Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация власти и управления.




Арабская империя – и в целом, и отдельные составившие ее государства – была в чистом виде теократией, т. е. государственностью, все властные и административные (и даже со­циально-правовые) принципы которой определялись религией исла­ма и непререкаемым авторитетом духовного главы. В начале хали­фата таким главой был пророк Мухаммад. Ему в равной степени принадлежала и светская, и духовно-религиозная власть. Верховен­ство правителя основывалось и на верховной собственности государ­ства на землю: точнее, земли принадлежали только Аллаху, от име­ни которого ими распоряжались земные властители.

После смерти пророка правителями арабского государства стали халифы. Халиф (от араб. «халифа» – заместитель) считался полно­правным наместником пророка со всеми светскими и духовными правами. Позднее халифа стали считать непосредственно заместите­лем самого Аллаха. Полномочия его ограничивались только предпи­саниями Корана. Причем постановления и судебные решения первых четырех халифов, непосредственных преемников пророка, по­лучили даже значение священного предания (сунны).

В течение первых 60 лет государства халифов избирали – либо советом родовой знати, либо решением «всех мусульман» (т. е. Мекки и Медины). С правлением Омейядов власть халифа стала наследственной в роде, хотя абсолютно выверенной традиции не сложилось.

В период правления Аббасидов положение халифа кардинально изменилось. Рядом с ним стал (945) светский правитель – султан, которому подчинялись армия, бюрократия, местные правители, ад­министрация. Халифу сохранялись духовные полномочия, а также высшая судебная власть.

До Х в. арабская государственность формировалась преиму­щественно военной организацией (сплачивавшейся постоянными завоеваниями), единой налоговой системой и общей политико-религиозной властью. Общегосударственной администрации не су­ществовало.

К началу X в. при халифах появляется должность везира – вначале старшего из чиновников, потом главы правительства и всей администрации империи. Везира назначал халиф, вручая уп­равителю особое одеяние. Везир управлял государственной админи­страцией самостоятельно, предоставляя халифу (султану) ежене­дельные отчеты о делах. Должность его к концу Х в. стала наслед­ственной в родах, и «сыны везиров» сформировали как бы особую прослойку высшей бюрократии. К XI в. значение поста везира упа­ло, подчас назначались даже по двое везиров, в том числе даже из христиан.

Области-провинции существовали в халифате отдельно друг от друга и от центральной власти. Правители областей носили титул эмира (верховный). Нередко, закрепив за своим родом наследственную власть, эмиры принимали и более звучные титулы – ша­хиншаха и т. п. И политически, и юридически они обладали практически полнотой власти в своей провинции, подчиняясь рели­гиозному авторитету халифа и центральной администрации.

Каждая область-провинция имела в столице халифата Багдаде свое представительство – диван, занимавшийся ее делами. В свою очередь областной диван подразделялся на 2 отдела: основ­ной (асл), ведавший распределением и сбором налогов, земельной политикой, и финансовый (зимам). В конце IX в. один из ха­лифов объединил областные диваны в ведомство двора, попытав­шись создать из этого подобие центральной администрации, где бы­ли бы подотделы по укрупненным районам: канцелярии по делам Запада, по делам Востока и по делам Вавилонии. После нескольких преобразований, сопряженных с общим усилением централизован­ной власти в сер. Х в., при дворе багдадских халифов сформирова­лась централизованная администрация. К четкому распределению прав и функций так и не пришли, но всего существовало до 11 от­дельных ведомств.

Наиболее важным было военное ведомство (все они на­зывались диванами), где были палата военных расходов и палата набора войск. Отдельные воинские части управлялись самостоятель­но. Самым разветвленным было ведомство расходов, предназначенное для обслуживания двора. В нем было до 6 особых палат советников по разным делам. Государственное каз­начейство было контрольным ведомством, где велись книги учета казны. Ведомство конфискаций вело делопроиз­водство по столь важной статье взаимоотношений власти с поддан­ными, нарушившими порядок и законы службы. Оформлением все­возможных документов и грамот о назначениях занималась специ­альная Канцелярия писем; она же вела и корреспонден­цию халифа.

Одним из главнейших на деле было Главное ведомство дорог и почт, которое контролировало отдельных чиновников почты, дорог. На чиновниках этого ведомства лежала обязанность явной и тайной информации власти о происходящем в империи, по­этому в его ведении была сеть осведомителей. Особое ведомство представлял кабинет халифа, где велось делопроизводство по прошениям. В ведомстве печати после согласования в других ведомствах придавалась сила распоряжениям халифа. От­дельно существовало банковское ведомство, наиболее уникальное учреждение, где производились обмен денег и другие расчеты.

