 Роль метафоры в работе с телесностью
Глава 2. Работа с телесной метафорой в гештальт-подходе
2. 1 Влияние работы с телесной метафорой на психосоматику
2. 2 Методы  работы с телесной метафорой в гештальт-терапии
Глава 3 Примеры из практики
Сессия №1  
Сессия №2  
Сессия №3  
Сессия №4  
Сессия №5  
Сессия №6  
Заключение  
Список использованной литературы  

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Нет телесной болезни отдельно от души».
Сократ

«Наш язык психосоматичен изначально. Почти все формулировки, которыми выражается психическое состояние, связаны с телесным опытом…

Если вы научитесь воспринимать психосоматическую двузначность языка, то с удивлением обнаружите, что больной рассказывает все о своей психической проблеме, говоря о симптомах соматических. Один видит настолько плохо, что не может ничего разглядеть; другой простыл и уже дышать не может; третий не в состоянии прогнуться, потому что у него болит спина. Кто-то не может ничего проглотить; некто испытывает такой сильный зуд, что готов выпрыгнуть из кожи. Здесь все так просто, что и толковать практически нечего. Вам достаточно только кивать головой, понимая, что «болезнь делает человека честным».

Р. Дальке, Т. Детлефсен  «Болезнь как путь»

Интерес к языку, на котором говорит тело, начал формироваться у меня достаточно давно. Сначала я обращал внимание на связь тела с психологией характера, на яркость, выразительность мимики, жестов, телесной пластики, статики телесного состояния или динамики. Позже я начал замечать и вербальную акцентуацию на телесные признаки – в словах, в выражениях самого человека. Сейчас, имея опыт самонаблюдения и начиная работать терапевтом, я все более явно выделяю значение такого феномена как «телесная метафора». Телесная метафора соединяет для меня и симптомы самого тела, и то, как человек об этом может говорить.

Впечатление, которое человек передает, озвучивает через интерпритацию – помогает подобрать точное выражеие к происходящему. Например: «Его голос будто надломлен», или «Эта поза напоминает мне горделивую застывшесть». Самое важное здесь услышать и соединить с увиденным. Словесные образы помогают в буквальном смысле передавать характер проблемы. От клиента: «Я выжат как лимон» или «из меня как будто всю кровь выпили» - часто встречающиеся выражения, наглядно иллюстрирующие состояние человека. В них - подсказывающие направления для терапевтической работы. «Где именно находится это ощущение? », «Какую позу вам при этом хочется принять? », «По отношению к кому? », «Чего Вам из этого не хватает? » - вопросы, задавая которые, я как терапевт помогаю человеку осознавать связь между его телесностью, образами и заложенными в них посланиями.

Обьектом исследования данной дипломной работы является телесная метафора.

Цель работы – изучение возможностей работы с телесной метафорой в гештальт-терапии.

Для достижения данной цели необходимо рассмотреть саму сущность метафоры и ключевые ее функции, пригодные для терапии. Изучить взаимосвязь между психологическими проблемами человека и метафорическим описанием симптомов, проявленных в теле.

Рассмотреть существующие подходы к работе с телесной метафорой в гештальт-терапии и реализовать данный подход на практике в работе с клиентами.

 

Глава 1. Метафора как ключ к пониманию психологических процессов клиента

1. 1 Сущность, цели и функции метафоры в психотерапии

Сущность метафоры находится в самом слове. В переводе с греческого metaphora это перенос. Посредством метафоры возможно перенести некое качество одного явления на другое. Таким образом соединяются, связываются невидимой смысловой нитью казалось бы несовместимые величины. Сопоставляя не связываемые ранее понятия, метафора позволяет в сжатой и оригинальной форме раскрыть суть, помогает по-новому осмыслить привычные предметы и явления. Другая  важная  составляющая метафоры – ее выразительность. С помощью метафоры человек способен свое состояние (переживание) выражать, и таким образом, трансформировать.

В различных источниках имеется достаточное количество определений метафоры. В широком рассмотрении, метафора — это ин­формационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира. Метафора связывает, устанавливает коннект между различными областями опыта человека. Налаживание связей рождает в человеке осознавание. Мое терапевтическое любопытство всегда вознаграждатся, если я обращаю на это внимание. «Это бабушка надвое сказала! » говорит клиент. «Какая бабушка, ваша бабушка? » спрашиваю я и клиент неожиданно что-то находит для себя в этих вопросах.

