Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко
Этнопсихология. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРАТЕГИИ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ Автор: Н. М. ЛЕБЕДЕВА, А. Н. ТАТАРКО © 2003 г. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко *Докт. психол. наук, зав. отделом этносоциологии и этнопсихологии Ин-та этнологии и антропологии РАН, Москва ** Аспирант ф-та психологии ГУГН, м.н.с. отдела этносоциологии и этнопсихологии, там же Представлены результаты социально-психологических исследований этнической толерантности-интолерантности в четырех поликультурных регионах России: Ростовской области, Поволжье, Республике Башкортостан и Карачаево-Черкесии. На эмпирическом материале 16 этнических групп выявлены и описаны четыре стратегии межгруппового взаимодействия в условиях поликультурности: а) сохранения своей культуры и принятия "чужих"; б) поиска и защиты своей культурной определенности; в) разделения по этническому и конфессиональному признакам; г) поиска социального включения. Проводится кросскультурное сопоставление стратегий межгруппового взаимодействия разных этнических и конфессиональных групп в зависимости от особенностей их этнической идентичности и уникальной региональной ситуации межэтнического взаимодействия. Предлагается новый взгляд на процессы межгрупповой интеграции и дифференциации с точки зрения системного подхода. Ключевые слова: этническая идентичность, этническая толерантность- интолерантность, социально-психологические установки, социально-психологические факторы этнической толерантности, стратегии межкультурного взаимодействия. ВВЕДЕНИЕ В 90-е годы XX столетия проблема межкультурных контактов и их последствий, часто трагических, стимулировала особый интерес социальных психологов к изучению психологической природы межэтнического взаимодействия и этнической (этнокультурной) толерантности и интолерантности.
В социальной и кросскультурной психологии существует ряд теорий, объясняющих интолерант-ность в межгрупповом (межэтническом) взаимодействии. Это теория социальной идентичности,.теории этноцентризма и мультикультурализма, теория управления тревогой/неопределенностью (Anxiety/Uncertainty Management). Ряд идей и положений для построения наших гипотез мы почерпнули из этих теорий и подходов. Социальная категоризация и теория социальной идентичности. Согласно А. Тэджфелу [28], когда индивиды включены в межгрупповой контакт, их поведение определяется социальными идентичностями. Теория социальной идентичности основана на мотивации индивидов сохранять или изменять членство в группе, а также отношения своей группы с другими [8]. Основополагающее положение этой теории состоит в том, что индивиды хотят иметь позитивную самоконцепцию, включающую осознание принадлежности к группе с высоким статусом. Тэджфел полагает, что индивиды осуществляют социальную категоризацию, группируя людей важным для них способом и сравнивая свои группы с другими по ценным для них критериям. Одним из следствий процесса категоризации является развитие социальных идентичностей, которые включают в себя осознание индивидом своей принадлежности к группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, приписываемым этой принадлежности. Индивиды формируют позитивную социальную идентичность, когда воспринимают свою группу на вершине значимой для них иерархии ценностей, и негативную - когда их группа "проигрывает" по сравнению с другими по значимым для них критериям [28]. Теория управления тревогой/неопределенностью (Anxiety/Uncertainty Management). Согласно этой теории, эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие подвержено влиянию тревоги и неуверенности, испытываемым при общении с другими людьми. Тревожность побуждает людей предсказывать и объяснять чувства, установки и поведение других [16]; она вызы-
Исследование проведено при поддержке РГНФ (проект N 02 - 06 - 00261а). стр. 31 вается неуверенностью и проистекает из ощущения трудностей, напряжения, озабоченности по поводу того, что может случиться, и основана на страхе возможных негативных последствий [27]. Установлено, что тревожность выше при общении с членами аутгрупп, чем при общении с членами ингрупп [21]. Способы сбора информации в целях уменьшения тревоги и неопределенности различаются в коллективистских и индивидуалистических культурах: члены индивидуалистических культур ищут информацию, основанную на личностных характеристиках незнакомых людей, а члены коллективистских культур - на групповых. Акцент на личностных характеристиках побуждает людей из индивидуалистических культур искать личностное сходство с представителями аутгрупп, а сосредоточение на групповых характеристиках приводит представителей коллективистских культур к поиску групповых сходств при контакте с членами аутгрупп, что не всегда гарантирует успех [22]. Роль этнической идентичности. В исследованиях Д. Берри и М. Плизента по этнической толерантности было установлено, что только уверенность в собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или участия в совместной деятельности [13]. Дальнейшие исследования этого вопроса [1, 2] позволили вывести социально-психологический закон связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью: в норме для группового (этнического) сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью; в неблагоприятных социально- исторических условиях данная связь может распадаться или становиться обратной. При возникновении этнической интолерантности в действие вступают механизмы социальной перцепции, направленные на восстановление позитивной этнической идентичности, а вслед за ней и толерантности.
