Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, предмет и принципы гражданского права. Определение системы гражданского права




Введение

Гражданский право государство

Гражданское право подвергается известной систематизации (дифференциации), причем его система одновременно входит в общую систему частного права. Базу такой дифференциации составляет выделение основных, общих для всей отрасли положений - Общей части. Общая часть гражданского права включает основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданского оборота, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем гражданским правоотношениям. С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть гражданского права. Но это понятие применительно к гражданскому праву обычно не используется, ибо многообразие составляющих его норм столь велико, что неизбежно требует дальнейшей развернутой дифференциации.

Прежде всего, гражданское право делится на подотрасли - наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что гражданское право и его рассмотрение как целой системы позволяет государству и гражданам страны всяческим образом придерживаться законодательства страны.

Целью работы является изучение системы гражданского права.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность системы гражданского права;

обосновать методы и принципы гражданского права;

проанализировать объекты и субъекты гражданского правоотношения;

рассмотреть подотрасли гражданского права.


 

Теоретические основы системы гражданского права

Понятие, предмет и принципы гражданского права. Определение системы гражданского права

 

Гражданское право имеет свою собственную классификацию и систематизацию, а значит и систему. Причем, система гражданского права входит в систему общего частного права.

Система состоит из общей и особенной части. Как и в других отраслях в общую часть входят нормы, содержащие в себя основные понятия, принципы, сущность гражданского права.

Гражданское право является основной отраслью права, регулирующей частные (имущественные, неимущественные) взаимоотношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников, основанные на независимости и имущественной самостоятельности, методом юридического равенства сторон и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов.

Предмет гражданского права - общественные отношения двух видов:

имущественные отношения, складывающиеся по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара;

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а иногда и не связанные с ними (исключительные права, неотчуждаемые нематериальные блага личности).

Метод гражданского права - способ регулирования общественных отношений, представляющий систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Этот метод предполагает:

равенство участников гражданско-правовых отношений;

автономию воли участников гражданско-правовых отношений;

имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений;

восстановительный характер, защиту гражданских правоотношений;

компенсационный характер, гражданско-правовую ответственность участников общественных отношений.

Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение. Такое общее представление о принципах права применимо и к принципам гражданского права (как, впрочем, к принципам и других отраслей права), однако в гражданском праве такие общие признаки правовых принципов проявляются специфически, что определяется, прежде всего, особенностями регулируемых гражданским правом общественных отношений, объективными закономерностями и тенденциями их развития.

Значение принципов гражданского права велико, оно заключается в следующем:

. Являясь руководящими положениями гражданского права, его основными началами, выражающими объективные закономерности и тенденции развития данной отрасли права и получив правовое закрепление, принципы гражданского права в своей совокупности отражают самые существенные особенности гражданского права как отрасли права.

. Они являются системообразующим фактором, так как присущи всей совокупности гражданских правоотношений и пронизывают все институты гражданского права. Проявление принципов гражданского права в этом значении (системообразующего фактора), с одной стороны, обязывает законодателя при принятии нормативных актов и формировании их содержания учитывать им же признанные и закрепленные в законе принципы; с другой стороны, правоприменители в целях правильного применения гражданско-правовых норм, для понимания содержания и целей гражданско-правового регулирования также должны учитывать признанные гражданским законодательством принципы гражданского права.

. Большое значение имеют правовые принципы для восполнения пробелов в гражданском праве. Нормы гражданского права регулируют типичные ситуации, свойственные большинству складывающихся отношений. Однако в законодательстве невозможно предусмотреть все частности и оттенки отношений, возникающие между субъектами гражданского права. Развитие политических, экономических и других отношений постоянно приводит к тому, что возникают новые, нетипичные отношения, которые не урегулированы гражданским законодательством, но должны получить свое юридическое разрешение. Это было свойственно данной сфере правового регулирования всегда, но в условиях перехода от командно-административного к рыночному способу хозяйствования, бурного развития рыночных отношений, формирования принципиально нового законодательства проблема восполнения пробелов в гражданском праве становится более актуальной. Она разрешается различными способами, в том числе путем применения гражданского законодательства по аналогии.

