Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1) Понятия "психика", "психология", их соотношение. Основные этапы накопления психологических знаний.




1) Понятия " психика", " психология", их соотношение. Основные этапы накопления психологических знаний.

 

Психология - образ. от др. греч. - " психе" - душа; " логус" - знание.

Психология - это наука о психике. (Наука о законах пораждения и функционирования психики)

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи субъективно отражать объективный мир.

Психические процессы - это любые двигательные акты.

Познавательные психические процессы - это мышление, восприятие, внимание, память, ощущение, воображение, речь.

Психические состояния - общий функциональные уровень организма, на фоне которого происходит любой психический процесс.

Психические свойства личности - это темперамент, направленность, способности, характер.

Психологические факторы - это факторые влияющие на поведение человека.

 

3 этапа накрпления психологических знаний:
1) Донаучная (житейска) психология - полезна человеку, но знаия бездоказательны и не систематизированы, не всегда осознаются человеком.

2) Философская психология - не была фактической и доказательной, сводилась к мудрым изречениям и поискам иллюстрирующих их примеров.

3) Научная психология - как отдельная отрасль возникла в 1979г., связана с именем В. Вундта открывшим первую психологическую лабораторию и институт. В Лейпциге.

 

 

2) Структура современной психологической науки.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, т. е. она дифференцирована.

 

Базовая дисциплина - " Общая психология. ". - Изучает базовые механизмы и закономерности психики.

Отрасли психологии:

1) Вид деятельности - " Психология труда", " Пед. психология", " Мед. психология"

2) Развитие - " Возростная психология", " Психология развития"
3) Патопсихология - психология анамального развития.

4) Психогенетика - изучает индивидуальные психологические особенности человека, под влиячнием генов и среды.

5) Сравнительная психология - изучает и сапостовляет психику людей и животных

6) Зоопсихология - изучает психику животных

7) Акмеология - психология достижения успеха

8) Социальная психология - изучает психические взаимодействаия групп людей

 

Вывод: Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, т. е. она дифференцирована.

 

3) Методы психологии: понятие метод, основные методы психологии развития. Возможности использования метода " эксперимента" в работе с младшими школьниками.

 

Метод - это способ получения какой-либо информации и её интропритации.

 

· Методы психологии развития:

 

· Наблюдение

· Опросные методы

· эксперемент

· Тестирование

· Интервью

· Метод изучения продуктов деятельности

· проэктивные методы

Эксперимент - это специально организованная деятельность испытуемого, целью которой является выявление некоего псих. факта и его исследование.

+ Вазможность повторить

+ Точность получаемой информации

+ Можно контролировать и изменять условия

- испытуемый может испытывать дискомфорт

 

Естественный эксперимент - это когда вносятся незначительные изменнения в естественный ход жизнидеятельности испытуемого.

-Не всегда можно повторить

 

Этапы формирующие эксперимент:

 

1. Констатирующий - исследуем перемену в чистом виде

2. Формирующий - внедряем некую развивающую или формирующую программу, на интересующую нас перемену

3. Итоговый этап - устанавливаем появление или отсутствие изменений интересующей нас перемены

 

4) Возможности использования метода " наблюдения" в работе с младшими школьниками.

 

 Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

+ Наблюдение можно осуществлять незаметно, благодаря чему можно увидеть естественное поведение испытуемого. Но наблюдение о котором испытуемый знает иногда позволяет оценить меру его произвольности. (Произвольность - это умение регулировать своё психологическое состояние и деятельность силой воли. )

- Невохможно выяснить причины пораждающие наблюдаемое явление.

- Невозможность оценить скрытые проявления психики.

- Пассивность наблюдателя.

 

Причины ситуаций наблюдения:

1. Получение сведений о явлении в чистом виде

2. Сбор первичной информации, особенно н абольшой выборке испытуемых

3. Проверка результатов полученных другими методами

4. Маниторинг результатов коррекции

 

5) Понятия " Ииндивид", " Личность", " индивидуальность" и их соотношение.

 

" Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. " (Александр Григорьевич Асмо́ лов)

Индивид — особь, отдельно существующий живой организм. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - Это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.

Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.

Соотношение инивидуальности и личности определяется тем, что это два различных определения человека.

Становление личности - процесс социализации человека

Становление индивидуальности - это процесс самоопределения и обособления личности, её выделение из общества, формироваение её отдельности уникальности и неповторимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...