Помимо позитивности-негативности этнической идентичности, на наш взгляд, важной характеристикой этнической идентичности является ее определенность (четкость) - неопределенность (нечеткость, амбивалентность). В кросс-культурной психологии рассматривают две основные модели этнической идентичности. В линейной биполярной модели развитие идентичности предполагается как движение в направлении одного из двух полюсов: идентификация со своей группой (поддержание позитивной или принятие негативной этнической идентичности) и с доминантной группой (ложная идентичность, которая встречается у маленьких детей, и измененная в результате свободного выбора идентичность). Однако следует согласиться с Т. Г. Стефаненко [4], что в реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя с двумя, а иногда и более, релевантными группами. Учитывая возможность подобной ситуации, Дж. Берри была предложена модель двух измерений этнической идентичности. Она включает четыре типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга [10]: моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью; моноэтническая идентичность с чужой этнической группой, которая возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и другие статусы, чем своя; биэтническая идентичность, подразумевающая сильную, хотя и разного уровня идентификацию с двумя группами; маргинальная этническая идентичность. Говоря о "неопределенности" (нечеткости, амбивалентности) этнической идентичности, мы имеем в виду скорее маргинальную, а не биэтническую идентичность. Ее отличие в том, что индивиды с маргинальной идентичностью "балансируют" между двумя культурами, не овладевая нормами и ценностями ни одной из них. Подобные маргиналы, путаясь в идентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты, симптомами которых могут являться тревога, неуверенность, беспомощность, что в согласии с теорией управления тревожностью/неопределенностью может привести к негативным межэтническим установкам и стереотипам, т.е. этнической интолерантности.
Цель исследования: изучить социально-психологические факторы, влияющие на этническую толерантность-интолерантность в межкультурном взаимодействии и построить типологию стратегий межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России. Предмет исследования: социально-психологические характеристики этнической идентичности и этнической толерантности-интолерантности в поликультурных регионах России. Объект исследования: представители 16 этнических групп в 4 поликультурных регионах России. Гипотезы исследования: 1. Характеристики этнической идентичности: валентность (позитивность- негативность) и четкость (определенность-неопределенность) связаны с показателями этнической толерантности-интолерантности в межкультурном взаимодействии. стр. 32 2. Проявление этнической толерантности-интолерантности в межкультурном взаимодействии в поликультурных регионах России зависит от уровня воспринимаемой дискриминации и уровня религиозности. 3. Факторы, вызывающие этническую интолерантность, взаимосвязаны с активизацией определенных стратегий и установок в межкультурном взаимодействии: уменьшение- увеличение социальной дистанции с контактирующими группами; формирование установки на поддержание своей культуры; разделение по этническому и/или религиозному признаку. 4. Разные группы могут выбирать различные варианты стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах России; эти стратегии будут во многом определяться степенью валентности и четкости их этнической идентичности. МЕТОДИКА Выборка. В исследовании принимали участие 1248 респондентов, проживающих в следующих регионах России: Южный Федеральный округ (Ростовская область), Республика Башкортостан, Поволжье (город Самара), Северный Кавказ (Карачаево- Черкесия) 2. Этнический состав выборки по регионам представлен в табл. 1. Возраст респондентов - от 22 до 63 лет. Образование - среднее, среднее специальное и высшее. Опрос проводился в Карачаево-Черкесии - 1999- 2000 гг., Башкирии и Поволжье - 2000 - 2001 гг., Южном Федеральном округе - 2002 г. Инструментарий и процедура опроса. Респондентам предлагалось заполнить анкету, которая содержала разработанные в соответствии с целями исследования шкалы, а также модификации известных методик. Ниже дается краткое описание показателей и основных методик, использованных в исследовании.