При этом допускается применение не только аналогии закона, но и аналогии права, которая возможна в том случае, если для урегулирования возникших нетипичных отношений нет нормы, регулирующей сходные отношения, нет соглашения сторон или применимого к таким отношениям обычая делового оборота. В таких случаях принципы гражданского права становятся непосредственными регуляторами, потому что права и обязанности сторон в указанном отношении определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (п. 2 ст. 6 ГК РФ). Опыт применения принципов гражданского права для разрешения не урегулированных законом отношений составляет основу законопроектных работ, способствует совершенствованию гражданского законодательства. Например, отношения, возникающие при переработке вещи, первоначально разрешались судами исходя из «общих начал и смысла» гражданского законодательства, а затем были закреплены в Гражданском кодексе.

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.Государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.Государство - исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.

В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхождения государства. Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Аквинский) проповедовали вечность., незыблемость государства как продукта божественного творения.Весьма интересным и привлекательным до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства. Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы основательное развитие она получила в период разложения феодального строя. Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем.В XIX в появилась органическая теория происхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы.

Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин. Хвостов писал, что государство - «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».

Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право - существенный элемент государства, - пишет Еллинек, - то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом..., должно занимать определенное место в самом праве, - должно существовать правовое понятие о государстве». Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед Н.М. Коркунов.В историю вошла также психологическая теория невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий).Имеется также волевая теория понимания государства, которая объясняет его происхождение волевой деятельностью сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория, в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений. Так, по мнению К Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д.

Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И М Коркунов писал, что «государство - это общественный союз представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми».Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «...государство - это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти».Довольно интересным и сегодня представляется понятие государства, сформулированное известным русским государствоведом А.Д. Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния».Гегелевское понимание государства базируется на его обшей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает».Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса».

Акцентируя внимание в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса. «Государство, - пишет Ленин, - есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечает, что оно «есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист».Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в последующее время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и «социалистического». В послеоктябрьский период советская философско-юридическая мысль во взглядах на государство оставалась неизменной. «Государство - политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий экономический порядок и подавлять сопротивление других классов». В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. «Сущность государства заключается в том, - писали С. А. Голунский и М. С. Строгович, - что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса». А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал, что «государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть - диктатуру.

Авторы учебника «Теория государства и права» М.П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев. Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за ее пределами».В работах 60-70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авторы многотомного издания «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» считают, что государство - «это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства».

Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С.С. Алексеева. В нем государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны». В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: «Государство - это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и юлю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть».Классовость как важнейший признак любого государства признавалась большинством советских юристов. Так, В.С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность.Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения, в связи

с объявлением советского государства общенародным, начали отыскивать универсальные функции государства. Однако, в конечном счете, в понимании государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли к так называемым буржуазным государствам, а другое - к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть. Представители отечественной науки о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные определения государства. Российская школа этой науки не только еще не выработала единого подхода к понятию государства, но и не предпринимает шагов в этом направлении. Некоторые юристы все еще не могут освободиться от марксистско-ленинского учения. Классовый подход еще цепко держит их в понимании государства, хотя вряд ли они сами смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России относится, и даже к какому классу можно отнести их самих. Так, В.А. Ржевкий пишет: «...государство есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме».Примерно такое же определение государства мы встречаем в учебнике В.В.Лазарева «Общая теория права и государства».

