Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение русскому произношению




Обучение произношению – аспект в практическом курсе обучения русскому языку как неродному, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков (способность правильно воспринимать услышанный языковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно его воспроизводить. Показателями сформированности слухопроизносительных навыков является доведение указанной способности до автоматизированного восприятия и воспроизведения: безошибочность, быстрота, стабильность).

Фонетический навык можно считать сформированным с том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематической сторонами речи, в результате чего произношение приобретает достаточную степень точности. Требования, которые предъявляют к уровню слухопроизносительных навыков, зависят от целей и условий обучения, в некоторых случаях ограничиваются постановкой так называемого приемлемого произношения.

Особенности фонетической системы современного русского языка

Как известно, русский язык является языком консонантного типа, ведущую роль в нем играют согласные звуки (состав согласных фонем более чем в 7 раз превышает состав гласных фонем: 37:6). В потоке речи именно согласные влияют на гласные, а не наоборот, в результате чего образуются различные модификации гласных фонем.

Звук произносится сначала в изолированной позиции, затем в слоге, слове, словосочетании и предложении.

В произношении звуков могут быть различного рода ошибки:

1) неразличение в русском языке каких-либо фонем во всех или некоторых позициях; ошибки такого типа возникают по причине отсутствия этого различия в родном языке учащегося (например, неразличение [е] и [и] арабами);

2) ошибки, вызванные тем, что в родном языке учащегося есть соответствующий звук, но он произносится с несколько иной артикуляцией (например, произношение [а] с более передней или задней артикуляцией);

3) ошибки «смешанного типа»: они связаны и с неразличением фонем, и с нарушением артикуляции (например, произношение [и] вместо [ы]).

Артикуляция гласного зависит от его положения в слове. Следует учитывать четыре основные позиции гласных под ударением: между твердыми согласными (дом), после мягкого согласного перед твердым (пел), между мягкими (пять), после твердого перед мягким (боль).

Сначала отрабатывается произношение гласного в указанных позициях под ударением. В безударной позиции гласные изменяются количественно (звучат менее длительно и напряженно) по сравнению с ударными гласными. Гласные [а], [о], [е] изменяются как количественно, так и качественно. На начальном этапе обучения русскому языку рассматриваются гласные в следующих безударных позициях: первый предударный слог и абсолютное начало слова, слоги дальше первого и заударные. Сначала даются упражнения на произношение гласных в безударных позициях после твердых, затем – после мягких согласных. Особого внимания преподавателя требует редукция гласных в заударной позиции, так как здесь нарушения произношения обычно носят более устойчивый характер.

Таким образом, при работе над русским вокализмом следует учитывать, во-первых, то, что дифференциальными признаками русских гласных является степень подъема языка и наличие / отсутствие лабиализации; во-вторых, следует различать постановку русских гласных под ударением и в безударной позиции; в-третьих, необходимо принимать во внимание также стечение (сочетаемость) различных гласных как внутри слова (поэзия, аудитория, вообще), так и на стыке слов (Она ищет).

Произношение согласных звуков.

Работа над согласными звуками обычно начинается с постановки смычных согласных, так как смычка является ощутимым моментом артикуляции и этой артикуляцией можно управлять. У губных и переднеязычных согласных смычку можно увидеть, у заднеязычных ощутить.

Таким образом, важнейшей чертой русского консонантизма является противопоставление согласных по двум фундаментальным оппозициям: 1) твердость/мягкость; 2) глухость/звонкость, которые и образуют ядро фонологической системы современного русского языка. Оппозиция твердых/мягких согласных характерна для очень немногих языков, а для русской фонетики, по мнению А.А. Реформатского, это самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы.

Ю.Г. Лебедева отмечает, что мягкие согласные перед передними гласными во всех европейских языках, кроме польского, произносятся со средней степенью мягкости (это так называемая «полумягкость»). Мягкость же согласных в абсолютном конце слова (типа: ударь, конь, степь) и перед согласными (типа: вольный, больно) вообще является характерной особенностью русской фонетической системы. Категория мягкости в этих позициях отсутствует даже в родственных славянских языках.

