Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Учение Платона об идеях, душе и познании




4. Учение Платона об идеях, душе и познании

Философия Платона – философия объективного идеализма. Это учение, признающее объективное существование идей. Есть мир идей, существующих самих по себе и обладающих подлинным бытием, поэтому эти идеи неизменны, совершенны и вечны. Все предметы есть грубое и искаженное отображение идей, подобно теням, искажающим сущность. Это приводит к появлению в сознании ложных мнений, что препятствует достижению истинных знаний. Чтобы постичь истину, перейти от мнения к знанию, нужно отвергнуть тени. Существует только то, что не принадлежит к чувственно-пространственному миру. Истинное бытие – это «умопостигаемые, бестелесные идеи».

В отличие от идеи материя есть «начало иного» - изменчивого, непостоянного. Материя – это возможность, а не действительность, поэтому она может принять любую форму.

Размышления о душе. Душа – идея, она едина и неделима (в отличие от тленного тела, состоящего из частей). Существует триединая система душ:

● 1-я ступень (ремесленники и торговцы) – вожделеющая душа.

● 2-я ступень (стражи, воины) – аффекторная душа, т. е. основанная на эмоциях; сбросив груз впечатления от теней, не совершают перехода от истинного мнения к знанию.

● 3-я ступень (философы) – разумная душа; истина им полностью доступна, поэтому они могут созерцать истину и управлять государством.

Таким образом, представление Платона о государстве таково: править должны философы, которых защищают стражи и воины, а ремесленники и земледельцы обеспечивают материально, при этом никто не стремится к богатству.

Познание – припоминание истины. До воплощения в тело душа человека находилась в мире чувств, за которыми можно найти идеи. Чтобы познать – нужно образование. Главной целью тогда было – воспитать хорошего правителя, ведь, чтобы управлять, надо знать как управлять (в этом Платон продолжает Сократа). Познание складывается из чувственного восприятия, обобщения фактов (рассудок) и мышления.

Высшая идея – идея блага. Благом является истина, соразмерность и красота. Высшее благо – это то единое, что объединяет весь мир идей.

 

5. Аристотель: учение о бытии и познании (классификация наук)

Аристотель – систематизатор всех идей Эллады. Он анализирует значимые идеи и взгляды философов милетской школы, логики элеатов, идеи Демокрита и Платона (своего учителя). Отказался от идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»).

Система логики Аристотеля – силлогистика - остается главным средством научного доказательства. Основной закон аристотелевой логики - закон исключенного третьего (tertium non datur) - либо А, либо не А. Из двух знаний выводится третье новое на уровне умозаключений.

Аристотель создает основание всей Европейской науки. Его сочинения – аналитики, собранные в Органон. Задача науки – исследование реальности. Науки делятся на теоретические (математика, метафизика и физика) и практические (этика, политика). Теоретические науки существуют только ради себя, главная цель – знание. Практические науки существуют для реализации целей.

Искусство отличается тем, что нацелено не только на познание, но и на созидание. Педагогика тоже признается искусством (создание, воспитание человека).

Если Платон разделял мир на чувственный и материальный и предлагал идею демиурга-создателя идей, то Аристотель утверждает, что мир един, идеи и вещи не существуют сами по себе. Форма – соединение идеи и вещи – идеальное начало мира. Форма – это сущность вещи, ее идея.

4 первопричины - форма, материя (материя+форма=бытие), движение и цель. Движение - то, что превращает единство во множество.

Учение о потенции (возможности) и акте (реальности): каждая вещь, прежде чем существовать в реальности, существует в потенции (мальчик – потенциальный юноша).

Душа - форма для любого живого существа. Исходя из равенства людей по отношению к природе, существует 3 части души: растительная, чувственная и разумная. В каждом есть все три части, но только человеку присуща разумная часть. Человек – общественное животное, наделенное разумом. Материя (тело) - нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни.

Цель познания - объективный мир, результат познания - постижение сущности предметов. Эмпирическое знание, по Аристотелю, приобретает статус начала познания. Сначала собираем информацию, потом логически ее осмысливаем.

Человек - существо политическое (социальное), создал систему управления. Добродетели – благоразумие, великодушие, храбрость, щедрость. Главная добродетель – справедливость и чувство меры. Воспитание возможно только с помощью разума. Идеально, когда добродетель - середина между понятиями (мужество - середина между безрассудством и трусостью).

 

 

6. Теология и философия в Средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Средние века:

- Апологетика 2-3 в. н. э.: отрицание философии. Период становления христианства; истина не в форме рациональной системы, а в форме догмы. Истина не в философии, а в Боге. Верховный правитель управляет с помощью милитаризованного сложного аппарата: плановая экономика, государственные предприятия, кастовость; налоги, тайная полиция. На собственном примере Августин Блаженный учит жить во времена катастроф.

Патристика 4-6 в. н. э. Августин поздно обратился к христианству, но почитается. Он искал разрешение проблемы сосуществования добра и зла. Он знал уже, что дуалистический подход ведет к многобо­жию и к неприемлемым этическим выводам.

Проблема человека - это проблема конкрет­ного “я”. Св. Августин обнаруживает в глубине своего существа пустоту, отсутствие Бога у жи­вущего во грехе, потребность в Боге у пребывающего в печали и т. д. Искать Бога следует в душе.

Мышление, сосредоточенное на Боге предполагает соответственный образ жизни. Это мудрость. Августиновская мудрость — это ум, ве­дущий к любви.

Причиной всех бед этого мира служит великий грех. Он придает грехопадению истори­ческую, психологическую и сексуальную окраску. Согласно Августину, из-за падения Адама че­ловек изначально испорчен. Он углубляет проблему, выделяя три уровня зла:

1) метафизико-онтологический, 2) моральный (это грех), 3) физический - болезни, страдания, душевные муки и смерть: они есть последствие первородного греха, т. е. зла морального.

Августин указал западной теологии, склоняющейся к концепции оправдания делами, на паулинистскую весть об оправдании - христианство должно быть религией не дел и закона, а благодати. В то время как восточная теология обожествляет человека. Есть град земной, есть Божий, между ними борьба, но земному нужно приближаться к Божьему.

Схоластика 7-14 в. н. э. –преобладание рационалистических взглядов. Фома Аквинский (13 в) изучал Аристотеля. Фома Аквинский обосновывает превосходство папской власти,, представив систему Аристотеля через призму христианской философии. У Аристотеля Фома Аквинский взял учение об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи». Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога – чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Вследствие чего, на земле, духовный мир возглавляется папой как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Используя классификацию законов Аристотеля, Фома дополняет ее:

1. вечный (божественный разум, управляющий миром)

2. естественный (законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода)

3. человеческий (феодальное право) –не должен противоречить естественному, поэтому правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение

4. божественный (Библия).

5 оснований веры в Бога:

1. Причина движения – Бог, который сам по себе неподвижен.

2. Все имеет причину, значит, существует первопричина – Бог.

3. Все имеет свойство, следовательно, должна существовать высшая степень свойства.

4. У всего сущего д. б. высшая цель. кроме тебя,

5. Бог творит мир из ничего по законам, созданным им самим.

Вера не противоречит разуму, она 1 из видов познания. Основана на божественном Откровении, непогрешимо достоверна. Философские проблемы смотрим с философской т. з., теологические - с теологической. Для Фомы и вера и философия едины, так как и то и другое проистекает из одного и того же божественного источника. Фома понимает божественные творения как обладающие наличным бытием индивидуальные сущности – субстанции. Познающий человек представляет собою сложную субстанцию, знанием обладает только человек, использующий разум и чувства. Человек нуждается в теле, чтобы достигать знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...