Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т а куликовская. Логопедические скороговорки и считалки. Т. А. Куликовская. Речевой материал для автоматизации звуков у детей




Т А Куликовская

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ

 

 

Т. А. Куликовская

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ

 

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ для автоматизации звуков у детей

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки, нечасто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем ‑ на материале различных слогов, слов и текстов.

Данное пособие предназначено для автоматизации трудных согласных звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ у детей и взрослых с речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех частей.

В первой части пособия предлагается тренировать правильное произношение изолированных звуков и слогов с ними в авторских чистоговорках. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки, выделенные полужирньм шрифтом. Хорошо, если взрослый походу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки. Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем – самостоятельно. Можно писать ребенку буквы и слоги, называя их несколько раз. Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы. Во второй части пособия детям предлагаются для повторения и заучивания забавные логопедические считалки. В третьей части пособия представлены авторские скороговорки. Они написаны в шутливой форме, поэтому легки для восприятия и запоминания. Герои многих скороговорок – разные животные и их детеныши. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами. Проговаривайте скороговорок сначала в медленном, а затем в быстром темпе способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков з повседневной речи.

Скороговорки составлены из слов с большим количество и звуков из какой‑ либо одной фонетической группы. Например, слова скороговорки содержат звуки из группы шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Это позволяет акцентировать внимание ребенка на правильном произношении звуков данной фонетической группы и помогает ребенку ввести эти звуки в самостоятельную речь.

Звуки, слоги и слова с автоматизируемым звуком нужно повторять многократно, для того чтобы закрепить новый правильный уклад органов артикуляции. Тренировки по закреплению правильного произношения звука в речи лучше всего проводить в игре. Одним из эффективных игровых приемов может стать перекладывание в момент произнесения звука (например, «С») или слога (например, « С А») мелких предметов (пуговиц, палочек, маленьких игрушек и т. п. ) из одной коробки в другую. И так до тех пор, пока все предметы не окажутся в новой коробке.

Буквы, обозначающие трудные звуки, выделены для удобства жирным шрифтом.

Работа по этому пособию эффективна и для коррекции стойких дефектов произношения, и для выработки хорошей дикции.

 

 

ЧАСТЬ 1

 

Чистоговорки для автоматизации звуков

 

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

 

 

С – поёт, течёт водичка,

Можно чисто вымыть личико,

С‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с.

Можно чай налить Серёже,

С‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с.

И в фонтане вода тоже,

С‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с.

С – течет вода из крана.

Много струек у фонтана.

С‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с‑ с.

 

На траве блестит роса.

Нам пропели струйки – СА.

Са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са.

 

Пьет жучок в саду росу.

Произносим слоги – СУ.

Су‑ су‑ су‑ су‑ су‑ су‑ су.

 

Вышло солнце – нет росы.

Повторяем слоги – СЫ.

Сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы.

 

Рядом с садом есть шоссе.

Мы сейчас услышим – СЭ.

Сэ‑ сэ‑ сэ‑ сэ‑ сэ‑ сэ‑ сэ.

 

Где‑ то сдулось колесо.

Пропоет фонтан нам – СО.

Со‑ со‑ со‑ со‑ со‑ со‑ со.

 

Будет в доме жить лиса.

Произносим слоги СА.

Са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са‑ са.

 

Дом просторный у лисы.

Произносим слоги СЫ.

Сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы‑ сы.

 

Дом порадует лису.

Произносим слог и СУ.

Су‑ су‑ су‑ су‑ су‑ су‑ су.

 

Мы закончим стройку всю.

Произносим слоги СЮ.

Сю‑ сю‑ ею‑ сю‑ сю‑ сю‑ сю.

 

В гости мы придем к лисе.

Произносим слоги СЕ.

Се‑ се‑ се‑ се‑ се‑ се‑ се.

 

3 – звенящий очень звук,

Позвонил в квартиру друг.

З‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з.

Или звонкий телефон,

З‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з.

Иль комар нарушил сон,

З‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з.

3 – комарики звенят,

Они в поле к нам летят.

З‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з‑ з.

Закрывай скорей глаза:

Комары звенят нам – ЗА.

За‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за.

Вьются сверху и внизу

И звенят все громче – ЗУ.

Зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу.

Комары летят к козе.

Произносим слоги – ЗЕ.

Зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе.

Нас, лошадка, отвези.

Комары пропели – ЗИ.

Зи‑ зи‑ зи‑ зи‑ зи‑ зи‑ зи.

Мы уселись на возы,

Уезжая, слышим – ЗЫ.

Зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы.

Принесла шары коза.

Произносим слоги – ЗА.

За‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за‑ за.

 

День рожденья у козы.

Мы напишем слоги – ЗЫ.

Зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы‑ зы.

Испекла коза безе.

Мы напишем слоги – ЗЭ.

Зэ‑ зэ‑ зэ‑ зэ‑ зэ‑ зэ‑ зэ.

Что подарим мы козе?

Мы напишем слоги – ЗЕ.

Зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе‑ зе.

Все поздравили козу.

Написали слоги – ЗУ.

Зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу‑ зу.

Ц – мы цыкаем подчас.

Тихо, дети спят сейчас,

Ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц.

Мы не будем льву мешать,

Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц‑ Ц.

И птенцы хотят поспать.

Ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц.

Ц – прошу вас не шуметь:

Мы идем на птиц смотреть.

Ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц‑ ц.

У синиц есть сын – птенец.

Он поёт тихонько – ЕЦ.

Ец‑ ец‑ е ц‑ е ц‑ е ц‑ ец‑ е ц.

Очень нравится птенцу

Петь на воле звонко – ЦУ.

Цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу.

Птицы, сидя на крыльце,

Распевают громко – ЦЭ.

Цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ.

Скоро вырастут птенцы,

Пропоют нам дружно – ЦЫ.

Цы‑ цы ‑ цы ‑ цы‑ цы ‑ цы‑ ЦЫ.

Опустело вдруг крыльцо,

Раздается в лесу – ЦО.

Цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо.

На лугу стоит овца.

Пишем дружно слоги – ЦА.

Ца‑ ца‑ ца‑ ца‑ ца‑ ца‑ ца.

Много корма у овцы.

Пишем дружно слоги – ЦЫ.

Цы ‑ цы ‑ цы ‑ цы ‑ цы ‑ цы ‑ ЦЫ.

Подошел пастух к овце.

Пишем дружно слоги – ЦЭ.

Цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ‑ цэ.

Нужно гнать домой овцу.

Пишем дружно слоги – ЦУ.

Цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу‑ цу.

Вот хозяйское крыльцо.

Пишем дружно слоги – ЦО.

Цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо‑ цо.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...