Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Прожиточный минимум в зарубежных странах

РЕФЕРАТ

Тема: «Зарубежный опыт определения и прогнозирования величины прожиточного минимума»

 

 

Студент, группа Э-48 _____________ В.С.Узянова

подпись, дата

 

Руководитель _____________ В.П.Злодеев

подпись, дата

 

Красноярск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………...…………………………….. 4

ГЛАВА 2. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...... 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 15

 

 

Введение

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

Прожиточный минимум

Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике, уровень прожиточного минимума в развитых странах как правило выше, чем в развивающихся.

Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора благ, жизненных средств, необходимого человеку для поддержания жизнедеятельности.

Прожиточный минимум – это уровень дохода, необходимый для приобретения человеком количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на самом низком уровне его потребностей в одежде, обуви, оплате жилья, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.

 

Существует несколько способов расчета величины прожиточного уровня:

1. Статистический - прожиточный минимум устанавливается по уровню доходов, которыми располагают 10-20 % самых малообеспеченных граждан страны;

2. Нормативный - прожиточный минимум определяется по фактической стоимости товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину;

3. Комбинированный или нормативно-статистический – в этом случае расходы на питание определяются по нормативам, расходы на непродовольственные товары исходя из затрат на эти цели самых малообеспеченных граждан страны;

4. Субъективный – расчет прожиточного минимума осуществляется исходя из мнения граждан страны, выявленного по итогам социологических опросов;

5. Ресурсный – прожиточный минимум рассчитывается исходя из реальных возможностей экономики страны обеспечить минимальный стандарт проживания;

6. Медианный – прожиточный минимум берется равным половине среднедушевого показателя доходов населения страны;

7. Социальный минимум – при данном способе расчет прожиточного минимума опирается на утвержденную потребительскую корзину, однако перечень непродовольственных товаров более расширен.

 

Итак, для расчета прожиточного минимума:

1) определяется потребительская корзина - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов;

2) подсчитывается стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.

Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет, а величина прожиточного минимума определяется ежеквартально (и публикуется в официальных изданиях).

Понятно, почему прожиточный минимум нужно определять чаще, чем потребительскую корзину - меняются цены.

Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:

• научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.

В потребительскую корзину входят несколько групп продовольственных продуктов и непродовольственных товаров, а также услуг и установлены минимальные размеры потребления.

Стоит обратить внимание, что в корзине не предусмотрены алкоголь, табак и т.п. - они не входят в товары, "необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности" и, следовательно, не включены в корзину.

Прожиточный минимум исчисляется как сумма:

• стоимости потребительской корзины;

• расходов по обязательным платежам и сборам.

 

Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

 

 

Глава 2. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

К определению прожиточного минимума в разных странах подходят по-разному. Зачастую используют статистический метод, когда показатель устанавливается на уровне 10—20% доходов обеспеченных граждан (как правило, его применяют в высокоразвитых государствах).

Практика потребительских корзин существует во всем мире. В американской — 300 продуктов и услуг, французы обходятся 250, у англичан — 350, у немцев — 475, в украинском «споживчому кошику» — 297 пунктов.

В США прожиточный минимум определяется в разных штатах по разному, в зависимости от цен на продукты и жилье, развитость города. Прожиточный минимум в США определяется по штатам ставкой в час, минимум $5,15 в час - в неразвитых штатах, что получается при 40 часовой рабочей неделе 5.15*40*4 = $824 мес или $9888 в год, в развитых штатах прожиточный минимум может достигать $15 в час, что 15*40*4 = $2400 в мес или $28800 в год, но опять же все в зависимости от штата.

В США при определении потребительской корзины используют т. н. бюджет Геллера, отражающий средний уровень жизни. Он включает товары и услуги, обязательные для здоровой и комфортной жизни. Уместно напомнить, что в США месячный прожиточный минимум составляет около 700 долл., а минимальная зарплата — 1200 долл.

По структуре бюджета Геллера, продукты питания не должны превышать 30% корзины, непродовольственные товары — 47%, остальные товары и услуги — 23%.

В украинском варианте потребительской корзины это соотношение искажено. Так, до недавнего времени на продукты питания средняя украинская семья, по данным Госкомстата, тратила 70—80% своих средств (в зависимости от места проживания).

Стоимость потребительской корзины в Узбекистане равняется 85 долл., что в общем-то почти соответствует украинским параметрам. Если же учесть более приемлемую стоимость продуктов питания в среднеазиатской стране, теплый климат (а значит, меньшие расходы на одежду и отопление жилищ), то очевидно, что украинские малоимущие живут скромнее граждан Узбекистана.

