Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы лабораторных работ (не предусмотрены)




Костанайский филиал

Кафедра филологии

 

УТВЕРЖДЕНО

решением ученого совета филиала

Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Председатель ученого совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

Русский язык и культура речи

 

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Направленность

Уголовно-правовая, гражданско-правовая

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения очная

Для группы КЮ-ИУП

 

 

Костанай, 2015 г.

Рабочая программа дисциплины составлена: Блиновой Ю.И., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________

На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии

Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.

 

Заведующий кафедрой __________________ К. С. Шалгимбекова

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.

 

Председатель УМС __________________ Н. А. Нализко

 

 

 

Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины: Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека. Данная дисциплина рассматривает специфику и виды речевой деятельности, основные механизмы речи, обеспечение процесса создания и восприятия текстового сообщения языковыми, речевыми, этическими и коммуникативными нормами.

1.1.1 Назначение дисциплины: актуализировать знания школьной программы, создать базу для изучения стилистики английского языка, сформировать навыки осознанного восприятия звучащей и произносимой речи, соответствия собственного речевого поведения ситуации общения, воспитывать бережное отношение к языку.

1.1.2 Цели дисциплины: повышение уровня культуры речи будущих специалистов в процессе освоения и совершенствование коммуникативно-речевых умений.

1.1.3 Задачи дисциплины: получение знаний о культуре общения и искусстве речи как о специфической системе, имеющей свои законы существования и пути развития;

· ознакомление с историей возникновения и формирования науки о речемыслительной деятельности человека и культуре общения;

· формирование понимания роли культуры общения и искусства речи в современном обществе и через это активизировать потребность в изучении данной науки.

· активизировать мыслительную деятельность студентов, формировать речевые умения аналитического характера.

1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП Дисциплина по выбору «Русский язык и культура речи» относится к Блоку 1, индекс Б1.ДВ3.

1.2.1 Пререквизиты: базовые знания школьной программы по предметам «Русский язык», «Русская литература».

1.2.2 Постреквизиты: « Конституционное право», «Уголовный процесс», грамотно владеть языком, использовать полученные знания при написании и защите курсовых работ, выпускной квалификационной работы.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь     Знать: основные принципы аргументирования Уметь: аргументировать и обобщать Владеть: навыками устной и письменной речи
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Знать: об этике делового общения Уметь: идти на компромисс Владеть: навыками делового общения
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знать: о значимости саморазвития Уметь: самосовершенствоваться Владеть: навыками коррекции проблем собственной речевой практики

 

 

1.4 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с целью реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе технологии учебного сотрудничества с различными формами работы активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)  
в том числе, аудиторная работа (всего):  
Лекции -
Практические занятия  
Практикумы -
Лабораторные работы -
Внеаудиторная работа (всего):  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)  
Вид рубежной аттестации бланочное тестирование
Вид промежуточной аттестации зачет

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

 

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
Предмет и основные понятия курса «Русский язык и культура речи».        
Норма как центральное понятие культуры речи.        
Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря говорящего.        
Основные качества речи. Чистота речи.        
Основные качества речи. Выразительные средства языка.        
Функциональные стили русского языка.        
Язык и стиль документов.        
Основы ораторского искусства и полемического мастерства.        
Всего:          

Программа дисциплины

Темы лекционных занятий (не предусмотрены)

Темы практических занятий

№ п/п Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
1. Предмет и основные понятия курса «Русский язык и культура речи». Специфика культуры речи как научной дисциплины. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка.     Занятие с применением затрудняющих условий
2. Норма как центральное понятие культуры речи. Литературный язык как основа культуры речи. Нормативность литературного языка. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Нормы произношения. Особенности русского ударения. Нарушение грамматических норм.     Семинарское занятие с элементами дискуссии
3. Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря говорящего. Активный и пассивный словарь. Омонимы, синонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика.     Занятие с применением затрудняющих условий
4. Основные качества речи. Чистота речи. Чистота как отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности. Территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова- паразиты, вульгаризмы.     Семинарское занятие с элементами дискуссии
5. Основные качества речи. Выразительные средства языка. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. Метонимия. Рубежный контроль   Сравнение. Гипербола, литота, оксюморон, синекдоха, аллегория.   2,5   2,5 Занятие с применением затрудняющих условий
6. Функциональные стили русского языка. Основные стили современного русского языка. Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации.     Семинарское занятие с элементами дискуссии    
7. Язык и стиль документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля.   7,5 Занятие с применением затрудняющих условий
8. Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Основы ораторского искусства. Что такое ораторское искусство. Ораторское искусство и политика. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Риторика древней Греции. Риторика Древнего Рима. Развитие риторики в России. Риторические навыки и умения. Индивидуальные особенности оратора   Рубежный контроль     7,5   Семинарское занятие с элементами дискуссии
Итого      

 

Темы лабораторных работ (не предусмотрены)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...