Скребковый конвейер в лаве
Исходные данные: Контейнер необходим в лаве с расчетным грузопотоком 300 т/ч по производительности очистного комбайна. Длина лавы 200 м, угол наклона конвейера - 60 в сторону транспортного штрека. Проверим расчетный грузопоток т/ч (1.1)
где m- мощность пласта, m=2,5 м; L –длина лавы, м; - насыпная плотность угля, =0,9 т/м3; − ширина захвата комбайна, b=0,63 м; - коэффициент разрыхления, - количество стружек в смену, n=3; - количество часов в смену, =6 ч; - коэффициент машинного времени, =0,67 В процессе работы возможны обрушения угля с груди забоя, что учитывается увеличением расчетного грузопотока на 20% Подбираем конвейер для лавы по производительности 7т/мин; скоростью движения скребковой цепи 1,0 м/с; с двумя круглозвенными цепями калибра 18х64-С-2 с шагом скребков 1024 мм и весом одного погонного метра 6,6 кг/м; с параметрами става рештаков: высота со стороны погрузки 214 мм, со стороны навесного оборудования 546 мм, ширина рештака 642 мм. Определяем поперечное сечение в рештачном составе, как сумму площадей прямоугольника со сторонами 642 мм и 214 мм и треугольника с основанием 642 мм и углом естественного откоса при движении =250 Поперечное сечение угля в рештачном ставе конвейера Проверим расчетный грузопоток через параметры конвейера (1.2) где 3600 –количество секунд в часе; - площадь поперечного сечения груза, =0,236 м2; - коэффициент заполнения желоба для конвейера с наклоном -60, =1,0; - насыпная плотность груза, =0,9 т/м3 С – коэффициент, учитывающий изменение производительности конвейера в зависимости от угла его наклона, с принимаем равным 1,35; - скорость движения цепи, =1,0 м/с; Расчет будем вести на максимально возможную загрузку конвейера.
Определим массу груза, приходящуюся на м желоба Необходимую прочность цепей определяем по максимальному натяжению цепей , которое находим методом обхода точек по контуру. 3 4 β 1
Рисунок 1.1. Схема к расчету
В точке 1 принимаем натяжение цепи S1=2000 Н, в точке 2 натяжение цепи определим как S2=S1+W1-2 (1.3) Н (1.4) где - сопротивление движению цепи на участке между точками 1 и 2; L – длина конвейера, L=200 м; - ускорение свободного падения, =9,8 м/с2; - масса 1 метра цепи, =6,6 кг/м; - коэффициент трения цепи по рештакам, =0,4 Н/м; - угол наклона конвейера, =60; Если привод конвейера в точках 2 и 3 отсутствует, то принимают как увеличенное в 1,04 раза, а если привод присутствует, то = 2000 Н Н (1.5) Н (1.6) где - масса груза, =287 кг/м; - коэффициент трения угля по стальным рештакам, =0,45; S4=2000+196789=198789 H Smax=S4=198789 H Проверяем цепь на разрывное усилие Н (1.7) Определяем мощность электродвигателей по сумме усилий верхнего и нижнего приводов: ; Н (1.8) ; Н (1.9)
где - разрывное движение двух цепей скребкового конвейера, =820000 Н; - коэффициент динамичности, для длинных конвейеров; а – ускорение скребковой цепи, а =0,03 м/с2; m – запас прочности с учетом динамических усилий, m=4 тогда получаем 820000>[198789+2 200(287+2∙6,6)∙0,03]∙4=809566 Н Если бы разрывное усилие оказалось меньше расчетного, то пришлось бы выбирать более прочную цепь и повторить расчет с более тяжелой цепью. кВт (1.10) где - общая сумма мощностей электроприводов, кВт; - коэффициент запаса мощности, принимаемый =1,15 1,2; - коэффициент полезного действия приводной установки, = 0,85; На конвейере СП87ПМ используются электродвигатели мощностью 110 кВт в количестве 2 3 штук. Принимаем 3 электродвигателя по 110 кВт, что составляет 330 кВт общей мощности. Определяем удельный расход электроэнергии на 1т км перевозимого груза и удельные денежные затраты:
