Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль кредитно-банковской системы в развитии рыночной экономики




Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы - максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народного хозяйства и повышения роли кредита в системе экономических отношений.

Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного каптала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала, (т. е. денежного) в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные капиталы и доходы предприятий личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

Капитал физически в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.

Кредит разрешает противоречия между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закреп леностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет так же преодолевает ограниченность индивидуального капитала.

В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров, что особенно важно в условиях становления рыночных отношений.

Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики России. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег он может обеспечить в период перехода к рынку создание базы для ускоренного развития внедрение их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению уровня общественного производства в целом.

Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования. Создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественные кредитования тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ, социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капиталовложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоение отсталых регионов.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внеэкономическом пространстве.

 

 

7 Система государственных финансовых органов

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией данной республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и пр. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ, в субъектах Федерации в составе правительства или aдминистраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, Остановимся на его компетенции более подробно.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации как звена финансовой системы являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
  • разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Во исполнение своих задач Министерства финансов Российской Федерации:

  • подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Федерации;
  • участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • принимает участие в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению расчетов и платежей в экономике;
  • принимает участие в формировании и осуществлении единой политики цен;
  • участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
  • разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития Российской Федерации;
  • разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
  • обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
  • разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования;
  • разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации;
  • проводит с участием Центрального банка РФ государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
  • участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг, регистрирует выпуск ценных бумаг;
  • выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
  • проводит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;
  • лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет Единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми органами, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений; подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
  • разрабатывает совместно с Министерством экономического развития РФ проекты программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
  • проводит ревизии и проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке использование средств государственных внебюджетных фондов.

В условиях усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся Федеральное казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др.

Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейства находятся в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.

Главными задачами органов Казначейства являются:

  • организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
  • управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;
  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
  • разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

  • организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета РФ и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
  • руководит работой территориальных органов Федерального казначейства; доводит до территориальных органов размеры ассигнований из федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
  • организует распределение доходов между бюджетами различных уровней, передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
  • осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств централизованных финансовых ресурсов;
  • выполняет иные функции, вытекающие из задач федеральной системы Казначейства. Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Министерство РФ по налогам и сборам и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На государственную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты па логов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало также Счетную палату. Счетная палата действует независимо от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.

 

 

8Понятие государственных финансовых ресурсов

Понятие и состав финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы -- это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Значение финансовых ресурсов неоценимо. Так государству ресурсы нужны для финансирования различных государственных расходов, таких как социальные расходы, поддержка экономики и многое другое. Чем эффективнее работают субъекты хозяйствования, тем больше ресурсов получает государство. И при эффективном использовании этих ресурсов в стране улучшается инфраструктура, качество жизни и т.д. Предприятия также должны иметь финансовые ресурсы прежде всего для инвестиционной деятельности. [7, с. 31]

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируются:

· капитальные вложения;

· расширение оборотных средств;

· техническое перевооружение;

· мероприятия по охране природы и т.д. [7, с. 32]

Благодаря имеющимся децентрализованным источникам предприятие имеет возможность для расширения производства и более эффективной деятельности на рынке.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внутреннего продукта -- стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т.п.

Второй но величине источник формирования децентрализовании финансовых ресурсов -- амортизационные отчисления -- образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Долговременный характер замещения изношенных основных фондов накладывает отпечаток на амортизационные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осуществляется на принципиально новой технической основе. Назначение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно. Наряду с чистым доходом амортизационные отчисления наиважнейшие источники децентрализованных источников. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий. Долговременный характер замещения основных фондов предопределяет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов:

· экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ;

· выполняемых хозяйственным способом;

· мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;

· прирост устойчивых пассивов;

· выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и др.). [7, с. 33]

Осуществление перечисленных затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не зависит от форм собственности.

В условиях рыночных отношений пропорции распределения финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты. В дореформенный период в Республике Беларусь порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Если децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения -- прибыли -- обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизованные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд занятости и др.).

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) сосредоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необходимой» продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства -- государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины -- чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.

Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрасли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке.

Сбалансированными можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе -- рост доходов бюджета. В настоящее время налоговая нагрузка на экономику остается достаточно высокой, но в перспективе за 2006--2010 гг. она будет постепенно сокращаться. Баланс интересов может наступить при установлении налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в размере не более 30 % ВВП.

При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов логично вспомнить об учете ресурсов, аккумулируемых банковскими и страховыми органами. К ним относятся:

кредитные ресурсы как государственный денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет;

суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству;

денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов;

денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.

Безусловно, образование финансовых ресурсов более тесно связано с созданием ВВП и его первичным распределением. Ресурсы банковских учреждений формируются путем перераспределения первичных финансовых ресурсов и некоторых других денежных средств. [7, с. 35]

Таким образом, финансовые ресурсы сегодня -неотъемлемая часть субъектов всех уровней: как государства, так и рядовых предприятий. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные - в фондах предприятия.

9 Понятие и принципы финансовой политики

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной общественно-экономической формации

ак и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

Производственные отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории.

Экономические категории - это выражение однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д.

Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов.

Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны.

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное. тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.

В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

- с облюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

- обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

- сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

- создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

- оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

 

10 Финансовая политика государства.

Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика государства выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

  • денежно-кредитная политика;
  • налоговая политика;
  • бюджетная политика;
  • политика в области международных финансов.

Содержание финансовой политики государства включает в себя широкий комплекс мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики государства составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики государства является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики государства. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...