1. Валентность этнической идентичности. Показателями служили чувства, связанные с этничностью, и степень позитивности или негативности автостереотипов. 1.1. Чувства, связанные с этничностью: респонденту нужно было с помощью шкалы от 1 до 5 указать, какое из чувств вызывает у него принадлежность к своей нации - а) гордость (5 баллов); б) спокойную уверенность (4 балла); в) никаких чувств (3 балла); г) обиду (2 балла); д) ущемленность, униженность (1 балл). 1.2. Валентность этнических автостереотипов оценивалась с помощью методики этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели - "открытый" вариант. В зависимости от соотношения позитивных и негативных характеристик приписанные респондентом представителям иноэтнической группы качества кодировались следующим образом: 4 - 5 положительных качеств - 5 баллов; 3 положительных, 1 - 2 отрицательных - 4 балла; 2 положительных, 2 - 3 отрицательных -3 балла; 1 положительное, 3 - 4 отрицательных - 2 балла; 5 отрицательных - 1 балл. 2. Четкость или амбивалентность этнической идентичности (для ее оценки использовалось два показателя): 2.1. Степень близости и понятности представителей других этнических групп для респондента оценивалась с помощью утверждения: "Я чувствую, что мне ближе и понятней представители другого народа, а не того, к которому я принадлежу". 2.2. Для оценки степени идентификации с представителями иной этнической группы респонденту предлагалось отметить, насколько он ощущает себя представителем соседней с ним этнической группы. (Например, удмуртам предлагалось утверждение: "Я ощущаю себя башкиром" и т.д.) 3. Этническая толерантность-интолерантностъ оценивалась комплексно с помощью ряда показателей: валентность гетеростереотипов, степень приемлемости представителей иноэтнических групп (по шкале социальной дистанции). Дополнительно использовалось утверждение, позволяющее оценить степень общей этнической толерантности-интоле-рантности респондентов: "Честно говоря, я предпочел бы не общаться с представителями некоторых народов". 4. Установка на сохранение своей культуры оценивалась с помощью блока утверждений, например: "Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции, образ жизни своего народа" или "Мне не нравится, что в нашей культуре и языке появилось слишком много чужеродного". 5. Установка на дифференциацию по религиозному и этническому признакам измерялась с помощью ряда утверждений, например: "Народам, исповедующим одну религию, легче понять друг друга", "Я обращаю внимание на национальность человека, с которым знакомлюсь". 6. Уровень воспринимаемой дискриминации измерялся с помощью утверждения: "Меня крайне задевает, когда я слышу что-нибудь оскорбительное в адрес моего народа". Также задавался вопрос: "Приходилось ли Вам сталкиваться в повседневной жизни с такими формами поведения в отношении людей Вашей национальности: а) никогда не сталкивал- Таблица 1. Состав выборки
---- * Следует отметить, что этнологи считают казаков субкультурной группой русских, сами же казаки, опрошенные нами, рассматривали себя как самостоятельную этническую группу. 2 Исследование в Ростовской обл. проведено А. Н. Татарко, А. Н. Солдатенковым и С. А. Кордой; в Башкирии -А. А. Выскочил и А. Н. Татарко; в Поволжье (Самара и Самарская обл.) - Ю. А. Гаюровой; в Карачаево-Черкесии -Ф. М. Малхозовой и Н. М. Лебедевой. стр. 33 Таблица 2. Корреляции между валентностью этнической идентичности и этнической толерантностью-интолерантностью
----- * Достоверность коэффициента корреляции р < 0.05. ** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.01. *** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.001. ся с негативным отношением к себе на национальной основе; б) внешних признаков нет, но чувствую недоброжелательность; в) были затруднения в личном общении; г) были затруднения на бытовом уровне; д) испытывал(-а) ограничения в получении работы". (Степень согласия со всеми вышеприведенными утверждениями, использованными в методиках, оценивалась респондентом по 5-балльной шкале от 1 - "абсолютно не согласен" до 5 - "абсолютно согласен".) 7. Категориальная структура этнического сознания оценивалась с помощью модифицированного семантического дифференциала [3,7]. Респондентов просили оценить выраженность определенного набора качеств у себя, своей этнической группы и иноэтнических групп-соседей по шкале от 0 до 5 баллов, где 0 - отсутствие качества, 5 - максимальная его выраженность. Качества, предлагавшиеся для оценки: сплоченность, трудолюбие, сила, ум, религиозность, агрессия. Помимо реальных этнических групп, живущих в регионе, респондентам также предлагалось оценить некие гипотетические группы: народ, которым я восхищаюсь (народ-идеал), отвергаемый мною народ, народ-завоеватель, завоеванный народ. Результаты шкалирования позволяли построить субъективные семантические пространства. Построение субъективных семантических пространств дает возможность получить своего рода "срез" структуры сознания в заданной методически области, а также обнаружить специфику отношения друг к другу у представителей различных национальностей. 