Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема семинарского занятия: Особенности ощущений и восприятий умственно отсталых




1. Особенности сенсорного познания умственно отсталыми детьми.

2. Особенности ощущений умственно отсталых.

3. Особенности зрительных восприятий умственно отсталых.

4. Особенности восприятия времени и пространства умственно отсталыми.

5. Осязательные восприятия умственно отсталых.

6. Развитие восприятий у умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Головина Т. II. Нарушение цветоразличения у умственно отсталых школьников. \\ Специальная школа. - М, 1968. - Вып. 4.

2. Евлахова Э. А. О некоторых особенностях восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы. \\ Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М., 1957. - Вып. 4.

3. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1969.

4. Кудрявцева Е. М. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся. Автореф. канд. дис. - М., 1954.

5. Особенности умственного развития учащихся вспо­могательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. II.

6. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М., 1968.

7. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 7.

8. Соловьев И. М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми. \\ Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

 

Тема лабораторного занятия: Исследование ощущений и восприятий умственно отсталых детей

На данном занятии выясняются особенности ощущений и восприятий умственно отсталых детей. С этой целью предлагаются задания:

1. Определение порогов тактильной чувствительности с помощью эстезиометра.

2. Исследование дифференцированности обонятельных ощущений.

Экспериментатор предлагает учащимся понюхать два сорта духов или одеколона, а затем ответить на вопросы: «Какой запах ощущаешь? Что это? Что напоминает? Можешь ли их назвать?»

3. Исследование дифференцированности вкусовых ощущений.

Предлагается съесть две конфеты (одна кислая на вкус, а другая — сладкая), а потом ответить на вопросы: «Что это? Какой вкус у конфет? Можешь ли их назвать?»

4. Определение цветоразличения.

Предлагается подобрать кружочек к полоске бумаги такого же цвета и назвать цвет.

5. Определение границ поля зрения на белый цвет с помощью периметра.

При определении поля зрения надо иметь в виду, что в норме границы верхнего поля зрения равны 60%, нижнего— 70%, внутреннего — 60%, наружного — 90%.

6. Исследование остроты зрения левого и правого глаза по таблице с расстояния четырех метров (в норме острота зрения равна 1).

7. Исследование наличия иллюзорных восприятий. Экспериментатор показывает два отрезка и просит ответить на вопросы: «Равны ли отрезки? Какой отрезок длиннее?»

8. Исследование глазомера.

а) Экспериментатор показывает с расстояния 1,5—2 м полоски длиной 65, 70, 75 и 80 см и просит ответить на вопросы: «Какая полоска длиннее? Какова длина в сантиметрах каждой из полосок?»

б) Экспериментатор просит ученика определить на глаз расстояние от него до доски, ширину и длину класса, размеры доски и парты.

9. Исследование объема зрительных восприятий с помощью прибора тахистоскопа.

10. Исследование целостности восприятия.

а) Экспериментатор предлагает узнать, какие предметы (дом, птица и т. д.) изображены прерывистым контуром.

б) Экспериментатор просит ученика сложить из частей геометрическую фигуру, предметную картинку, сюжетную картинку.

11. Исследование дифференцированности зрительных восприятий.

Экспериментатор предлагает испытуемому узнать, что изображено на картинках, повернутых на 90 и 180°.

12. Исследование особенностей обозрения многопредметного пейзажа (по картине).

Испытуемому предъявляется картинка. Затем его просят ответить на вопросы и выполнить задание: «Что здесь изображено? Чем заняты люди? Дай картине на­звание».

13. Восприятие времени.

а) Экспериментатор производит по два удара рукой по столу. При этом он просит испытуемого определять, сколько времени прошло от одного удара до другого (удары следует производить с интервалами в 1, 2, 3 секунды ив 1, 2, 3 минуты).

б) Затем экспериментатор просит ученика производить удары рукой по столу через те или иные промежутки времени.

14. Восприятие пространства.

Экспериментатор предлагает ученику:

а) посмотреть на предъявляемые предметы и ответить на вопросы: «Что это? Какой величины? Какой формы?»;

б) положить квадрат правой рукой спереди (перед собой), сзади, слева, справа, поднять вверх, опустить вниз;

в) найти место матрешки в ряду;

г) найти место кольца в пирамиде;

д) сгруппировать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

е) сложить фигуры из палочек по образцу;

ж) вложить фигуры в пазы доски (имеется в виду доска Э. Сегена);

з) подойти с закрытыми глазами к доске, двери.

15. Слуховые восприятия:

а) исследование точности направления локализации звука при моноуральном и биноуральном слушании с закрытыми глазами (звук бубенчика, звонка, свистка, голоса).

б) дифференциация высоты и силы звучания камертонов (разных октав).

в) восприятие шепотной речи на расстоянии 4—6 м.

г) узнавание песни по мелодии.

16. Осязание:

а) узнавание предметов (гриб, яблоко, груша и т. д.) по их плоскостному изображению.

б) Узнавание предметов по их объемному изображению.

в) Узнавание букв алфавита.

17. Кинестетические ощущения и восприятия.

Экспериментатор предлагает испытуемому закрыть глаза. Затем берет его руку в свою и производит движения, соответствующие начертанию букв и цифр. При этом он каждый раз спрашивает испытуемого о том, какая буква или цифра воспроизводится.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...