Другой основной чертой русского консонантизма является противопоставление по глухости/звонкости. Противопоставление согласных по глухости/звонкости так же, как и участие/неучастие голосовых связок в качестве дифференциального признака при образовании этих согласных, наблюдается во многих языках. Однако русские звонкие согласные являются прежде всего полнозвонкими согласными, то есть при их произношении голосовые связки участвуют на всем протяжении звучания. По наблюдениям Е.А. Брызгуновой, для китайского и корейского языков, например, характерны полузвонкие согласные, то есть при их произношении голосовые связки работают не на всем протяжении звучания согласного. Носители же английского, немецкого, индийских языков произносят придыхательные согласные различной силы.

Глухие/звонкие рекомендуется отрабатывать в упражнениях в различных позициях: 1) перед гласными; 2) перед сонорными; 3) между гласными; 4) на конце слова; 5) перед звонкими согласными; 6) перед глухими согласными; 7) также рекомендуется давать упражнения на противопоставление смешиваемых звуков (например, д/т, б/п и др.) сначала в разных словоформах, а потом в одной словоформе, так как переключение речевого аппарата с артикуляции звонких на артикуляцию глухих и наоборот является одной из основных особенностей русской артикуляционной базы.

Следующая особенность фонетической системы современного русского языка – стечения согласных звуков в слове, например: двух согласных (ткань), трех согласных (взбить, вскочить), четырех (взгляд, встреча) и даже пяти (бодрствовать). Сочетания согласных встречаются также и на стыке слов (к встрече). Особо следует также выделить группы согласных, произношение которых имеет свои особенности. К ним, например, относятся следующие сочетания согласных: стн [сн] – известный, здн [з’н’] – праздник, лнц [нц] – солнце, сч [щ] – счастливый, рдц [рц] – сердце, вств [ств] – здравствуй, ться, тся [ца] – учиться, зж [ж] – уезжать, жч [щ] – мужчина и др.

 

Обучение ударению. В русском языке из всех средств организации фонологической структуры слова ударению принадлежит главная роль: оно подчиняет себе все остальные средства и влияет на спектральный состав не только гласных, но и согласных звуков в безударных слогах. Установлено, что физиологическими факторами русского ударения являются не только а) сила выдыхаемой струи воздуха, но и б) напряжение артикулирующих органов, вследствие чего ударные слоги произносятся более тщательно, отчетливо, а безударные – с ослабленной артикуляцией. Таким образом, главной, отличительной чертой русского ударения является его сильноцентрализующий характер и неравномерное распределение мускульной энергии в потоке речи. Наряду с этим следует отметить, что в русском языке ударный гласный не только более энергичен по артикуляции, но и более длителен. Данный «артикуляторный» аспект русского ударения представляет большие трудности для всех иностранцев по разным причинам.

Редукция гласных усваивается учащимися в большим трудом, ибо она отсутствует в большинстве языков.

Постановка произношения редуцированных гласных может осуществляться унифицированно для учащихся всех национальностей. Эту работу необходимо организовывать в определенной последовательности. Целесообразно начать с краткого описания ритмических особенностей русского слова и понятия редукции гласных на материале произношения безударных [о, а] только после твердых согласных, так как учащиеся еще не тренировались в произнесении мягких. Важно показать, что ударный слог является ритмическим центром слова, а ударный гласный произносится не только более энергично, но и более длительно. Последовательность упражнений должна быть следующая: редуцированный звук в начале слова, в первом предударном, во втором предударном слоге в разных позициях, в абсолютном конце слова.

Важно обращать внимание на произношение безударных окончаний прилагательных: -ого (красного), -ой (доброй), произношение безударных предлогов (под Москвой, за столом), а также провести сопоставление произношения и значения слов в зависимости от места ударения: домá – дóма.

Другой отличительной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность, представляющие собой важный аспект обучения русскому языку как неродному. Разноместность ударения – признак, служащий для дифференциации значений слов в русском языке (мукá – мýка, дорогóй – дорóгой, парóм – пáром, целýю – цéлую и т.д.), с большим трудом воспринимается иностранными учащимися.

Отдельные трудности обусловлены также специфическими национальными особенностями.

Не меньшая сложность для представителей всех национальностей заключается в подвижности русского ударения, являющегося показателем грамматических словоформ: городá – гóрода, окнó – óкна, доскá – дóску и т.д. Целесообразно выделять в этой связи наиболее продуктивные модели словообразования и словоизменения по частям речи в двух основных направлениях:

а) слова с фиксированным ударением (на флексии, суффиксе, слоге, предшествующем суффиксу);

б) сдвиги ударения (с основы на флексию и с флексии на основу).