Так как исходя из первой главы стало ясно, что основой расчета прожиточного минимума является определение потребительской корзины, рассмотрим что входит в них, в зарубежных странах.

Европейские потребительские корзины.

Российские информационные агентства в свое время гордо сообщили, что в новую британскую потребительскую корзину вошла котлета по-киевски. Добавим, что не только она была сочтена достойной пополнить список, в котором появились еще тридцать новых наименований. Скажем, шампанское вытеснило обычное вино, отдельно стали считаться затраты на выпивку в барах и ночных клубах, а в раздел, посвященный тратам на технику, вошли mp3-проигрыватели и телевизоры с плоским экраном.

Здесь мы подходим к главному отличию потребительских корзин развитых стран от наших. Если по основным продовольственным товарам мы разнимся не так чтобы уж кардинально, то многих групп товаров и услуг в российском подсчете просто нет. Например, только с 2006 года в нем появились затраты на культурные мероприятия, которым отводится 5% всех затрат на услуги. Бесполезно пытаться разыскать, что именно включают авторы в эти проценты, кроме обобщенного «посещение театров, кино и других зрелищных мероприятий». Так же бесполезно, как и пытаться найти развернутый перечень нашей потребительской корзины в свободном доступе. Даже большинство депутатов Госдумы, которые, собственно, и утверждали ее параметры, имели перед глазами только общую сводную таблицу, включающую в себя лишь 29 обобщенных пунктов типа «мясопродукты; верхняя костюмно-платьевая группа; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения» и т.д.

Перечислим некоторые базовые потребности, абстрагируясь от особенностей статистики в разных странах. В частности, затраты на те же «культуру и отдых», помимо билетов в театр, затрат на книги и периодику, включают в себя отдельными строками посещение футбольных матчей, абонементы в бассейны и на теннис. Причем отдельно считаются затраты в зимний и летний периоды. Англичане добавили себе также гольф и сквош. Не забыли составители и проявку фотопленки, прокат DVD, подписку на кабельные сети телевидения, затраты на подключение Интернета и изготовление визитных карточек, а также покупку компьютерных игр и столов для пинг-понга.

Если англичане стали считать средние затраты на рестораны только недавно, то у французов этот перечень традиционно занимает немалое место, где отмечается динамика цен на напитки, пиццу, салат, гамбургеры и другие общеупотребляемые компоненты ресторанных меню. Зато англичане постоянно записывают в свою потребительскую корзину акустическую гитару и немалый перечень того, что служит для ремонта дома, включая дверные ручки.

Но, пожалуй, никто не заботится о себе любимых так, как французы. Во французскую потребительскую корзину попали немалые затраты на посещение парикмахерской, покупка лаков для волос, гелей для душа и многочисленных косметических средств, а также целых четырнадцать наименований цветов, без которых, оказывается, нормальная жизнь даже малообеспеченного человека не представляется возможной. Презервативы записали в потребительскую корзину все европейские страны.

Кроме того, элементарными базовыми потребностями, нашедшими свое отражение во французской потребительской корзине, посчитали, среди прочего, затраты на приглашение няни, аппараты для исправления зубов, аренду автомашин, такси, использование мобильного телефона, а также еду для кошек и собак. Англичане же записали в свою потребительскую корзину затраты на садовника. Практичные британцы учитывают также затраты на частные школы и университеты, четыре вида страховок, финансовые услуги. Причем в финансовых услугах отражается изменение стоимости пересылки денег и комиссия биржевых брокеров.

Набитая под завязку потребительская корзина стран - членов бывшей «Семерки», как и наша, содержит оплату за коммунальные услуги, однако учитывает иногда, к примеру, во Франции, и изменение стоимости аренды жилья. Покупка недвижимости в нее не входит, но при этом в большинстве развитых стран существуют обширные программы строительства жилья для малообеспеченных семей. Считается, что люди, платя годами арендную плату, в конечном счёте компенсируют государству эти вложения, а социальный мир стоит того, чтобы на него тратиться.

Потребительские привычки немцев

Заказ пиццы на дом, услуги фитнес-клубов и соляриев, замороженные готовые продукты, булочки, выпекаемые в домашних условиях - все эти товары и услуги входят в немецкую потребительскую корзину сегодня.

Статистическая служба ФРГ обновила содержимое немецкой потребительской корзины. И для того, чтобы понять, как и чем живет сегодня среднестатистический немец, достаточно просто заглянуть в эту самую корзину. Надо сказать, что ее содержимое определяется в соответствии с изменениями вкусов потребителя.

