Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды невербальной коммуникации.




Типы невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, походка, поза, манера одеваться), окулесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика, паравербальная коммуникация.

КИНЕСИКА – совок-ть жестов, поз, телодвижений, используемых при ком-ции в кач-ве доп. выразительных ср-в общения. Элементы: жесты, мимика, позы и взгляды, к-ые имеют как физиологическое происхождение (зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (сжатый кулак, знак победы).

Жесты — различного рода движения тела, рук или кистей, сопровождающие в проц-е ком-ции речь ч-а и выражающие отношение ч-а непосредственно к собеседнику, к событию, др. лицу, предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии ч-а. Жесты мб произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологическими.

Мимика - все изменения выражения лица ч-а, к-ые м. наблюдать в проц-е общения. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам получать обр. связь о том, понимает нас партнер или нет. Мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимич. реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что ч-к может управлять каждым отдельным мускулом своего лица, и осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. При интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку. Разные люди в разной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, равно как и интерпретировать мимику других людей. Следует учитывать, что эмоции в разных культурах выражаются по-разному.

Существенный аспект кинезиса – поза – положения чел-ого тела, к-ые принимает ч-к в проц-е ком-ции. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм неверб. поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую и-ю о состоянии ч-а. По позе можно судить, напряжен он или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти. Известно около 1000 различных устойчивых положений, к-ые способно принимать чел-ое тело. В коммуникативистике принято выделять три группы поз:

· Открытость (улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед) или закрытость для контакта (скрещивание на груди рук, сплетенные в замок пальцы, нога на ногу, отклонение спины назад).

· Доминирование (нависание над партнером, похлопывание по плечу, рука на плече собеседника) или зависимость (взгляд снизу вверх, сутулость).

· Противостояние (сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках) или гармония (поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна).

С позой связана походка. Ее хар-р указывает как на физич. самочувствие и возраст ч-а, так и на его эмоц. состояние. Важнейшие факторы походки – ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти пар-ры формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой.

Последний эл-т кинесики – манера одеваться, к-ая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о соц. статусе ч-а, иногда по одежде мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию. Одежда м. выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а м. помочь затеряться в толпе.

ОКУЛЕСИКА — использование движения глаз или контакта глазами в проц-е ком-ции. С пом. глаз м. выразить богатую гамму чел-их чувств и эмоций. Напр., визуальный контакт м. обозначать начало разговора, в проц-е беседы он явл. знаком внимания, также м. указывать на окончание реплики или беседы. Спец-ы часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Вместе с тем прямой взгляд воспринимается и как угроза, стремление доминировать. Исслед-я проблем окулесики показали, что ч-к способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более 3 секунд. Тем не менее, в запад. культурах прямой взгляд считается важным. Если ч-к не смотрит на партнера, то окружающие его считают его неискренним и что ему нельзя доверять. Визуальный контакт м. варьироваться в завис-ти от того, какой ч-к, какого он пола, с кем общение. Обычно доминирующие и социально уравновешенные люди вступают в визуальный контакт чаще. Женщины чаще, чем мужчины. Поведение глаз отличается в разных культурах и может стать причиной непонимания в межкультурной ком-ции.

ТАКТИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. При общении люди используют разнообразные виды прикосновений: рукопожатия, поцелуи, похлопывания, объятия. Научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении, - такесика (гаптика). Прикосновения м. разделить на след. типы:

· профессиональные — носят безличный х-р, ч-к воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

· ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

· дружеские;

· любовные.

Использование прикосновений зависит от факторов: культура, пол, возраст, статус ч-а и тип личности. Часто это зависит от той роли, к-ые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. Как утверждают рез-ты исслед-й, в одних из культур прикосновение очень распространено, в др. – совсем отсутствует. Культуры первого типа – контактные (латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры - арабы, евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран), второго — дистантные (североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы).

СЕНСОРИКА - тип НК, основывающийся на чувственном восприятии собеседника. Отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чув-в. В завис-ти от того, как мы чувствуем запахи, вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с ним. Эти коммуникативные ф-ии чел-их органов чувств позволяют считать их инструментами НК.

Особенно большое значение в общении имеют запахи (изучаются одорикой) - тела и используемой косметики. Мы м. отказаться от общения с ч-ом, если сочтем, что от него плохо пахнет. Запахи, привычные в одной культуре, м. казаться отвратительными в другой. Ароматы традиц. кухни, к-ые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться приемлемыми. Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться эти сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми. Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой. Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину.

