Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логическое познание и его формы.




Картина, даваемая органами чувств, необычайно богата и красочна. Несмотря на это, она ограниченна и далеко не полна. Чувственное знание дает нам представление лишь об отдельных, внешних сторонах вещей. При помощи органов чувств возможно, например, созерцать электрическую лампочку, но представить, что электрический ток — это поток электронов, движущихся с известной скоростью, нельзя. Невозможно посредством органов чувств воспринять и огромную скорость света, движение «элементарных» частиц в атоме и многие другие сложные явления природы и общественной жизни. Одним словом, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития. А ведь в этом и состоит основная задача познания. Хорошо известно, что только знание законов, сущности вещей может служить для человека руководством в его практической деятельности. Здесь-то и приходит ему на помощь абстрактное, или, как его еще называют, логическое, мышление. Логическое мышление — качественно новый, высший этап в развитии познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки предмета. На ступени логического мышления познаются законы развития действительности, столь необходимые Человеку в его практических делах. Основной формой логического мышления является понятие. Понятие отражает в предметах не все их стороны, а только существенные, общие, отвлекаясь, отбрасывая второстепенные признаки. Возьмем, к примеру, понятие «человек». В этом понятии отражены не все признаки каждого отдельного человека. Оно не содержит сведений о национальности человека, месте и времени его жизни, возрасте и т. п. В нем фиксируется только то общее, существенное, что присуще каждому человеку,— способность трудиться, производить материальные и духовные ценности, мыслить и говорить. Точно так же общее, существенное в предметах охватывают понятия «дерево», «животное», «класс», «производство» и др.

Основой возникновения понятий является практика. Прежде чем сформировать, например, понятие треугольника, квадрата и других геометрических фигур, человек в своей практической деятельности имел дело с множеством объективно существующих треугольных, квадратных и других предметов. На основе практики совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. Воздействуя на предметы материального мира, человек сравнивал, сопоставлял их и, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, выделял в них общее, существенное, раскрывал их объективное значение в процессе материального производства, их место в человеческом труде и жизни.

В основе перерастания чувственной (сенситивной) способности в новую, связанную с мышлением, лежит необходимость, вытекающая из практической трудовой деятельности. Усложняющийся характер взаимодействия природы и человека требовал все более глубоких представлений о мире, выходивших за рамки непосредственных восприятий, предметов, явлений, процессов. Возникает абстракция как некоторая отвлеченность от конкретных предметов, ситуаций. Одни признаки этих предметов признаются более значимыми, нежели другие, происходит их классификация, сопоставление, обобщение. Эти, полученные в процессе трудовой деятельности знания, вовлекаются в новые циклы целенаправленной деятельности. Большое значение в развитии абстрактного мышления сыграл язык, как важнейший момент социального развития человека. Абстрактное мышление невозможно без языка, как сам язык без чувственного восприятия действительности. Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие вообще – это мысль, охватывающая предмет или явление действительности в совокупности его общих и специфических черт. Понятиями, например, являются: атом, революция, бог, человек, космос, студент, роза и т.д. Понятия образуют определенные системы знания, которые в теоретической форме отражают фрагменты, различные стороны окружающей нас действительности. Например, физические понятия отражают физическое строение мира, материи, экономические понятия – экономическую сторону человеческой деятельности. Каждая теория или учение – это свой, неповторимый взгляд на мир. Философские понятия составляют содержание философских учений. Можно сказать, в определенном смысле, что понятия есть ни что иное, как язык той или иной теории, которые нельзя смешивать. Нарушения “языковых” границ, что не раз происходило в истории науки, философии, приводит к путанице и ложным выводам. Поэтому ясность, недвусмысленность понятий является требованием любой теории. В случае заимствования какого-либо понятия, что является довольно частым явлением в практике познания, его содержание должно быть оговорено и уточнено. Понятия изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития познания об окружающем мире и могут выражаться одним словом, несколькими словами или даже группой слов (утро, солнечное утро, Сократ есть человек, Москва – столица России и т.д.).

Философские понятия отличаются от остальных тем, что они охватывают предельно широкие, предельно общие сферы окружающего мира. Содержание этих понятий заключает в себе совокупный интеллектуальный опыт человечества, накопленный в искусстве, мифологии, религии, науке, истории развития мысли, который и позволяет сознанию преодолеть эмпирическую, сенсуалистскую данность, глубоко понять бесконечность мира природы и человека.

Основополагающими философскими понятиями являются – бытие, материя, сознание. Являясь предельно отвлеченными абстракциями, они (бытие, материя, сознание), во-первых, характеризуют качественный уровень развития предметно-практической и духовной деятельности и, во-вторых, служат основанием для самых общих, основополагающих целей человеческой деятельности. Таким образом, философские понятия, являясь инструментами познания, определяют мощь разума, его творческие возможности.

Под суждением в логике по традиции понимается мысль, утверждающая или отрицающая нечто по отношению к какому-либо объекту: “Товар имеет стоимость”, “Рынок мудрее любого правительства”, “Это предприятие нерентабельно”. Как нетрудно заметить, суждение предполагает наличие определенных понятий, между которыми устанавливается связь. Но, в свою очередь, понятие возникает в результате одного или нескольких суждений.

Умозаключение – это процесс выведения одних суждений (заключений) из других (посылок), определенная система суждений. Например:

Все люди – смертны;

Сократ – человек;

Следовательно, Сократ смертен.

Понятия, суждения и умозаключения составляют абстрактно-мысленную способность человека, взаимно связаны друг с другом, являются моментами единого процесса мышления.

Существенными сторонами абстрактного мышления являются способность к отражению общего, существенного и на основе этого конструирование идеальных объектов, опосредственное (через чувства, приборы, умозаключения) познание действительности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...