8. Уровень религиозности оценивался с помощью вопроса "Насколько Вы религиозны?". Варианты ответа к вопросу представляли порядковую шкалу: совсем нет - 1 балл, средне - 2 балла, очень - 3 балла. Способы обработки данных. Взаимосвязь между показателями выявлялась с помощью коэффициента корреляции рангов Кендалла (т.). Зависимость определенных показателей от уровней факторов оценивалась с помощью Н - критерия Крускала- Уоллиса, который является непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа [6]. Предпочтение данному критерию перед дисперсионным анализом было отдано вследствие того, что параметры распределений зависимых переменных отличались от параметров нормального распределения. Данные, полученные посредством модифицированного семантического дифференциала, обрабатывались путем факторного анализа с помощью метода главных компонент с последующим вращением факторных нагрузок методом varimax. Далее осуществлялось расположение оцениваемых испытуемыми объектов (в данном случае это были этнические группы) в пространстве выделенных факторов. Для этого вычислялись факторные веса объектов шкалирования, а затем объекты располагались в факторном пространстве. При обработке данных использовались статистические пакеты Statistica 5.1 и SPSS 10.0. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа показателей валентности этнической идентичности (автостереотипов и чувств, связанных с этничностью) с показателями этнической толерантности-интолерантности. Позитивность этнических автостереотипов и чувств, связанных с этничностью, положительно коррелирует с такими показателями, как: а) позитивные гетеростереотипы культурно-близких на- стр. 34 Таблица 3. Корреляции между четкостью-амбивалентностью этнической идентичности и этнической толерантностью-интолерантностью
----- * Достоверность коэффициента корреляции р < 0.05. ** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.01. *** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.001. родов; б) позитивные гетеростереотипы культурно-далеких народов; в) уменьшение социальной дистанции с культурно-далекими народами; г) отрицание разделения по этническому признаку; д) общая этническая толерантность. В табл. 2 показаны значимые корреляционные связи между показателем негативной этнической идентичности (негативные чувства, связанные с этничностью) и следующими показателями этнической интолерантности: а) увеличение социальной дистанции с другими группами мигрантов в регионе; б) установка на разделение по этническому признаку; в) установка на разделение по конфессиональному признаку. Таким образом, можно констатировать, что этническая толерантность-интолерантность в межкультурном взаимодействии в поликультурных регионах России взаимосвязана с валентностью этнической идентичности контактирующих групп: с одной стороны, чем более позитивна их этническая идентичность, тем более они склонны к толерантным установкам в межкультурном взаимодействии, к сближению с представителями инокультурных групп, к снижению значимости этнической принадлежности во взаимодействии. С другой стороны, чем негативнее компоненты этнической идентичности, тем более выражены установки на разделение по этническому и конфессиональному признаку, тем дальше социальная дистанция с другими низкостатусными группами (мигрантами) в регионе. Далее рассматривалось, существует ли взаимосвязь между степенью четкости- амбивалентности этнической идентичности и этнической толерантностью- интолерантностью в межкультурном взаимодействии. Данную гипотезу (как и все последующие) мы проверяли на результатах исследований в двух поликультурных регионах из четырех: в Южном Федеральном округе (п = 451) и в республике Башкортостан (п = 316), результаты исследований по двум другим регионам проходят процедуру дополнительной обработки и унификации. Значимые корреляционные связи показателей четкости этнической идентификации с показателями этнической толерантности-интолерантнос-ти представлены в табл. 3. Из таблицы видно, что четкость этнической идентичности позитивно коррелирует с такими показателями этнической толерантности-инто-лерантности, как: а) позитивные гетеростереотипы культурно-далеких групп; б) уменьшение социальной дистанции с культурно-далекими группами; в) уменьшение социальной дистанции с культурно-близкими группами. Неопределенность этнической идентичности, в свою очередь, коррелирует с такими показателями этнической интолерантности, как: а) негативный гетеростереотип культурно-далеких народов; б) увеличение социальной дистанции с культурно-далекими народами; в) увеличение социальной дистанции с культурно-близкими народами; г) установка на разделение по этническому признаку; д) установка на разделение по конфессиональному признаку. Итак, согласно данным, представленным в табл. 3, четкость (определенность) этнической стр. 35 Таблица 4. Зависимость общей этнической интолерантности от воспринимаемой дискриминации и уровня религиозности