кВт/Ткм (1.11) р/ткм (1.12) где - общая мощность эл. двигателей конвейера, кВт; - количество часов работы конвейера в смене, =4 ч; - длина конвейера, км; - стоимость 1 кВт∙ч, =2.33 р/кВт∙ч ωд=2,33*5,6=13,05 р/т*км Устанавливаем два электродвигателя в нижней части лавы и один в верхней. Проверяем конвейерную установку на возможность резонанса скребковой цепи из-за совпадений периодов собственных и вынужденных колебаний цепи. м/с (1.13) где - критическая скорость, при которой возможен резонанс, м/с; - шаг цепи, =36 мм=0,036 м; - средняя скорость распространения упругой волны по цепи, =600 1200 м/с; Критическая скорость заметно меньше установленной в 1,0 м/с и поэтому резонанс невозможен. Заключение: Принятый конвейер будет работать надежно, удельный расход энергии составляет 5,6 кВт ч/т км, а денежный 13,05 р/т км. 1.5.2 Ленточный конвейер по штреку Исходные данные Расчетная производительность ; насыпная плотность угля =0,8 т/м3; максимальная крупность транспортируемого груза угол естественного откоса груза на ленте при движении ``=25 0, длина конвейера 1500 м, угол наклона выработки -30 По таблице 18.3 [3] подбираем ленточный конвейер типа IЛ100 с характеристиками: ширина ленты В=1000 мм, приемная способность Q пр=11 т/мин, расчетная производительность Q р=420 т/ч, максимальная длина L max=1770 м, максимальная мощность привода Р=2х100 кВт, число приводных барабанов -2, угол охвата приводных барабанов лентой =5400, барабаны стальные гладкие сухие запыленные, скорость ленты V=1,6 м/с, возможный угол наклона конвейера -30 до +60 угол наклона боковых роликов 200 Проверяем конвейер по ширине ленты: мм (1.14) где – коэффициент, согласно таблице 18.4 [ ], С п=640 Во избежание сваливания крупных кусков угля с ленты проверяем ширину ленты по крупности кусков: мм (1.15) По ширине ленты конвейер IЛ100 соответствует условиям эксплуатации. Выбираем материал и тип ленты конвейера по таблице 18.1 [3], а именно тип 2К-300Н с типом основы – капрон, тип обкладки –резина, число прокладок -4, прочность прокладок 3000 Н/см ширины прокладки, масса 1 м2 ленты – 14 кг. Определяем максимально возможную массу груза q (кг/м), приходящуюся на 1 м длины конвейера по расчетной производительности конвейера: кг/м (1.16) И по поперечному сечению груза на ленте согласно рисунку 1.2
L A O P
K C
Рисунок 1.2 Схема расчета поперечного сечения груза на ленте. Для конвейера с шириной ленты 1000 мм и углом наклона роликов 200 линия ВС=300 мм, АВ=CD=250мм, по краям ленты 100 мм грузом не заполняются. В треугольнике CPD определяем и ; AD=BC+2·235=770 мм. В треугольнике ADL ; Площадь треугольника ADL составляет: Площадь трапеции ABCD составляет: Поперечное сечение груза составляет: кг/м (1.17) Для расчета принимаем q=91, 2 кг/м По таблице 18.5 [3] определяем массы вращающихся роликов верхнего (грузового) и нижнего (холостого) става конвейера соответственно и . Определяем распределенную массу роликов кг/м (1.18) где q`p и q``p – распределенная масса роликов грузового и холостого става конвейера соответственно; - расстояние между роликоопорами грузового и холостого става конвейера соответственно, =1,2 м и =3,2 м Теперь необходимо проверить ленту на разрыв и мощность электропривода. Усилие на разрыв определяем методом обхода точек по контуру. 3 4 β 1 Рисунок 1.3 - Схема конвейера. Ввиду того, что конвейерный штрек проводится с подъемом в 30 для стока воды к уклону, груз движется по конвейеру под углом β=30 Усилие в точке 1 принимаем S1=2000 Н, а усилие в точке 2 S2=S1+W1-2; Н (1.19) где - ускорение свободного падения, =9,81 м/с2; - коэффициент основного сопротивления движению, для полустационарных конвейеров Н