Представления метафоры в гештальт-терапии базируются на наличии различных сопротивлений у клиента. Организм, избегая боли, относящийся к переживанию какого-либо чувства или опыта, представляет проблему или состояние в виде образа, в замаскированной символической манере. В ней часто нет логики. Но под таким нелогичным образом можно разглядеть материал, который впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять потребность, которая актуализируется и требует удовлетворения.

При этом терапевт, работая с метафорой, обращает внимание на ее связь с культурным, семейным или эмпирическим опытом клиента, насколько этот опыт или концепция мира и проблемы в целом вносит ограничения или дисбаланс в жизнь клиента, тем самым формируя проблему. Иногда можно сконцентрироваться и на буквальном смысле метафоры (для работы с ментальными ограничениями), предоставляя возможность расширить опыт клиента в эксперименте. («Он меня бросил», «висеть в воздухе»). В эти метафоры можно погружаться через игру. Если метафора клиента ограничивает его опыт, то можно обратиться к другой метафоре, расширяющей этот опыт.           

Важно, что метафора позволяет обратиться к переживаниям. Она помогает распознать, выделить чувства и состояния. Обозначить трудно формулируемые аспекты. Поэтому метафора помогает расширять осознавание, встречаться с чем-то новым.  

Но зачастую и наоборот. Метафора может и клишировать сознание. С ее силой и помощью в мыслительной сфере легко формируются предсказуемые лозунги, ожидания, категоризмы и обобщающие безликие утверждения. Внимательное возвращение этих посланий клиенту создает предпосылку для трансформации мышления.

 

К ключевым характеристикам метафор, которые возможно применить в психотерапии можно отнести следующие:

1. Иносказательность метафоры позволяет называть чувства, которые традиционно находятся под социальным запретом, и люди употребляют их, не рискуя получить социальное неодобрение [28].

2. Экспрессивность — выражение трудного для вербализации опыта. Метафора — это образ, воздействующий на чувства, часто проясняющий фигуру процесса, которая в этот момент выступает из фона.

3. Творчество. Метафора всегда таит в себе творчество и новизну. Сотворчество терапевта и клиента может принести удовольствие.

4. Архетипичность. Послания бессознательного — архетипы всегда предстают перед сознанием в метафорической форме. Многие метафоры являются архетипическими, так как выражают потребности, сходные у всех людей, некие общечеловеческие истины.

5. Новизна. Она создается из-за того, что одна область вещей выражается через другую и появляется что-то, что было упущено при ассоциированном взгляде на предмет или проблему.

В зависимости от ситуации метафоры могут выполнять множество функций [16].

1. Экспрессивная функция  - с помощью метафоры человек выражает трудный для вербализации опыт (настроение, чувства, впечатления и т. д. ). Кроме того, удачно подобранная метафора «экономична», поскольку сберегает время и слова, уходящие на объяснения.

2. Диагностическая функция  - выбираемые нами образы определяются сознательными и бессознательными мотивами. Например, любимая детская сказка может быть рассмотрена в качестве метафоры, помогающей раскрыть жизненный сценарий.

3. Диссоциирующая функция – вынесение проблемы из внутреннего поля клиента во внешнее. Это, во-первых, дает возможность посмотреть на свою проблему со стороны и самому найти пути ее решения, а, во-вторых, позволяет терапевту осуществлять различные терапевтические манипуляции с ней.

4. Проясняющяя функция - благодаря символическому замещению абстрактных понятий и приданию им телесно воспринимаемой формы, значительно облегчается восприятие и усвоение различных психологических законов и теорий. Функцию наглядности, например, прекрасно выполняют образы эго-состояний у Эрика Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок) или «собаки сверху» и «собаки снизу» Перлза.

4. Манипулятивная функция – максимально мягкое направляющее воздействие на клиента.

5. Развивающая функция - расширение существующих у человека культурных и поведенческих ориентаций и стереотипов. Такой подход мы видим у Н. Пезешкиана Он основан на знакомстве с житейским опытом других народов, сконцентрированном в своеобразной метафорической форме – форме притч, мифов и сказок.

Диагностической и терапевтической задачами психотерапевта, работающего в метафори­ческом подходе, является создание совместно с клиентом проблемной модели его существования. Вынесение его «мира» вовне для возможности наблюдать его, осознавать и работать с ним. В рамках подобной работы телесные ощущения являются своего рода проводниками во внутренний мир клиента, которые подсказывают, какие процессы протекают в этом мире и в какое русло их лучше направить.

Метафорический подход в психотерапии не применяется в качестве отдельного метода или направления работы, однако к нему прибегают специалисты практически всех направлений психотерапии. Данный подход доступен для работы с людьми вне зависимости от их возраста, и его с успехом применяют.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...