ПРОКСЕМИКА — использование пространственных отношений при ком-ции. Термин был введен америк. психологом Холлом для анализа закономерностей пространственной орг-ции ком-ции, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на хар-р межличн. общения. Каждый ч-к для нормального существования считает, что опред. объем пространства вокруг него явл. его собственным, и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение недружественный поступок. Поэтому общение всегда происходит на определенном расстоянии, это расстояние явл. важным показателем типа, хар-ра и широты отношений между людьми. Холл в рез-те наблюдений выделил 4 зоны ком-ции:

· интимную — разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц. 0-0,5 м;

· персональную — поддерживается индивидом при общении со всеми др. людьми. 0,5-1,2 м;

· социальную — дистанция между людьми при формальном и светском общении. 1,2-3,65 м;

· публичную — дистанция на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.). >3,65 м.

ХРОНЕМИКА —использование времени в НК. Существенно отличается в разных культурах. Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут — обычное дело.

Паравербальная ком-ция. Смысл высказывания м. меняться в завис-ти от использования интонации, ритма, тембра. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т.д. Паравербальные ср-ва – совок-ть звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее доп. значения. Хар-ики чел-ого голоса и речи:

· Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности, уверенности. Спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Заметные колебания скорости обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

· Громкость. Большая присуща, к.п., искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. Малая - сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника.

· Артикуляция. Ясное и четкое произношение или неясное, расплывчатое.

· Высота голоса.

· Тональные и тембровые особенности.

· Манера говорить многословно или лаконично. Во многих культурах часто содержание сказанного имеет второстепенный хар-р. Высоко ценится такая манера у арабов, у них предпочтение отдается игре слов. Разные слова могут употребляться в одном и том же значении.

 

13. Теории коммуникации: интеракционизм, функционализм, постмодернизм.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат. inter - между, actio - действие, деят-ть, от англ. interaction - взаимодействие). Одно из ведущих направлений в совр. Соц., главным образом американской, психологии, для к-ого характерно рассмотрение развития и жизнедеят-ти личности в контексте соц. взаимодействия.

Воздействие людей др. на др. в об-ве, к-ое понимается как сист-а непосредственных ком-ций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к "обмену символами" в проц-е общения. Исключительное значение придается способности ч-а представлять, как его понимает партнер по общению или группа; соответственно этому объект интерпретирует ситуацию и конституирует собственные действия.

В основе интеракционизма лежит теория соц. взаимодействия, разработанная Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в проц-е общения индивида с членами опред. соц. группы, в ходе совместной деят-ти. Мид подчеркивал, что определяющее в этом проц-е – об-во, группа, а не личность.

В общении с др. людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное - осознавать себя в кач-ве особого лица, отличающегося от других. "Я" ч-а - продукт "соц. опыта", к-ый приобретается первоначально в детских играх. Играя, ребенок как бы раздваивается: исполняет различные роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность с т.зр. не только отдельных лиц, чьи роли исполняет, но обобщенных установок (норм, ценностей) группы, к к-ой он принадлежит.

Идеи Мида развивал американский психолог Сирс. Предложил сделать единицей психологич. анализа т.н. диадическую систему, к-ая описывает комбинированные действия двух и более персон. По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на другого ч-а и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр. агрессивности или доброжелательности, т.к. соответствующее поведение всегда зависит от св-в др. члена диадической системы.

Интеракционизм характеризуется акцентом на межличностные ком-ции. Личность рассматривается как структура, образованная соц. установками и ролями, в к-ой важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия соц. нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Яркий представитель – Хабермас. (ГЛАВНОЕ СНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ) Анализ кризиса об-ва, основанного на кризисе легитимации. Кризис легитимации сост. в том, что сущ. проблема интерпретации обосновании законности. Связано с тем, что каждый находит аргумент, для чего есть власть. Повседневное существование очень индивидуализировано. Каждый гражданин самостоятелен. Ком-ция как ср-во разрешения этого кризиса. Формулирует нормативный подход к ком-ции – если мы пропишем нормативы, то можем обеспечить, чтобы каждый мог высказаться в отношении власти.