Н (1.20) где - коэффициент усиления натяжения ленты за счет за счет перегиба ленты с охватом 1800, =1,04 Усилие натяжения ленты в точке 4 Н (1.21) = Разрывное усилие ленты должно удовлетворять условию (1.22) где - запас прочности ленты согласно таблицы 18.6 [ 3 ] составляет 8,5 но, с учетом возможности перевозки людей по ленте со скоростью до 1,6 м/с включительно, принимаем =9 Проверяем конвейерную установку на невозможность проскальзывания ленты на барабанах (1.23) где - усилие натяжения набегающей на барабан ленты, ; - усилие натяжения сбегающей с барабанов ленты, - тяговый фактор, выбираемый по таблице 6.1 [ ] по коэффициенту сцепления =0,25 и углу охвата барабанов лентой =5400, =10,65
Мощность электропривода кВт (1.24) где 1,2 – коэффициент запаса мощности; - усилие на барабанах, F= ; - коэффициент полезного действия конвейерной установки, =0,85; Ввиду того что конвейер IЛ100 компонуется электродвигателем мощностью 100 кВт, то принимаем мощность установки равную 100 кВт. Определяем удельный расход электроэнергии на 1 т км перевозимого груза кВт ч/Т км (1.25) где - количество часов работы конвейера, в данном случае =1ч; В денежном выражении р/Т км (1.26) где - стоимость одного киловатт часа для предприятий, =2.33 р/кВт ч; *ω д =2,33 * 0,16 = 0,37 р/Т км Заключение: Выбранный конвейер соответствует условиям эксплуатации, удельный расход электроэнергии составляет 0,16 , а в денежном выражении 0,37 1.5.3 Ленточный конвейер по уклону При выборе конвейера по уклону и при его проверке необходимо учитывать, что не допускается проскальзывания ленты на барабанах и перегрузке конвейера свыше расчетной, что достигается выравниванием грузопотока в пределах расчетной производительности. Исходные данные Расчетная производительность 480 т/ч, насыпная плотность угля , максимальная плотность кусков , угол естественного откоса груза на ленте при движении ``=250 длина конвейера 800 м, угол наклона выработки +160 По таблице 18.3 [3] подбираем ленточный конвейер типа 2ЛУ100 сс следующими характеристиками: ширина ленты В=1000 мм, приемная способность расчетная производительность максимальная длина 1140 м, максимальная мощность привода р=2х250 кВт, число приводных барабанов 1, угол охвата лентой приводного барабана 3000, барабан стальной гладкий сухой чистый. Скорость ленты V=2 м/с, возможный угол установки конвейера +180, угол наклона боковых роликов 200. Проверяем конвейер по ширине ленты (1.27) где - коэффициент, согласно таблице 18.1 [ ], =640 Материал и тип ленты выбираем по таблице 18.1 [3], а именно тип ленты 2К -300Н с количеством прокладок 8 и массой ленты 18 кг/м. Максимально возможная масса груза, приходящаяся на 1 м длины конвейера определяется по расчетной производительности конвейера. (1.28) Масса вращающихся роликов и . На уклоне устанавливаем роликоопоры с расстоянием l`=1м и l``=2,5 м, тогда Проверяем ленту на разрыв, определяя усилия в точках методом обхода точек по контуру. 4 3 β 2 Рисунок 1.4 – Схема уклонного конвейера На схеме уклонного конвейера показано стрелкой направление движения груза, - место установки привода. Принимаем первоначально усилие натяжения ленты в точке 1. ; тогда согласно и согласно (1.19) В точке 2 усилие натяжения ленты не может выражаться со знаком «-«, иначе лента в этом месте будет проскальзывать по барабану, что недопустимо. Для этого необходимо натянуть ленту с таким усилием, чтобы S1 превышала , для чего принимаем S1=32000 Н
Определяем по (1.21) = 190706Н Проверяем ленту на разрыв считая, что где 8 – число прокладок в ленте, 3000 Н/см –разрывное усилие в прокладке, 100 см – ширина ленты Принятая лента выдержит условия эксплуатации. Определяем мощность двигателя (1.29) где F- усилие привода, F= Конвейер комплектуется приводом с двумя двигателями по 250 кВт, что соответствует условиям эксплуатации. Удельный расход электроэнергии В денежном выражении 2,33·1,3=3,03Р/т·км Проверим конвейерную установку по тяговому фактору (1.30) где - тяговый фактор, - коэффициент сцепления ленты и приводного барабана, [15] Заключение: