Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы составления псикоррекционных программ на примере работы с детьми.

Виды психокоррекции

1. По характеру направленности:

· Симптоматическая (снятие воздействия симптома – срочная, но! Симптомы могут быть одинаковые для разных случаев)

· Каузальная (коррекция причины, длительная, точная).

2. По содержанию коррекция

· Познавательной сферы личности,

· Аффективно-волевой сферы,

· Поведенческих аспектов,

· Отношений: межличностных, внутригрупповых, детско-родительских.

3. По форме работы: индивидуальная и групповая

4. По наличию программ: программная и импровизированная

5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивная и недерективная.

6. По продолжительности:

· Сверхкороткая (от неск. Минут до неск. Часов)

· Короткая (от неск. Часов до неск. Дней)

· Длительная (от одного до трех месяцев)

· Сверхдлительная (в исключительных случаях), продолжается до шести месяцев.

7. По масштабу решаемых задач: общая, частная, специальная

 

Коррекционная ситуация

1. Клиент – человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы, имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции.

2. Психолог – психокорректор – человек, который помогает и воспринимается, как способный оказывать помощь.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента, включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методик), используемых для решения проблем клиента.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

 

Принципы психокоррекции

1. Принцип единства диагностики и коррекции

2. Принцип нормативности развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз» (своевременное формирование психического новообразования) - качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.

4. Принцип коррекции «снизу вверх» (провоцирование требуемого поведения и немедленное закрепление).

5. Принцип системности развития психической деятельности.

6. Деятельностный принцип коррекции.

 

Модели объяснения причин отклонений в развитии (в формировании деструктивных установок, навыков и т.п.)

1. Биологическая модель – в развитии снижен темп органического созревания (отставание).

2. Медицинская модель – отклонения в развитии находятся в области аномального развития.

3. Интеракционисткая модель – сбои и нарушения взаимодействия между личностью и средой (возникновение проблем развития в следствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации) (нарушение коммуникаций, как ожидаемо равноправных)

4. Педагогическая модель – причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.

5. Деятельностная модель – несформированность ведущего типа деятельности и других типичных для данной стадии развития видов деятельности.

 

Постановка целей коррекционной работы напрямую зависит от теоретической модели психического развития, и определяются ею.

 

Три основные направления и области постановки коррекционных целей:

 

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности клиента.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Задачи психокоррекции

1. Помочь клиенту решить свои проблемы

2. Дать навык применять методики

Психокоррекционный комплекс

Диагностический блок, целью которого является диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок, цель которого является пробуждение у клиента желания взаимодействовать, в результате которого происходит снятие тревожности, повышение уверенности в собственных силах, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни

 

Правила конкретизации целей психокоррекции

1. Формулируются обязательно в позитивной форме(избегать отрицания)

2. Должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью работы и возможностями применения клиентом нового опыта и усвоенных им на занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений

3. Учитывают дальнюю и ближайшую перспективу развития личности.

4. Формулируются словами клиента

5. Эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении длительного временного интервала:

6. Примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

 

Психокоррекционный комплекс

1. Диагностический блок, целью которого является диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок, цель которого пробуждения у клиента желания взаимодействовать, в результате, которого происходит снятие тревожности, повышение уверенности в собственных силах, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо менять в своей жизни.

3. Коррекционный блок, основная цель, которого – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, а также определенными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, основные цели – изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

 

Кафедра психологического консультирования.

Психокоррекция.

Тема 2

Принципы составления психокоррекционных программ

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней.

Коррекционного исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.

Профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии

Развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

 

Принципы составления псикоррекционных программ на примере работы с детьми.

 

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Отражает взаимосвязанность и гетерохронность(неравномерность) разавития различных сторон личности. Каждый человек (ребенок) находится на своем уровне развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития;

На уровне риска – это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития;

На уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.

Доказано, что отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии ителлекта и наоборот.

2. Принцип единства коррекции и диагностики – отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента, как особого вида деятельности практического психолога

3. Принцип приоритетности коррекции и диагностики – в зависимости от направленности выделяют два типа коррекции.

Симптоматическая коррекция – направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.

4. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

Деятельностный принцип коррекции – (по Л.В.) – в основе лежит теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина: роль деятельности в психическом развитии ребенка.

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в, ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

5. Принцип учета возрастно-психологичских и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности с другой. Нормативность развития следует понимать, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Программа создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия – утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Система отношения клиента с близкими, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития клиента, определяют зону ее ближайшего развития.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов

При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития, т.к. развитие человека не является единым процессом оно гетерохронно.

9. Принцип программированного обучения

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип возрастания сложности

Каждое задание должно проходить ряд этапов:

От минимально простого – к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес к коррекционной работе и дает возможность клиенту испытывать радость преодоления.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала

Переход к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объём материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала

Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный фон. Коррекционное занятие должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

 

Тема 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...