«Государство - пишет В.В.Лазарев, - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока, классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию».Мы не согласны с данным определением В.В. Лазарева из-за его громоздкости. По нашему мнению:во-первых, слово «особая» к этому определению не подходит, можно вполне обойтись без него. Ведь в принципе любая организация она особая, иначе это и не есть организация. Более того, термин «особая» напоминает времена, когда люди боялись государства как какой-то особой организации, малоизвестной (в силу именно особенности) простым людям;во-вторых, слово «публичной» тоже лишнее. Политическая власть она не может не быть публичной. Политическая власть - публичная, официальная, декларированная, содержащаяся на налоги и сборы с населения;в-третьих, ссылка на господствующий класс показывает только на явные остатки влияния классового подхода к пониманию государства. Нельзя все государства объявлять классовыми. Если сегодня попытаться выяснить какой класс где господствует и кто к этому классу относится, то довольно трудно будет четко разобраться; в-четвертых, выражение «располагающая специальным аппаратом управления и принуждения» в таком контексте не совсем понятно. Ведь государство, по существу, и есть аппарат управления и принуждения; если же оно только располагает ими, то, что же представляет собой сама эта организация; в-пятых, в словах «представляя общество, осуществляет руководство этим обществом» гипертрофируется роль и место государства по отношению к обществу. Между тем любое государство - это продукт общества. Каково общество - таково и государство. Общество все же формирует государство и контролирует его деятельность.

Так, в Кратком словаре-справочнике по теории государства и права понятие государства определяется следующим образом: «Государство - всеохватывающая организация общества, служащая главным орудием подавления эксплуатируемых классов или средством решения коренных проблем, стоящих перед обществом». Такое определение: во-первых, не позволяет точно сказать, что же такое государство, потому что понятие государства дается через союз «или»: государство - это орудие подавления или средство решения коренных проблем. Таким путем все же трудно выйти на понятие государства; во-вторых, в таком определении не охвачено самое главное: что государство является продуктом общества, порождением общества, учреждаемой обществом властью. Без упоминания в самом определении понятия государства его рукотворной зависимости от общества мы закладываем возможность теоретического оправдания тех государств, которые на самом деле возвышаются или стараются возвышаться над обществом. Понятно, что этого делать нельзя. Напротив, нам необходимо всегда подчеркивать, что цивилизованное государство - это есть, созданное гражданским обществом, средство управления его делами, что государство не может отклониться в своей деятельности от интересов общества, его граждан.

Кроме того в юридической литературе выделяются подход к государству как к совокупности трех слагаемых: власти, территории и населения. Такой подход, на мой взгляд, больше раскрывает признаки государства, нежели объясняет то, что оно представляет.

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический - (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).Таким образом, подходов к понятию государства очень много. Однако, по нашему мнению, необходимо выработать единственный, но соответствующий науке подход к пониманию государства. Думается, что к понятию государства необходимо подойти с позиций социального назначения государства, исходя из его служебной роли в обществе

Составляющие основу гражданского права современной России принципы (основные начала) указаны непосредственно в Гражданском кодексе РФ (ст. 1). К ним относятся следующие:

. Принцип равенства участников гражданских отношений. О равенстве участников гражданских отношений уже было изложено при характеристике метода гражданско-правового регулирования. Правильное понимание равенства участников гражданских отношений как идеи, воплощенной в юридическом принципе, требует уяснения цели, на достижение которой она направлена. Последняя состоит в том, чтобы исключить подчиненность одного участника другому, зависимость поведения одного лица от усмотрения или воли другого. Такая цель, пока она воплощена в правовом принципе, должна пронизывать как правотворческую, так и правоприменительную деятельность, всю систему законодательства.

. Принцип неприкосновенности собственности (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Цель данного принципа не только в том, чтобы обеспечить собственникам возможность беспрепятственного осуществления своих полномочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и в том, чтобы создать юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота, в чем заинтересовано общество в целом, так как без этого экономика не может быть стабильной и эффективно развиваться.