Выбранный тип конвейера 2ЛУ100 отвечает условиям эксплуатации, расход электроэнергии составляет перевозимого груза, в денежном выражении 3,03 1.5.4 Скреперная установка Для проведения штрека на породе необходимо выбрать механизацию погрузки взорванной породы в вагонетки. Для установки цикличного характера движения необходимо описание организации процесса. Необходимо углубить уклон с углом наклона 160, проводимого по породе, крепостью по шкале М. М. Протодьяконова (старшего) 9-10 с помощью буро-взрывных работ. Плотность породы в массиве составляет 3,52 т/м3, коэффициент разрыхления Кр=1,6. Проводить погрузку породы с помощью погрузочной машины с таким углом наклона нецелесообразно из-за малой производительности ее. Для использования скреперной установки используется деревянный помост, по которому поднимается скрепер и высыпает породу через отверстие в помосте в вагонетку под помостом. Бурение производится на глубину 2,2 м, коэффициент использования шпура К киш=0,91, ширина уклона 3,2 м, высота 2,65 м, крепление анкерами в кровлю. На бурение забоя и крепление кровли затрачивают 75 минут, на заряжание и взрывание 15 минут, во время заряжания укрываются светильники, канаты, вентиляционные трубы, и скреперная лебедка. На проветривание используется 20 минут. При шестичасовой смене производятся два цикла взрывания, поэтому на уборку породы и настройку скреперной установки остается минут Определяем объем взорванной породы за один цикл взрывания: Определяем количество вагонеток, необходимых для уборки породы где 2,5 – объем вагонетки; В результате уборки породы понадобится 9 замен вагонетки, что потребует времени на замену: (1.31)
где n3 – количество замен, n3=9; время на замену одной вагонетки, Определяем число циклов скрепера за час работы скреперной установки (1.32)
где - средняя длина транспортирования, - скорость движения груженого скрепера, =1,4 м/с; - скорость движения порожнего скрепера, =1,8 м/с; - время на загрузку и разгрузку одного скрепера, =20 с; Выбираем скрепер по емкости и типажу Ширина скрепера Принимаем ширину скрепера 130 см Емкость скрепера определяется из соотношения параметров скрепера (1.33) где - высота скрепера, м - длина скрепера, м =0,65·1,30·1,30=1,1 м3 Принимаем тип скрепера СГ-1,1 с объемом 1,1 м3 и весом 520 кг. Техническая производительность скреперной установки составит: (1.34) где - плотность породы в массиве, =3,52 т/м3; - коэффициент загрузки скрепера, ; (1.35) ; Отняв у 70 минут 6 минут на замену вагонеток и 24 минуты на скрепирование получим 70-6-24=40 минут на каждый цикл взрывания, которые можем использовать на настройку скреперной установки после проветривания забоя и на ликвидацию зависания кусков породы до 20 мин, на дробление негабаритов и прочие задержки в работе до 20 мин. Выбираем канаты для перемещения скрепера в грузовом направлении диаметром dкг=18,0 мм и в холостом направлении dкх=9,1 мм. Оба каната по типу двойной крестовой свивки (проволока в прядях свиты в одном направлении, пряди в канате свиты в обратном направлении). Масса 1 м каната грузового составляет 1,22 кг и холостого 0,3 кг. Разрывное усилие грузового каната составляет 145000 Н. Определим усилие в разрывном канате: (1.36) где - масса скрепера, =520 кг; - коэффициент трения скрепера о почву, - общий угол уклона и деревянного помоста, = 260; - коэффициент трения породы о почву, =0,75; - коэффициент трения каната на блочках, - максимальная длина каната, =40 м; - масса 1 м грузового каната, – масса 1 м холостого каната, = 0,3 кг/м; – усилие натяжения холостого каната, = 3000 Н; Проверяем канат на разрывное усилие: Определяем тип скреперной лебедки через мощность двигателя (1.37) где - коэффициент полезного действия скреперной лебедки, Ввиду того, что расчет производится на максимально возможную нагрузку то можем принять для эксплуатации в данных условиях скреперную лебедку 50ЛС-2СМ с мощностью двигателя 50 кВт Определяем удельный расход электроэнергии на 1 т.