Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки классификации акмеологических технологий




ВВЕДЕНИЕ

Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, предметом которой являются закономер­ности развития и саморазвития зрелого человека, развития твор­ческой готовности к предстоящей профессиональной деятельно­сти.

В настоящее время в акмеологии формируются научные на­правления, претендующие на относительно самостоятельный ста­тус. На сегодняшний день наиболее разработанным направлени­ем прикладной акмеологии является педагогическая акмеология. Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В.Кузь­миной и представителей ее научной школы. Глубокие, содержа­тельные исследования известных педагогических психологов А.А.Бодалева (1993), А.А.Деркача (2000), М.Т.Громковой (2003), Е.А.Климова (1996), Н.Н.Никитиной и др. (2002), Л.М.Митиной (2004) и др. посвящены изучению характерных особенностей пе­дагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педа­гогического труда как целостной и развивающейся реальности.

В предметную область педагогической акмеологии входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин в педа­гогической деятельности;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-профессионала;

в) пути становления учителя-профессионала.

В настоящее время уже разработаны акмеографические описа­ния и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение.

На данном этапе педагогическая акмеология не учитывает спе­цифики деятельности специалиста в области физической культуры и спорта. Выявление условий и факторов, детерминирующих про­фессиональное развитие учителя физической культуры, позволит управлять этим процессом.

В данном учебном пособии предпринята попытка всесторонне проанализировать позитивную динамику развития личности учите­ля, подробно рассмотреть специфику педагогической деятельности, коммуникативную компетентность и диагностические аспекты дея­тельности учителя физической культуры.

Учебное пособие состоит из введения, трех разделов и списка литературы.

Первый раздел посвящен психолого-педагогическому анализу акмеологических аспектов профессионально-педагогической дея­тельности специалиста по физической культуре и спорту. Во втором разделе представлены сведения о сущности человеческого общения, специфические особенности профессионально-педагогического об­щения, рассмотрены принципы организации вербального взаимо­действия учителя с учащимися. В третьем разделе рассматриваются основы изучения личности в учебно-воспитательном процессе и све­дения по диагностике индивидуальных проявлений личности, жиз­ненного сценария и морально-волевой сферы школьника.

Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям педа­гогических специальностей, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, социальным педагогам, всем учителям, интересующимся вопросами личностно­го и профессионального роста.

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Тема 1 ■

Предмет акмеологии

Основные понятия акмеологии. Этапы развития

Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в сис­теме наук о человеке, рассматривает закономерности развития и са­моразвития зрелого человека, формирование творческой готовнос­ти к предстоящей профессиональной деятельности. Акмеология рас­сматривает зрелость как способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации и самокоррекции.

Название акмеологии как научной области человекознания про­исходит от древнегреческого «акме» — вершина, высшая точка, рас­цвет. В целом акмеология раскрывает закономерности постижения человеком смысла своего существования на ступени его зрелости, особенно при достижении личностью профессионализма в деятель­ности, продуктивного проявления в жизни тех сущностных качеств, которые обеспечивают решение социально значимых проблем.

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью. С акмеологической точки зрения, зрелость личности - масштабная ка­тегория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений.

Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жиз­ни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет). Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стаби­лизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических ново-образований, таких как активность человека по интеграции пройден­ных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок про­шлого опыта, мудрость, способность к варьированию и эксперимен­тированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации. В контексте акмеологии зре­лость трактуется как наиболее значительный период в жизни чело­века, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии.

При обосновании базовых акмеологических категорий и поня­тий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам:

• понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «про­фессионализм» и др.); I

• понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся си­стемы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.);

• понятия, выражающие социальный и профессиональный спо­собы использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работос­пособность», «профессиональное долголетие» и др.);

• понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я - концепция», «готовность» и др.);

• понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределе­ние» и др.);

• понятия, обозначающие характеристики деятельности на выс­ших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффектив­ность», «креативность» и др.).

Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем эта­пе ее развития является категория «профессионализм».

Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалифи­кацию и компетентность, разнообразие эффективных профессио­нальных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами реше­ния профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятель­ность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности — качественная характеристика субъек­та труда, отражающая высокий уровень профессионально важных личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень иЛИ язаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, на-пр вленные на профессиональное развитие.

Акмеология проводит сравнительные исследования професси-нальной деятельности, рассматривает процесс деятельности как ° шение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчислен­ного ряда репродуктивных и творческих задач. Акмеология вводит понятия: уровень деятельности, вершины деятельности, условия, факторы и стимулы продуктивной деятельности.

В развитии акмеологии условно можно выделить четыре этапа:

первый — латентный, когда на основании исторических, фило­софских, культурологических, педагогических предпосылок выделя­ется новая сфера человековедения;

второй — номинационный, когда в 1928 году Н.А.Рыбниковым был введен специальный термин — «акмеология»;

третий — инкубационный. На основании концепции Б.Б.Ана­ньева и Н.В. Кузьминой выделяется особая дисциплина человекозна-ния — «акмеология»;

четвертый - характеризуется созданием ряда социальных струк­тур: акмеологических кафедр, акмеологических лабораторий, Меж­дународной академии акмеологических наук и др.

Знание акмеологии - науки, изучающей достижение вершин в человеческой деятельности, необходимо в любой профессии. Осо­бенно важно знать акмеологию будущим педагогам.

Педагогическая акмеология является наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии. Интенсивное развитие имен­но педагогической акмеологии послужило мощным толчком для ста­новления общей акмеологии.

Содержание педагогической акмеологии во многом определя­ется акмеологическим подходом к специфике труда учителя.

Предметную область педагогической акмеологии составляют:

- условия и закономерности достижения вершин профессиональ­ной зрелости педагога;

- закономерности и механизмы достижения вершин индивиду­альной и коллективной деятельности;

- процессы поэтапного становления учителя-акмеолога;

- мотивы профессиональных достижений в педагогической дея­тельности.

Акмеологический профессионализм проявляется не только в высо­кой результативности деятельности, но и в следующем:

- гуманистической направленности на развитие личности обуча­ющихся средствами отдельных учебных предметов (в частности, средствами физической культуры);

- в выборе педагогом способов деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации учащихся;

- в подготовке учащихся к следующим этапам жизненного пути.

Признаки классификации акмеологических технологий

Основу признаков, характеризующих акмеологический аспект профессионализма, составляет следующее:

1) возрастной фактор: 18-25 лет - накопление системы знаний; 26-40 — адаптация к работе; 41-50 - стабилизация и продуктивность в профессии; 51 и старше. Они меняются в зависимости от возраста как преподавателя, так и учащегося, студента;

2) направленность на развитие (по Б.Б.Ананьеву): индивид -личность - субъект деятельности - индивидуальность (раскрывает стержень развития от природного потенциала к творческой готов­ности);

3) форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;

4) уровень продуктивной деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой):

- репродуктивный;

- адаптивный;

- локально-моделирующие знания;

- системно-моделирующие знания;

- системно-моделирующая деятельность;

5) уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых: вос­произведение, частичный поиск, творческий поиск;

6) процессуальные характеристики деятельности обучаемых: моделирование, проектирование, конструирование и др.

Преподаватель, тренер постоянно должны помнить о том, что в процессе профессиональной деятельности изменяется не только лич­ность учащегося, спортсмена, но и личность самого преподавателя, тренера, а свою практическую деятельность рассматривать как сред­ство самосовершенствования, как систему упражнений по самораз­витию.

Движущей силой и источником профессионального саморазви­тия преподавателя, тренера является потребность в самоизменении совершенствовании. Наиболее существенной объективной И Сациной, порождающей эту потребность, являются требования, ПР ъЯВляемые к преподавателю руководителями учебного заведе-П^ коллегами, учащимися, студентами и их родителями. Субъек-нИЯ'ым фактором достижения вершин является мотивация профес-Тиональной деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает тип направленности.