Ударение в существительных.

мужского рода, во-первых, обращается внимание на случаи с постоянным ударением:

1) существительные мужского рода, имеющие «беглые» гласные о, е, при склонении произносятся с ударными окончаниями во всех формах косвенных падежей: ýгол, углá, углý, углóм, на углý; отéц, отцá, отцý, отцá, отцóм, об отцé и т.д.;

2) в существительных, имеющих флексию -у, -ю, в предложном падеже, всегда ударное окончание: в Крымý, в лесý, на полý, на краю ́, в углý и т.д.;

Можно параллельно дать группу слов, имеющих ударную флексию -у и в родительном падеже: чайкý, кофейкý, табакý, пескý, кипяткý и т.д.

3) в существительных, имеющих во множественном числе флексию , всегда ударное окончание: домá, адресá, берегá и т.д.;

4) следующие суффиксы существительных мужского рода всегда ударны: -ист (коммунúст), -ант (музыкáнт), - янт (спекуля́нт), -ёр (суфлё́р), -ионер (акционéр), -изм (оптимúзм), -анин (англичáнин), -ат(а), -ят(а), а также в названиях детёнышей животных во множественном числе (медвежáта, лися́та, цыпля́та), -онок (-ёнок) в названиях детенышей животных в единственном числе (медвежóнок, лисё́нок, цыплё́нок).

Очень важно проводить тренировку в различении форм родительного падежа единственного числе (дóма, гóрода) от форм именительного (у неодушевлённых и винительного) падежа множественного числа (домá, городá). Учащиеся допускают в данных случаях устойчивые ошибки.

В существительных женского рода большую трудность представляют прежде всего сдвиги ударения. Выделяется три основных случая:

1) сдвиги ударения с окончания на основу при образовании форм множественного числа (войнá – вóйны, стенá – стéны);

2) сдвиг ударения с окончания на основу в формах винительного падежа единственного числа (рукá – рýку, головá – гóлову, сторонá – стóрону);

3) сдвиг ударения с основы на окончание в формах косвенных падежей множественного числа (нóвости – новостéй – новостя́м – новостя́ми – о новостях; óбласти – областéй – областя́м – областя́ми – об областя́х).

Для слов с постоянным ударением необходима отработка суффиксальных форм с ударением на суффиксах: -овк /-ёвк (путё́вка), -ура (литератýра), -ель (метéль, колыбéль, но гúбель, мéбель) и с ударением на флексиях -от(а) (добротá), -изн(а) (новизнá), -б(а) (ходьба), -отн(я) (беготня́)..

В существительных среднего рода:

1) если в единственном числе ударение падает на основу, то во множественном числе оно переходит на окончание (мéсто – местá, мóре – моря́, пóле – поля́). Исключение: крéсла, блáга;

2) если в единственном числе ударение падает на окончание, то во множественном числе оно переходит на основу (окнó –óкна, селó – сё́ла, перó – пе́рья).

Типичной ошибкой для учащихся всех национальностей является неразличение форм множественного числа и родительного падежа единственного числа: óкна – окнá, местá – мéста. Преодоление таких отклонений целесообразно проводить на ситуативно-контекстуальном материале типа: Вы видите окно? – Я не вижу окна и т.д.

Ударение в прилагательных. Материал по этой теме целесообразно отрабатывать в следующем порядке:

- неподвижное ударение;

- образование форм сравнительной и превосходной степени;

- сдвиги ударения.

Неподвижное ударение имеют:

1) прилагательные мужского рода с ударным окончанием - ой: морск óй, родн óй, сух óй;

2) суффиксальные формы с ударными суффиксами: - оват (бел овáт ый), - еват (син евáт ый), - ит (знамен úт ый), - ическ (крит úческ ий),- ат (лохм áт ый),- ин – главным образом в притяжательных прилагательных (кур úн ый, звер úн ый, ут úн ый), - аст (глаз áст ый), - ичн (един úчн ый), - ав (велич áв ый, костл я́в ый), - истск (маркс úстск ий), -анск (-янск) (исп áнск ий, италь я́нск ий),- ийск (альп úйск ий);

3) ряд прилагательных имеет фиксированное ударение не на суффиксе, а на гласном, предшествующем суффиксу, например: перед суффиксами - чат, -чив (взры́в чат ый, довéр чив ый), - тельн (старá тельн ый, удивú тельн ый), - еньк (слáб еньк ий, дóбр еньк ий),

- оньк (плóх оньк ий);

4) прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса - ск(ий), обычно сохраняют ударение существительного (Тамбóв – тамбóв ский, комитéт – комит é т ский).