Выход из кризиса: концепция, основанная на непрерывном соц. взаимодействии (соц. интеракции), развитии коммуникационного обмена суждениями. Теория коммуникативного действия - такие соц. действия, целью к-ых явл. свободное соглашение участников для достижения совместных рез-тов в определенной ситуации. Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными соц. субъектами, а не в ориентированности на успех, видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов соц. действия.

Дискурсивная демократия – такая ситуация в об-ве, в к-ой будет учтено мнение каждого. Если мы обеспечим порядок на основе нормативности. Дискурс – практика размышлений, рассуждение. Дискурсивная демократия предполагает учет участия народа в высказывании мнений по поводу существующей власти. Другой демократии, как считает Хабермас, быть не может.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

 

Критическое. Социальные школы. Замещение базовых функций- функциями развлекательными (Мертон)

Структурный функционализм сосредотачивает свои усилия на исслед-и системного видения как об-ва в целом, так и его отдельных эл-тов. Структурно-функциональная теория в значительной степени опирается на теории америк. социологов Парсонса и Мертона.

Анализируя соц. систему, Парсонс дает ей функциональную хар-ику. К числу таких хар-ик он относит (1) положение о структурировании соц. систем таким образом, чтобы они могли функционировать совместно с другими сист-ами. (2) для выживания соц. сист-е необходима поддержка со стороны др. систем. (3) необходимость удовлетворения со стороны сист-ы значительной части потребностей акторов (системных членов). (4) обеспечение достаточного участия со стороны внутр. членов сист-ы в системных проц-ах функционирования и развития в целом. (5) обеспечение контроля над потенциально деструктивным поведением её внутр. членов. (6) создание, функционирование и развитие языковой системы. Отсюда 4 основных ф-ии:

1. адаптации к любым изменениям вн. среды;

2. интеграции, координирование взаимоотношений между внутр. эл-тами сист-ы, установка условий внутр. стабильности или порядка;

3. целедостижения: определение и достижение сист-ой своих собственных стратегич. и тактич. целей;

4. латентная: ф-ия поддержания ценностного образца, т.е. формирования и распространения норм и ценностей в об-ве, к-ые будут способствовать мотивации индивидуального действия.

Важные дополнения вносит Мертон. Ф-ии определяются как «наблюдаемые последствия, к-ые способствуют адаптации или приспособлению данной сист-ы». Но ф-ии могут иметь не только позитивные, т.е. способствовать приспособлению, но негативные последствия – дисф-ии.

Структурно-функциональный анализ, системное видение используется учеными данного направления и для изучения реалий ком-ции. Парсонс рассматривал ком-цию как часть соц. проц-а, пронизывающую все подсист-ы социума: экономич., правовую, политич., культурную. Ком-ционный проц. – необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех соц. систем. Именно ком-ционный проц. обеспечивает связь между людьми, их общностями, поколениями (трансляция опыта, культуры) и между соц. подсист-ами.

Соц. феномен СМК трактуется как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсист-а. Данный соц. организм функционирует и развивается в конкретных политич. и институциональных ус-виях об-ва. Основные функциональные особ-ти СМК:

· инф-ая ф-ия, обеспечивает информир-е широкой общ-сти о событиях и ус-виях жизни в об-ве.

· ф-ия соц. связи, отвечающая за интерпретацию и комментирование происходящего. Она осуществляет поддержку существующих в конкретном об-ве норм и властных отношений, определяет проц-ы социализации и координации разнонаправленной соц. активности, к-ые способствуют формированию общ-ого согласия.

· ф-ия преемственности, определяющая новые направления культурного развития и проц-ы передачи культурного наследия и новых культурных направлений последующим поколениям.

· ф-ия развлечения, обеспечивающая эмоциональную разрядку населения и организующая заполнение его свободного времени.

Говоря о ф-иях масс. ком-ции, функционалисты имели в виду и их негативные последствия. Дисфункциональность деят-ти СМК может проявляться, напр., в том, что инф-ая ф-ия при опред. ус-виях м. приобретать форму дезинформации, ф-ия развлечения перерождаться в ф-ию контроля сознания.