км перемещаемого груза (1.38) где Р – мощность двигателя лебедки, Р=50 кВт – время скреперования в часах, ; время замены вагонеток, =6 мин=0,1 ч; среднее расстояние скреперования, L=30 м=0,03 км; Заключение: Скреперная установка с лебедкой 50ЛС-2 СМ соответствует условиям эксплуатации, удельный расход электроэнергии составил 18,5 , в денежном выражении 43,1 1.5.5 Погрузочно-доставочная машина На руднике, добывающем шеелитовую руду, применяется система отработки подсечными штреками с магазинированием. Руда, выпускаемая из магазинов, перевозится погрузочными машинами типа ПД-3 в рудоспуски. Расстояние между рудоспусками 300 м, заезд к рудоспуску длиной 10 м и под углом 10‰, заезд к магазину длиной 20 м под углом 5‰. Ходовые сопротивления самоходных машин на пневмошинах определяются из данных (стр. 213 [15]), учитывая, что забойные проезды к штреку и к рудоспуску укатанные на скальных породах, а заезды к магазинам – не укатанные спланированные рабочие площадки. В подземных условиях в целях безопасности, скорости машин ограничиваются: по штреку – до 5 м/с, на заездах к магазину – до 4 м/с, на заездах к рудоспуску – до 2 м/с. Исходные данные Сменные задания на вывозку шеелитовой руды составляет 900 т, остальные данные оговорены в описании организации процесса. Касательная сила тяги определяется (1.39) где 736 – переводной коэффициент мощности от лошадиных сил к ньютонометрам; 3,6 – коэффициент перевода скорости от километров в час в метры в секунду; N- мощность машины,N=122,4 л.с; - коэффициент полезного действия передачи; = 0,9; – коэффициент полезного действия колеса; = 0,75; − скорость движения машины, км/ч. Сила сопротивления движению машины в установленном режиме (1.40) где g – ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2; Р – масса погрузочной машины, Р= 11 т; G- масса руды, перевозимой машиной в ковше, G=3т; – коэффициент сопротивления движению в зависимости от покрытия дороги, Н/кН; i - удельное сопротивление от уклона в промилле (‰), численно равное числу тысячных уклона, Н/кН. Движение погрузочной машины возможно при равенстве и W, тогда (1.41) Для удобства данные для расчета сведем в таблицу 1.21
Таблица 1.21- Данные расчета
Время рейса машины определяем (1.42) где – время на движение машины в течение рейса, ; - время погрузки ковша машины, =8 с; – время разгрузки ковша машины над рудоспуском, – время на маневры, необходимое на освобождение выработки для проезда другой машины, = 3 с; – время ожидания, необходимое для проезда другой машины,
Средняя производительность машины (1.43) Определим рабочее время машины в течение смены (1.44) где - время смены в секундах, при 6 часовой смене, - время подготовительно-заключительных операций с машиной, =26 мин = 1560 с; – время перерывов для осмотра машины и личных надобностей, – время простоев по организационным причинам и устранения зависания руды, Производительность машины в смену составит (1.45) Определим количество машин в смену: (1.46) где А см.зад – сменное задание на вывозку руды, А см.зад =900 т; Принимаем в работу 2 машины типа ПД-3. Работа их планируется следующим образом: к концу погрузки первой машины, вторая машина делает маневр на сопряжение штрека с заездом к магазину и задним ходом въезжает в продолжение штрека и там ожидает проезда груженной первой машины. После разгрузки первой машины и ее маневра и ожидания для пропуска второй машины к рудоспуску, время рейса первой и второй машины уравниваются. Определяем удельный вес топлива на 1 т. км перевозимого груза: (1.47) где – расход дизельного топлива на километр пути,
|
|
|