Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурное прогнозирование

Объектом социокультурного прогнозирования является сложное образование, включающее в себя две подсистемы: социум и культуру.

 

Целевые ориентации и задачи прогнозирования

Главными целевыми ориентациями данного прогнозирования являются:

1) создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению;

2) обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи социокультурной прогнозной деятельности:

1. Анализ ситуации, т. е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера.

2. Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов.

3. Выбор наиболее оптимального решения (т. е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения) и его проектное оформление.

4. Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

В качестве основного результата социокультурного прогноза выступают социальная программа и социальный проект.

 

Социальная программа и социальный проект

Социальная программа — это документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т. е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных мероприятий, акций, идей.

Социальный проект может существовать в двух формах:

1) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

2) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Проект ориентирован на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека.

 

Субъекты и участники проектного процесса

Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования, участниками разработки и реализации социокультурных проектов должны быть:

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов.

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения.

 

Технология социокультурного проектирования

Все культуры можно разделить на два типа: традиционные культуры, для которых характерно преобладание механизмов сохранения; инновационные культуры — с преобладанием механизмов изменения. Культуры первого типа ориентированы на прошлое: их идеал состоит в сохранении и нейтрализации перемен, поддержании того идеального состояния, которое зафиксировано в преданиях. Эти культуры статичны, самодостаточны, не склонны к диалогу с другими культурами, в них доминирует целое, а роль личности сведена до минимума. Культуры второго типа ориентированы на сегодня и завтра. Они вносят в общественную жизнь напряженность, нестабильность.

Поэтому выделяют два типа проектных стратегий:

1) ориентирован на максимальное понимание и учет специфики традиционной культуры; цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона и стабилизацию ситуации;

2) ориентирован на экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому преобразуется (например, современные процессы модернизации в развивающихся странах).

 

Социокультурный подход к анализу общественного развития

Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, характерных для социальной общности (этнос, нация, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, самоопределение личности.

Культура есть деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой создание традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения во внутренние качества личности.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей.

Социокультурную сферу можно представить как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся: а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций; б) носителями определенных проблем. В этом качестве можно рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган власти, коммерческую структуру.

В категории социально-культурная деятельность первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а вторая характеризует сферу и качество его активности. Следовательно, социально-культурная деятельность – деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической.

Для нормального развития человек нуждается в двух мирах, составляющих среду его культурного обитания, в предметном мире культуры; в идеальном мире духовных сущностей и образов культуры.

В контексте социально-культурного прогнозирования предметный уровень культуры оказывается решающим в процессе разработки и реализации программ, связанных:

— с организацией музейного дела (реставрация, строительство объектов историко-культурного значения);

— развитием краеведческой деятельности, включая фиксацию источников, которым грозит утрата, обеспечение сохранности культурно-исторического ландшафта, передачу всего комплекса знаний следующим поколениям;

— сохранением памятников истории и культуры (поиск, комплектование, документирование, изучение, реставрация и хранение продуктов культурного творчества).

 

Система общих принципов социокультурного прогнозирования

К числу основных принципов социокультурного прогнозирования относят:

1. Принцип «допустимого порога модификации и модернизации»: учитываются границы и возможности управляемости объекта проектирования, степень корректируемых социокультурных процессов и оценка социально значимых последствий такой модификации. Данный принцип означает предоставление субъектам социально-культурной жизни максимальной самостоятельности, создание условий для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни.

2. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности — социокультурной среды ее обитания: разработка условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта (личности, общности, общества) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного прогнозирования: альтернативность идей и проектов, создающая условия для свободного самоосуществления, самореализации человека средствами культурной деятельности. Данный принцип строится на восприятии культуры как особого духовного мира, наполненного значимыми для человека образами, смыслами, идеями, ценностями. Успешность реализации любого проекта определятся двумя факторами: наличием идеи, значимой для определенной части населения, и ее персонифицированным выражением — лидером, являющимся ее носителем.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т. е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов).

5. Принцип проблемно-целевой ориентации: целевая ориентация программ на решение различного рода проблем, носителями которых являются личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом; их направленность на самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека в социокультурной сфере. Данный принцип воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем; поиска нестандартных способов и путей их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов.

 

Проблемная ситуация

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности.

Социокультурная среда, характеризуя связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (соответствующих сфер жизнедеятельности). В зависимости от социокультурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т. е. предмета его деятельности), и сферы активности человека можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности:

1. Культурно-историческое наследие – историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности.

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни.

3. Социально-психологическая среда обитания – характер личностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей, их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения.

4. Духовно-нравственная среда обитания – духовно-нравственные ценности, нормы, идеалы, смыслы человеческой жизни.

5. Политическая среда обитания – характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности.

6. Экологическая среда обитания – состояние природного окружения, самоопределение человека в природном мире.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются:

1) образовательная (учреждения системы образования);

2) производственная (виды производственных структур, определяющие номенклатуру профессий, условия профессионального самоопределения и самореализации личности в трудовой деятельности);

3) досуговая (досуговые и туристско-экскурсионные учреждения);

4) физкультурно-оздоровительная (учреждения спорта и здравоохранения, обеспечивающие здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);

5) информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного прогнозировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию.

Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...