Управляющие ведомствами (сахибы) подразделялись на три ранга. Соответственно рангам им назначалось жалованье. Правда, со временем сложилась традиция выплачивать государственное жа­лованье лишь за 10 из 12 месяцев в году. Однако выручала практи­ка многочисленных совмещений должностей.

При наместниках провинций были свои везиры. Провин­циальную администрацию представляли также командующий об­ластными войсками – амир и гражданский правитель – амил; в обязанности последнего главным образом входил сбор податей.

Чиновники могли набираться только из свободных и составляли как бы особое сословие. Военное офицерство преимущественно вер­бовалось из несвободных. Это делало их более лично зависимыми от верховного военачальника и от халифа. Получая значительное жа­лованье, чиновники сами должны были содержать свои конторы, писцов и других мелких служащих.

 

Судебная система.

Суды мусульманского права составля­ли как бы вторую (наряду с финансо­вой администрацией) часть государственной организации, реально связующую империю ислама. Верховная судебная власть в доктрине ислама принадлежала пророку и халифам как носителям справедли­вости.

Первоначально халифы сами и творили суд. В провинциях это делалось от их имени эмирами. Со временем управленческие и ду­ховные обязанности потребовали создания специальных судей – кади. «Вначале судил он сам, – рассказывалось об одном из первых халифов Омейядов, – с великим рвением и искусством; когда же ему стало это не под силу, вынужден был назначить кади».

Кади всегда оставались под верховной властью халифов, и вы­сшие должностные лица могли отменять их решения. Собственно судебных инстанций, апелляций и т. п. в мусульманском праве не существовало. Жаловаться можно было только верховной власти. В IX в. кади были выведены из-под власти эмиров провинций, и всех, в том числе и в главные города, непосредственно назначил халиф. Право назначения судей сохранялось за халифами даже тогда, когда большинство светских и политических полномочий у них были от­няты султанами. Если кади был назначен не халифом, его права вы­зывали сомнение. Наряду с обычными существовала должность вер­ховного кади.

Первоначально, чтобы сделать должность судьи более независи­мой, жалованья им не полагалось. В правление Аббасидов должно­сти стали платными и даже продавались. Это было тем более воз­можно, что мусульманские юристы и правоведы относились весьма отрицательно к занятию должности судьи: это считалось недостой­ным, и приличия требовали от этого отказываться.

Правовые полномочия кади формировались постепенно. Так, только с Х в. закрепилось право судей решать дела о наследствах. В их обязанности входил и надзор за тюрьмами, решение дел о благо­чинии. При кади состоял свой судейский персонал из 4-5 служите­лей и писцов, в том числе судьи, которые разбирали самые мелкие споры.

Кади проводил суд, как правило, во вспомогательных помещени­ях мечети. Тяжущиеся обращались в суд при помощи записок, и са­ми должны были явиться в суд. Однако активного участия в судого­ворении не принимали.

С IX в. сложился один из самых своеобразных и не имеющих аналогии институт мусульманского судопроизводства – «постоян­ные свидетели».

Поскольку право требовало принимать свидетельские показания только от лиц, пользующихся хорошей репутацией, кади вел список таких свидетелей, постоянно приглашая их на заседания суда. Они свидетельствовали акты, по четверо участвовали в разборе дел. Иногда такие «свидетели» брали поручение самостоятельно разби­рать мелкие дела от имени судьи.

Должности судей в значительной степени сделались наследствен­ными. Во многом еще и потому, что судопроизводство, основываясь на Коране и сунне, сохраняло характер обычного права и ориенти­ровалось на традицию судебной практики.

Кроме духовного суда кади, в халифате были и светские суды. В них попадало «всякое дело, разрешить которое кади было не под си­лу и разрешить которое должен был имеющий больше власти». В светский суд чаще поступали уголовные и полицейские дела. Назна­чал светских судей везир. В светском суде можно было обжаловать решение суда кади. Высшей инстанцией светской юстиции (хотя собственно жесткой подчиненности не было) считался придворный суд. Нередко его творили везиры, управляющие дворца. Со второй половины IX в. халифы сами не участвовали в разрешении конкрет­ных дел.

Светский суд был менее ограничен рамками Корана и традиции. В нем господствовало местное право, применялись такие наказания, какие запрещались в судах кади (например, телесные). Но здесь возможны были мировые сделки, свидетелей приводили к присяге. Усмотрение суда было в большей степени свободным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...