Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и проблемы, возникшие в послевоенные годы




Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

 

С окончанием войны ставилась задача по улучшению условий содержания заключенных. Если во время войны в силу ряда объективных причин НКВД СССР было вынуждено мириться с недостатками в режиме и быте заключенных, то дальше такое положение признавалось нетерпимым. На это обращалось внимание министров внутренних дел союзных республик, начальников УВД краев и областей на совещании в марте 1946 года.

В директиве МВД СССР (как стал называться бывший наркомат внутренних дел) по вопросу улучшения условий заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях, подчеркивалось, что их "содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду должно соответствовать основным принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства". Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ, которая по материалам проверок обязывалась сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокуратуру.

Трудности, сложившиеся с обеспечением заключенных продовольствием и вещевым имуществом, побудили руководство МВД СССР войти с ходатайством в Совет Министров СССР о разрешении получать вещевые и продовольственные посылки заключенным. Поставленный вопрос решился положительно.

Заключенным, которые отбывали наказание на Севере, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане разрешалось получать без ограничения продуктовые и вещевые посылки и передачи, в том числе и лицам, осужденным на каторжные работы в период их содержания на пересыльных пунктах.

В послевоенные годы введенный в связи с чрезвычайными условиями войны единый (строгий) режим не отвечал характеру исправительно-трудовой политики. Фактически единый правовой статус необоснованно распространялся на всех заключенных, независимо от характера совершенного ими преступления, числа судимостей, поведения в местах лишения свободы (за исключением приговоренных к каторжным работам).

В 1947 году принимаются меры по реорганизации режима и дифференциации контингента, что нашло закрепление в Инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Инструкция не просто восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режим), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания, что для того времени имело немаловажное значение. В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии 1/3 срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей режима направляли на срок до 3 месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт, имевшийся в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК.

Инструкция предусматривала раздельное содержание четырех категорий осужденных: за преступления контрреволюционного порядка, бандитизм, по указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и от 26 декабря 1941 г., все остальные. В отличие от довоенных инструкций всем осужденным в установленном порядке гарантировалось право на свидание с родственниками. На общем режиме число свиданий не ограничивалось.

После истечения 1/3 срока осужденные получили возможность пользоваться такими льготами, как представление к снижению срока наказания или условно-досрочное освобождение особым совещанием по ходатайству администрации, освобождение на 10 дней в год от работы; возможность занимать должности инженерно-технических работников и назначаться в самоохрану. В качестве положительного следует отметить ограничение права администрации применять взыскания к осужденным, что в определенной степени смягчало произвол по отношению к нарушителям установленного порядка.

В целом положительное значение инструкции не вызывает сомнения, вместе с тем она содержала ряд ошибочных положений. Фактически в штрафных лагерных пунктах (колониях) совместно содержались переведенные с разных видов режима нарушители установленного порядка в ИТУ и лица, совершившие уголовные преступления, в том числе и тяжкие. Вызывает сомнение и практика перевода таких заключенных в подразделения общего и усиленного режима, так как за это время они вряд ли могли исправиться.

Повышенная опасность контингента требовала соответствующих условий содержания. Осужденные размещались в специально оборудованных бараках с решетками на окнах, "глазками" в дверях и другими приспособлениями, запиравшимися в ночное время на замок, не подлежали расконвоированию, были ограничены в переписке и свиданиях (могли отправлять одно письмо в три месяца и иметь два свидания в год с родственниками продолжительностью от 1 до 3 часов), пользовались безналичным расчетом и могли приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму 25 рублей, несли повышенную дисциплинарную ответственность. Их запрещалось выводить на объекты работы вместе с вольнонаемными сотрудниками и с заключенными, содержащимися на других видах режима.

К заключенным применялись следующие виды взыскания: лишение права приобретать продукты питания на срок до трех месяцев; лишение права на переписку с родственниками на срок до одного года; водворение в карцер на срок до 15 суток, а при повторном нарушении режима - перевод на штрафной режим на срок до двух месяцев. При обнаружении в бараках запрещенных предметов (если их владельцы не установлены) все заключенные барака переводились на штрафной паек сроком на пять суток с выводом на работу. Лица, переведенные на штрафной режим, содержались в камерах по 10-15 человек. Они не имели права выходить из камер, им запрещалось курить, получать посылки. Применялись повышенные меры безопасности в виде конвоирования осужденных на работу и с работы в наручниках. Если и это не оказывало на осужденных должного воздействия, то ставился вопрос о переводе их в тюрьму.

Число осужденных в лагерях за предвоенные и военные годы достигло самой низкой отметки. По состоянию на 1 января 1946 года в них содержалось 600897 человек. Однако прогнозы на дальнейшее снижение численности оказались несостоятельными. Этому были свои причины.

Значительное количество активных пособников гитлеровцев "растеклось" по стране. Пытаясь скрыть свое прошлое, многие из них предпочитали быть осужденными за уголовные преступления.

Рост уголовной и политической преступности происходил в основном за счет населения республик и областей, находившихся в оккупации. Этому способствовала ликвидация националистических бандитских формирований в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтийских республиках. На увеличение количества и изменение качественного состава заключенных оказали влияние миграция населения (возвращение эвакуированных, демобилизованных, репатриантов), наличие у граждан большого количества огнестрельного оружия, детская беспризорность и безнадзорность. Свою роль сыграло и изменившееся уголовное законодательство, особенно указы 1947 года: "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества", "Об усилении охраны личной собственности граждан" и другие правовые акты, которые предусматривали наказание в виде лишения свободы до 25 лет. Применение этих законодательных актов привело к увеличению числа осужденных в местах лишения свободы.

В результате действия указанных факторов среди заключенных образовалась довольно значительная прослойка лиц, имеющих сроки наказания от 10 до 25 лет. Усложнение контингента в послевоенный период потребовало улучшения качественного состава работников ИТУ. В этом направлении были предприняты необходимые меры, что позволило заменить или уволить всех лиц, не соответствующих своему назначению. В 1947 году было принято и специальное решение, направленное на укрепление органов внутренних дел людьми, способными выполнять поставленные перед ними задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...