В акмеологии выделяются следующие типы направленности: 1) Истинно-педагогическая; 2) формально-педагогическая; 3) лож­но-педагогическая.

Истинно-педагогическая направленность состоит в устойчивой мо­тивации преподавателя на формирование личности учащегося, сту­дента средствами преподаваемого предмета, связана с постоянным творческим процессом в учебной и воспитательной деятельности.

формально-педагогическая направленность связана с соблюдени­ем норм и правил, зафиксированных в учебных планах, учебниках, инструкциях. За данным типом направленности скрывается фор­мально-бюрократический тип общения с учащимися, студентами, который обычно парализует творческие элементы в деятельности преподавателя.

Ложно-педагогическая — направлена на самого себя: свое самочув­ствие, самовыражение, карьеру. Среди педагогов с данной направ­ленностью есть много интересных эмоционально-выразительных, эрудированных педагогов, однако истинно продуктивных среди них очень мало. Таким образом, движущей силой и источником профес­сионально-педагогического роста является потребность в самоизме­нении и самосовершенствовании. Процесс самоизменений состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает цепь последо­вательных действий:

■ осознание своего недостатка, желание избавиться от него, ана­лиз причин, его вызывающих;

' выбор средств и методов по искоренению недостатков; ' исполнение намеченного плана;

' фиксация хода и результатов своих усилий по самоизменению. Итак, педагогическая акмеология определяет следующее:

1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пУти достижения профессионализма;

2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального на­сыщения и истощения»).

В настоящее время уже разработаны акмеографические описа­ния и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. Востребованность акмеологии в современной России, в условиях модернизации системы просве­щения, приобретает особую актуальность, т.к. осуществлять её смо­гут профессионалы (педагоги, тренеры), обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Методология акмеологии

Методология акмеологии - это система психолого-педагогических подходов, способов, приемов, с одной стороны, и общеметодологи-ческпх принципов гуманитарного знания (комплексного, системно­го, субъектного подходов и принципов детерминизма, развития, гу­манизма), с другой. *

Общеметодологические принципы акмеологии характеризуют её взаимодействие с другими науками и прежде всего с психологией и педа­гогикой; они определяют ее место в системе знаний о человеке, стимули­руют социальную и личностную потребность в совершенствовании.

Конкретно-методические принципы выполняют функцию мо­делирования предмета акмеологии в единстве его исследовательских, ценностных и практико-преобразующих аспектов, определяют опе-рационно-смысловую связь его основных понятий.

Особенность акмеологии в том, что она не только использовала общеметодологические принципы современного знания, но сама задала смысловой интеграл, который может определять ее взаимо­действие с другими науками. Акмеология в своем развитии шла не по накопительному и собирательному принципу выстраивания, сум­мирования понятий и подходов других наук. Ее развитие оказалось интегральным.

Перед акмеологией стоит совокупность методологических задач.

Первой и актуальной остается задача дифференциации своего пред­мета от смежных наук.

Вторая - задача систематизации специфических понятий и рас­крытие их акмеологического смысла и содержания.

Третья состоит в нахождении и разработке основных принци­пов индивидуального подхода и развития индивидуальности.

Четвертая заключается в потребности установления более тес­ной связи между проблематикой жизненного пути личности и ее про­фессиональной деятельностью, делом жизни.

Пятая рассматривает проблему времени не как философско-психологичекую, а как собственно акмеологическую категорию. Временной аспект для акмеологии является центральным. И в психологии, и в педагогике возникал вопрос об устойчивости прогрессивных изменений, надежности формирующих воздействий, необратимости (обратимости) подъема личности на новый уровень. Это проблема «новообразований» личности, которая охватывает и этап высшего уровня ее достижений, и промежуточные этапы. В акмеологии необходимо выявить закономерности прогрессивно-рефессивных изменений личности.

Шестая предусматривает оптимизацию фупповых отношений.

Итак, поскольку акмеология — формирующаяся научная дис­циплина, определение ее предметно-методической специфики в из­вестной мере зависит от путей дальнейшего развития конкретных ак-меологических исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...