В формах сравнительной степени с суффиксом - е ударение падает на основу: тóньше, я́рче, сýше. С суффиксом - ее ударение на суффиксе, если краткая форма женского рода имеет ударение на окончании. Например: добрá – добрéе, милá – милéе, но: привéтлива – привéтливее, красúва – красúвее.

Суффикс превосходной степени - айш- всегда ударный: крепч áйш ий, велич áйш ий. В прилагательных с суффиксом - ейш- ударение сохраняется в тех же слогах, что и в сравнительной степени: сильнéе – сильн éйш ий, привéтлива – привéтлив ейш ий, красúва – красúв ейш ий.

Сдвиги ударения в прилагательных наблюдаются в кратких формах: в словах мужского рода на основе, женского рода – на окончании, например: дóбр – добрá, вéсел – веселá, мóлод – молодá (типичные ошибки: она вéсела, мóлода и т.д.).

 

Ударение в глаголах. В практике обучения иностранных учащихся целесообразно выделение лишь наиболее продуктивных и активных моделей в двух основных направлениях: постоянное ударение и сдвиги ударения.

Случаи с постоянным ударением:

1) в глаголах совершенного вида с приставкой вы - (вы́е хал, вы́ скочил);

2) в глаголах несовершенно вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение предшествует суффиксу (устрá ива ть, расскáз ыва ть);

3) в глаголах на - овывать (-ёвывать) ударение падает на -ов- (организ óв ывать, заво ёв ывать);

4) в отыменных глаголах на - ничать сохраняется ударение производящего имени (сплéтник – сплéт ничать);

5) основная масса глаголов на - ировать имеет ударение на и (гарант ú ровать, электрифиц ú ровать). Ударение на - ва - бывает в ограниченной группе слов, из которых можно рекомендовать: формиро вá ть, группиро вá ть, марширо вá ть, маскиро вá ть, трениро вá ть. Глаголы на - изировать также всегда имеют ударение на - ир (импровиз úр овать);

6) глаголы на - ствовать обычно имеют ударение на гласном, предшествующем суффиксу (влá ствовать, спосóб ствовать);

7) глаголы с суффиксом - ну в значении постепенно усиливающегося действия имеют ударение на основе (мóк ну ть, крéп ну ть);

8) большинство же глаголов с суффиксом - ну в значении быстрого или однократного действия имеют ударение на суффиксе (толк нý ть, морг нý ть), но есть и исключения, например: вспы́хнуть, вскрúк ну ть, вздрóг ну ть;

9) глаголы с суффиксом - ва - после корней да, зна, ста в настоящем времени имеют ударение на окончании во всех формах спряжения (при этом суффикс - ва - исчезает): даю́ – даёшь – даёт – даём – даёте – даю́т; встаю́ – встаёшь – встаёт – встаём – встаёте – встаю́т; узнаю́ – узнаёшь – узнаёт – узнаём – узнаёте – узнаю́т;

10) глаголы с суффиксом инфинитива - ти всегда имеют ударение на суффиксе (ид тú, цвес тú). Если совершенный вид образуется при помощи приставки вы -, то ударение переходит на приставку (вы́ йти, вы́ нести);

11) ударение в глаголах, имеющих суффикс инфинитива - чь, обычно бывает на последнем гласном: берéчь – берегý – бережёшь – бережёт – бережём – бережёте – берегýт; берёг – береглá – береглú.

 

Сдвиги ударения:

1) сдвиг ударения в глаголах в настоящем и будущем времени на предшествующий слог (за исключением форм 1-го лица единственного числа): просúть – прошý – прóсишь – прóсит – прóсим – прóсите – прóсят. Можно предложить следующий список наиболее употребительных глаголов (в алфавитном порядке): бороться, водить, возить, гнать, держать, дышать, искать, кормить, лениться, лечить, ловить, любить, носить, обмануть, писать, платить, получить, принять, прочить, служить, смотреть, становиться, терпеть, тянуть, хотеть, ценить, чертить, шутить.