Проблема организации поиска и обработки документов возникла с появлением первых крупных организаций и с тех пор никуда не исчезала, только переходила из одной формы в другую. Человечество постоянно развивается, том появляется необходимость обработки все больших массивов информации. Согласно появляются новые средства и методы обработки документации, которые оптимизируют имеющийся процесс работы или переводят его на совершенно новый уровень. Сегодня все большую актуальность приобретает электронный документооборот, но его внедрение происходит медленными темпами. Принимая во внимание все преимущества электронного документооборота, возникает вопрос, что же мешает перейти на последнюю ступень эволюции в вопросе обработки информации. Анализ последних исследований и публикаций, нерешенная ранее часть проблемы. Хотя и было проведено немало исследований, но и до сих пор не создано оптимальную систему для обеспечение документооборота в вузе. Причинами того имеется большое количество различных типов документов, используются в образовательном учреждении, и быстрый развитие современных технологий, что приводит к потери актуальности исследований, которые проводились еще несколько лет назад. Также быстрое развитие информационных технологий приводит к появлению основательно новых технологий и средств работы с данным, например «облачные» вычисления, и нельзя оставаться в стороне. Формулировка цели статьи Поскольку большинство проблем внедрения электронного документооборота и до сих пор не решен, а современные технологии предлагают новые средства работы с документами, появляется необходимость дальнейших исследований в этом направлении. При этом следует сделать акцент на последние достижения мировых ИТ. Основной материал исследования Согласно Национальной стратегии развития образования значительное внимание уделяется внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, в частности создание информационной системы поддержки образовательного процесса и системы информационно-аналитического обеспечения в сфере управления учебными заведениями, информационно- технологического обеспечения мониторинга образования. Эффективность таких систем невозможна без создание соответствующих средств обработки информации. Именно поэтому вновь возникает проблема в переводе документов в электронную форму и переходе на электронный документооборот.

То, что эти задачи поставленные в стратегии на 2012-2021 годы, еще раз свидетельствует, что данная проблема недостаточно изучена. Рассмотрим основные причины этого. Для начала следует установить что такое высший учебное заведение и что именно определяет его специфику. В коммерческих организациях решение по внедрению электронного документооборота принимается на основе экономических исследований материальной выгоды от данного введения. Анализируются процессы, на которые влияет скорость прохождения документооборота, рассчитывается материальная выгода и конечный срок окупаемости введение новой технологии документооборота. Согласно экономической эффективности возможного нововведения и принимается решение о его применения. С вузами все иначе. Обычно вузы - это государственное образовательное заведение, деятельность которого не направлена на получение прибыли. Поэтому финансовое обеспечение вузов зависит от его финансирования государством и никто не заинтересован в дополнительных материальных расходах. Это нужно учитывать при выборе средства введение документооборота и выбирать технологию, которая могла бы работать на имеющихся технических решениях и с использованием свободных лицензий, позволяющих использовать программное обеспечение бесплатно. Кроме того, эта система должна быть достаточно простой или хорошо документированной, ведь ее внедрения тоже полностью лежит на плечах Вузов и зависит как от квалификации рабочих кадров, что будут пользоваться системой, так и специалистов, которые будут эту систему разрабатывать и поддерживать. Итак, первая причина того, что электронный документооборот еще не введено является отсутствие финансирование данного направления и специалистов по данного профиля. Кроме того, любая система, какой бы совершенной она ни была - все равно зависит от человеческого фактора.

Персонал преимущественно негативно относится к таким нововведениям. Причины тому разные, от нежелания осваивать новые технологии в опасения прозрачности собственной деятельности. Во время реализации системы электронного документооборота необходимо проводить исследования не только внутренних факторов, таких как скорость поиска и обработки, но и внешних - как люди приниматься с системой. На современном рынке имеется много коммерческих систем электронного документооборота (СЭД), но мало из них ориентируются на удобство пользования ими, в основном главный акцент делается на функционал. Интуитивно-понятный интерфейс - это уже половина внедрения. Но ясность интерфейса в не решит проблемы опасения системы, поэтому вторая причина неиспользование электронного документооборота - это консервативность персонала и нежелание полной прозрачности своей деятельности. Важно также учитывать, что документы могут иметь юридическую силу и н