идентичности позитивно связана с показателями этнической толерантности, а ее неопределенность (амбивалентность) - с показателями этнической интолерантности. Далее с помощью Н-критерия оценивалась зависимость общей этнической толерантности от уровней двух переменных-факторов (воспринимаемая дискриминация и религиозность), которые теоретически должны влиять на этническую интолерантность и поэтому закладывались в методику исследования в качестве независимых переменных. Результаты анализа представлены в табл. 4. Согласно Н-критерию, от фактора воспринимаемой дискриминации действительно зависит этническая интолерантность казаков Ростовской области и русских Башкирии. Зависимость общей этнической интолерантности от фактора религиозности выявлена у казаков, татар и русских Башкирии. Факторы, связанные с этнической интолерантностью и влияющие на нее, были прокоррелированы с другими переменными в целях выявления основных установок на межэтническое взаимодействие, демонстрируемых этническими группами в процессе адаптации к условиям поликультурности. Корреляционная связь дублировалась проверкой зависимости переменной от уровней фактора с помощью Н-критерия. Результаты представлены в табл. 5 и 6. Таблица 5. Установки на межэтническое взаимодействие в зависимости от уровня воспринимаемой дискриминации
----- * Достоверность коэффициента корреляции р < 0.05. ** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.01. *** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.001. стр. 36 Таблица 6. Установки на межэтническое взаимодействие в зависимости от уровня религиозности
----- * Достоверность коэффициента корреляции р < 0.05. ** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.01. *** Достоверность коэффициента корреляции р < 0.001. Согласно данным табл. 5, фактор воспринимаемой дискриминации (чувствительность к оскорблениям по этническому признаку) способствует активизации следующих установок на межэтническое взаимодействие: 1) Изменение социальной дистанции: а) увеличение социальной дистанции с культурно-далекими народами (у казаков, русских ЮФО, украинцев, башкир); б) увеличение социальной дистанции с культурно-близкими народами (татары Башкирии); в) уменьшение социальной дистанции с культурно-близкими народами (украинцы); г) уменьшение социальной дистанции с культурно-далекими народами (турки-месхетинцы). 2) Установка на поддержание своей культуры (русские ЮФО, украинцы, турки- месхетинцы, башкиры, удмурты, русские Башкирии). Согласно Н -критерию, от фактора воспринимаемой дискриминации зависит активизация установки на поддержание своей культуры (у русских ЮФО, украинцев, удмуртов). 3) Установка на разделение: а) по этническому и конфессиональному признаку (у казаков, турок-месхетинцев, удмуртов, русских Башкирии). Согласно //-критерию, установка на разделение по этническому и конфессиональному признакам зависит от уровня воспринимаемой дискриминации; б) по этническому признаку (русские ЮФО, армяне); в) по конфессиональному признаку (украинцы, чеченцы). Второй фактор, уровень религиозности, способствует активизации следующих установок на межэтническое взаимодействие (см. табл. 6): 1) Изменение социальной дистанции: а) увеличение социальной дистанции с культурно-далекими народами (у казаков, русских ЮФО, чеченцев); б) увеличение социальной дистанции с культурно-близкими народами (у казаков); в) уменьшение социальной дистанции с культурно-близкими народами (украинцы, чуваши). Согласно Н -критерию, от уровня религиозности зависит увеличение социальной дистанции с культурно-далекими народами (у русских ЮФО и чеченцев). 2) Установка на поддержание своей культуры (у русских ЮФО, турок- месхетинцев, чеченцев, удмуртов, татар Башкирии, татар Поволжья). 3) Установка на разделение по этническому и конфессиональному признакам (у казаков, турок-месхетинцев, русских ЮФО, татар Поволжья). Проверка зависимости данной установки от уровней фактора с помощью //-критерия позволяет сказать, что установка на разделение по этни<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|