2) в ряде глаголов прошедшего времени наблюдается сдвиг ударения с основы на окончание в формах женского рода (взял – взялá, прúнял – принялá).

Изучающие русский язык часто допускают ошибки типа: бр á ла, п ó няла, зв á ла и др. Предлагаются для отработки наиболее активные глаголы (в алфавитном порядке): бралá, былá, взялá, вралá, далá, гналá, жилá, занялá, звалá, нанялá, началá, отнялá, отдалá, передалá, пилá, плылá, понялá, поднялá, принялá, снялá, спалá.

При работе над ударением в глаголе можно обращаться к следующей закономерности: если ударение в инфинитиве падает не на последний слог, оно остается неизменным: провéрить – провéрю – провéрит и т.д.

 

Для овладения ритмической структурой русского слова выделяют 9 базовых типов моделей:

1) tatá – доска, река, студент;

2) táta – книга, море, бегать;

3) tatatá – институт, журналист, режиссер;

4) tátata – девушка, выбежал, маленький;

5) tatáta – работа, забота, зачетка;

6) tatátata – занятия, понравиться, заранее;

7) tatatáta – передача, пересдача, переводчик;

8) tatatatá – передавать, пересдавать, переводить;

9) tátata – маленького, миленького, слабенького.

В качестве методических приемов при постановке ритмики русского слова рекомендуются следующие:

1) показ графической модели;

2) произнесение модели преподавателем;

3) простукивание модели, фиксирование разницы между ударными и безударными слогами;

4) произнесение модели с опорой на ощутимые моменты артикуляции и др.

Работа над интонацией. В основе обучения русской интонации лежит теория Е.А. Брызгуновой об интонационных конструкциях (ИК). На начальном этапе можно ограничиться нейтральными реализациями пяти типов ИК. В ИК выделяется предцентровая часть, центр и постцентровая часть. Предцентровая часть ИК произносится на среднем уровне тона говорящего; на центре происходит значимое изменение тона (восходяще-нисходящее или нисходяще-восходящее); постцентровая часть произносится тоном ниже уровня предцентровой части в ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-5 и выше предцентровой части в ИК-4.

ИК-1 выражает законченность, завершенность мысли в повествовательном предложении, на гласном центра тон понижается.

־ ־ ך

Анна до ма.

ИК-2 употребляется в вопросительных предложениях с вопросительным словом, в предложениях с обращением, волеизъявлением (требование, приказ) и противопоставлением. Движение тона на гласном центра ровное или нисходящее, гласный центра выделяется усилением словесного ударения.

ך ‗ ‗ ך ‗ ‗ ־ ־ ך ‗ ־ ך ‗ ‗ ‗

Ктó дома? Здрá вствуйте! Позна кó мьтесь! Зак рó йте окно!

ך ‗ ־ ־ ־ ־ ך ־ ך ‗

 

Ти́ хо! Это каранд áш! (а не ручка). Ваш прó пуск!

ИК-3 употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности высказывания в повествовательном предложении. Движение на гласном центра восходящее, выше уровня предцентровой части:

‗ ‗ ‪ſ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ſ

Вы ид ёт е домой? Иду ли я дом óй?

 

ſ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ‗ ـ

Дá йте, пожалуйста, книгу.

ИК-4 употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах анкетного характера, в повествовательных предложениях при выражении незавершенности.

‗ ‗ ‗ ‗ ך ‗ ‗ ſ ־ ‗ ‗ ſ ‗ ſ ـ ‗ ‗ ſ ־

Я иду в ки нó. А Ма ри́ на? Ваше и́ мя? Вó зраст? Специ á льность?

 

ИК-4 и ИК-3 употребляются в неконечных синтаксически незавершенных синтагмах и придают высказыванию различную стилистическую окрашенность: ИК-3 – разговорно-бытовую, ИК-4 – книжно-официальную.

 

ИК-5 употребляется в предложениях, содержащих оценку, передающих высшую степень проявления оценочного значения. Обычно это предложения со словами как, какóй, скóлько, так, такóй, прилагательными или наречиями, где большая степень признака выражена лексически и морфологически:

‗ ſ־ ־ ־ ſ ־ ־ ך

Как и́е цветы! Скóлько машин!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...