еобходимо, чтобы при переносе в электронную форму эта сила за ними оставалась. Здесь уже проблема законодательного характера. Например, срок архивного хранения электронного документа, согласно законодательству, должен быть не менее, чем его бумажного эквивалента, а это от трех до семи-десяти лет. При этом юридическая сила электронного документа обеспечивается за помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). ЭЦП может выдавать только аккредитованный центр сертификации ключей. Таких центров в РФ всего девять и они выдают ключи максимум на два года. За два года после выдачи ключа он становится недействительным, а следовательно документ теряет свою юридическую силу. Таким образом, электронные документы, имеющие юридическую силу, непригодны для длительного хранения в архиве, хотя хранить их гораздо удобнее, чем бумажные. Итак, третья проблема - проблема юридической силы электронного документа. Еще одна проблема и главный аргумент противников СЭД - уязвимость электронной информации и возможность взлома системы и несанкционированного доступа к ней посторонних лиц. Первая проблема достаточно просто решается с помощью цифровых подписей: для документов, не имеют юридической силы можно разработать свой ЭЦП, а имеющие юридическую силу и так защищены. Остается вопрос защиты информации в системе.

К сожалению здесь действительно трудно учесть все и закрыть все пути, даже ведущие ИТ организации время от времени страдают от нападений хакеров. Данные атаки в основном требуют много усилий и выполняются или по заказу конкурентов, или для получения действительно важной информации, с которой потом можно получить выгоду. В случае с вузах ситуация немного другая. Вряд ли в системе документооборота вузов будет храниться информация, которую можно будет использовать для получения финансовой выгоды, поэтому сразу отпадает один из сильнейших мотивов атаки. Обеспечив все документы ЭЦП, мы устраняем возможность незаметной изменения или подмены документа и смысла в атаке становится еще меньше. Но в любом случае необходимо разрабатывать защищенную систему, учитывая все современные достижения в криптографии и защите информации, а по окончании разработки провести полный аудит системы с целью выявления слабых мест и потенциальных уязвимостей. Как итог, по проблемам распространения безбумажного документооборота, можно привести социологический опрос российской компании ALEE Software. Результаты показаны на рис.1 говорят сами за себя. Основными причинами торможения введение СЭД по мнению пользователей - это лень вообще что-то менять, а тем более, если это еще и нуждается в финансировании. Перейдем к преимуществам электронного документооборота. Как уже отмечалось, без введение СЭД невозможно создание и функционирования общего информационно- аналитического среды вуза. Основная цель электронного документооборота - ускорить поиск и обработку документации.

Согласно исследованиям [3] на обработку электронных документов расходуется на 48% меньше времени, при этом время поиска документации сокращается на 80-85%. Результаты говорят сами за себя, вместо поиска в куче документов рабочие могут заниматься более интеллектуальными делами. Сегодня себестоимость человеко-часов значительно превышает себестоимость часов компьютера и программного обеспечения. Итак, зачем человеку заниматься задачей, которую программное обеспечение (ПО) может улучшить и быстрее? Электронный документ также экономит место работника. Стоимость создания новой копии документа почти ничего не стоит, а это уже экономия финансов организации, если экземпляр документа необходимо разослать в много мест. Кроме того, скорость передачи электронного документа тоже на порядки опережает скорость пересылка бумажного. Электронный документ может быть доступен во многих местах одновременно, а система может предоставлять возможность совместной работы над документами. СЭД также выгодны и экологам, ведь уменьшение использования бумаги приведет к уменьшение уничтожения лесов. Существует положительная практика концентрация не только электронного документооборота, но и вообще использования электронной информации вместо бумажной. В частности мэрия города Ванкувер (Вашингтон, США) в 2012 году начала использовать в своей деятельности планшеты iPad, на которые копировали необходимую информацию для заседаний мэрии, вместо того, чтобы печатать кучу экземпляров. Таким образом удавалось экономить до 40% бумаги [8]. Общий экономический эффект за год - $ 336 экономии на одного человека. Если принять во внимание стоимость пл<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...