Можно упомянуть: Лассуэлл в разработанной им функциональной теории ком-ции обращает внимание на проблемы определения основных ф-ий, выполняемых масс. ком-цией:

· наблюдение или надзор за окружающей обстановкой - обозрение окружающего мира;

· обеспечение взаимосвязи частей об-ва в соответствии с изменениями среды;

· передача соц. и культурного наследия или опыта от одного поколения к другому.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Скептическое отношение. Переосмысление. Нет универсальных привилегий. Нет взаимопонимания. Уточнение позиций.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общие идеи постмодернизма: скептицизм и критика, ком-ция не может рассматриваться как нечто универсальное. Сравнение интеракционизма и постмод.:

Хабермас (интеракционизм) считал, что реальное сооб-во д. действовать, ориентируясь на идеальное сооб-во, и тогда успех в арг-ции и достижение консенсуса будут обеспечены совпадением отношения людей к подлинным смыслам мира, лежащим в основе нормативного поведения.

В постмодернизме все по-другому. Лиотар: наступает конец эпохи метанарративов (универсальных систем понятий, направленных на создание единого типа описаний), таких, как дискурс* спасения, дискурс освобождения, дискурс прогресса знания и пр., к-ые обеспечивали единый ком-ционный код, давая иллюзорную возможность ком-ции без какого-либо отнесения к подлинности. Теперь исходным принципом удачной коммуникации дб не консенсус, а расхождение. Высказывания — события, они не поддаются унификации и не позволяют говорить о существовании правил ком-кации. Единственный выход для продолжения ком-ции — не создавать метаправил, не дать естественной распре перерасти в тяжбу, в к-ой предполагается исходная заданная истина.

Лиотар настаивал на необходимости продолжения всех существующих дискурсов. Совпадения же, умение услышать другого случайны (Р. Барт использует для обозначения этого совпадения понятие «пунктум» — случайная точка, которая вдруг позволяет высвечивать другое как понимаемое).

Согласно Барту, все культурные феномены, все виды ком-ции кодируются в знаковых сист-ах, к-ые явл. продуктом мифотворческой деят-ти. Любые материальные носители мифа (статьи, фотографии, репортаж, фильмы, спектакли, изобразит. искусство, реклама, спорт. соревнования, ритуальное поведение в общ-ве и т.п.) становятся своего рода "письмом", т.к. в них присутствует "эффект значения".

Барт рассматривает миф как семиологическую систему, состояющую из: означающего, означаемого и самого знака, выступающего как рез-т ассоциации первых двух эл-тов. Миф представляет собой вторичную семиологич. систему, надстроенную над первой языковой системой. Эту вторичную семиологическую систему (миф) Барт называет "метаязыком" потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом.

Семантика интересуется тем, что обозначает знак, рассматривает отн-е знаков к обозначаемому. Озн-щее и озн-мое тесно связаны и предполагают друг друга. Денотат – это хар-ика самого предмета. Коннотат – те ассоциации, к-ые носят личностный или историч. хар-р. Барт: бол-во смыслов знака выстраивается на ассоциациях. Семиоло́гия — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

«Смерть автора» - статья Барта. Автор не выступает мерилом однозначности, а оказ-ся скриптором, к-ый записывает знаки. Скриптер знает, что то, что он записывает, будет так или иначе интерпретировано, и читатель, т.о. активно участвует в появлении значений, смыслов текста, выступает соавтором. «Нулевая степень письма»: текст каждый раз при прочтении создается с нуля. В самом языке нет жестких структур, которые могли бы быть основанием для творчества. Язык дает бесконечную возможность использовать слово в различных словосочетаниях.

Деррида считает, что фил-я, и гум науки вообще, должны исходить не из самотождественности предмета или текста, а из того, что любой предмет (текст) – это отсылка к др предмету или тексту. С т.зр. Деррида, эта позиция близка к тому, как мы воспринимаем тексты - каждый вкладывает свой смысл, вписывает в свой контекст, создаёт свои ассоциации. По сути, универс смысла нет. Часто под текстом подразумевается отсылка к др предмету, тексту, смыслу.

С т.зр. Деррида, следует пересмотреть традиц. аспекты ком-ции (К → С → Р). В проц-е сообщения, само сообщение обрастает доп. смыслами и значениями, т.о. текст явл связующим звеном в связи смыслов. Однозначного восприятия текста не бывает. Отдельный ком-ционный акт следует рассматривать как множ-сть смыслов и значений.

*дискурс - система понятий, терминов и мемов, четко и определенно характеризующих то или иное явление, а также правила и стиль взаимоотношений лиц, причастных к этому явлению. Какими бы ни были различия в определении дискурса рядом ученых, их мнения сходятся в одном: дискурс есть речевое общение в конкретной системе понятий*

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...