За "весом" потребительской корзины в Германии внимательно следит Федеральное статистическое ведомство, которое регулярно обновляет данные по набору в ней товаров и услуг. Его специалисты изучают, на что и сколько денег тратят немцы. Причем исследуются различные социальные группы: большие семьи с детьми, матери-одиночки, пенсионеры и т.д.

Как подчеркивает начальник отдела статистики цен Юрген Клумский, на основе этих наблюдений определяется список товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину в современной Германии:

"Совокупность всех этих благ мы и называем "потребительской корзиной". По сути дела, сами потребители решают, что будет входить в эту корзину. В Германии это происходит следующим образом: каждые пять лет в рамках статистического исследования опрашиваются 60.000 семей. Мы выясняем размеры и структуры их расходов. Все эти люди ведут специальный дневник. В нем они детально описывают, на что конкретно тратят деньги. Кроме того, ежегодно мы проводим небольшой опрос, в котором принимают участие только 6.000 респондентов. Именно эти исследования являются базисом для нашей работы".

Итак, раз в пять лет содержимое потребительской корзины пересматривается. Этот срок выбран не случайно. На рынке все время происходят изменения: появляются новые продукты, другие, напротив, выходят из употребления. В конце февраля этого года Федеральное статистическое ведомство опубликовало новые данные о том, как же выглядит сегодня потребительская корзина в Германии:

"Потребительская корзина включает в себя около 750 товаров и услуг из различных сфер нашей жизни. Это продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, одежда, плата за квартиру и т.д. Опираясь на полученные в результате опросов данные, какие-то блага мы добавили, а какие-то изъяли. Например, сейчас в Германии наблюдается интересный феномен: продукты в стеклянной посуде и консервы пользуются все меньшим спросом у населения. А вот замороженные готовые продукты и полуфабрикаты, такие как булочки, выпекаемые в домашних условиях, или пицца, покупатели, напротив, берут намного охотнее".

Юрген Клумский отмечает, что на содержимое потребительской корзины влияют достижения научно-технического прогресса. Электрическая пишущая машинка нынче не в моде. Ее в домашнем хозяйстве вытеснил компьютер. Соответственно, бумагу для пишущих машинок заменили на бумагу для принтеров. За последние пять лет заметно выросло и число пользователей интернетом, так что значительно увеличились расходы на оплату телекоммуникационных услуг:

"Мы несколько расширили список товаров, и теперь он отражает

развитие современных технологий. Еще пять лет назад мало кто пользовался дома такими приборами, как цифровой фотоаппарат или видеокамера, сканер или лазерный принтер. Сейчас же мы добавили в нашу корзину эти предметы. Мы внимательно следим и за техническими новинками в области медицины. И как результат - в список был включен прибор для измерения кровяного давления на запястье".

По статистике, современный потребитель в Германии больше денег тратит не столько на приобретение товаров, сколько на сервис:

"Мы включили в список новые услуги, которые стали в последнее время очень популярны в Германии. Стало в каком-то смысле модно привлекать к ведению хозяйства, так сказать, третье лицо. Поэтому потребители охотно заказывают горячую пиццу на дом. Кроме того, все больше жителей Германии пользуются услугами соляриев, фитнес-клубов, и велосипедных мастерских".

Начальник отдела статистики цен Юрген Клумский также подчеркнул, что новая потребительская корзина пополнилась услугами социальной сферы, как того требуют общеевропейские стандарты. К ним относится и ежемесячная стоимость детских ясель, и амбулаторный уход за больными, и содержание в домах престарелых и инвалидов, а также доставка продуктов питания на дом, так называемые "горячие обеды на колесах".

 

 

Заключение

 

 

Список использованной литературы

 

1. Экономический словарь. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/glossary

2. Юридические услуги, консультации, правительство в суде. Режим доступа: http://inyurkollegia.ru/interest/58248/58255/index.html

3. Методика расчета показателей, характеризующих уровень и распространение низких доходов. Режим доступа: http://adept.srcc.msu.ru/adept/urov_blag/method/method_003.htm

4. Библиотека. Режим доступа: http://www.uamconsult.com

5. Некоммерческое партнерство. Гильдия маркетологов. Режим доступа: http://www.marketologi.ru/

6. Еженедельник. Режим доступа: http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/vopros---otvet/72021

7. Информационный портал. Режим доступа: http://www.zakon.kz/153069-paradoksy-prozhitochnogo-minimuma.html

8. База знаний. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...