Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности текстиля Древней Руси




Россия не имела собственного ткацкого производства крупного масштаба. Купцы из Византии, Ирана и Китая открыли доступ к тканям более высокого качества. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов.

Наиболее спорным из всех городских ремесл является ткачество. С одной стороны, мы располагаем большим количеством обрывков различных льняных и шерстяных тканей со сложным тканым, вышитым и даже набивным рисунком. С другой стороны, нет никаких данных о ткачах-ремесленниках.

Прядение льна и шерсти (волны) производилось и женами ремесленников, и боярынями, и княжнами, как об этом можно судить по находкам пряслиц и в рядовых избах, и в составе драгоценных кладов, где шиферные пряслица находились рядом с жемчугом, эмалью и золотом.

Говоря о развитии городского ткачества, необходимо учитывать, наряду с возможностью домашнего производства тканей, и наличие тканей на рынке. Дорогие аксамиты и паволоки шли из Ирана и Византии, а простое полотно скатерти и убрусы, конечно, поступали из деревни. В феодальное хозяйство деревенская ткань попадала как часть натурального оброка (сведения об этом содержит грамота Ростислава Мстиславича Смоленской епископии 1150 г.), а к горожанам деревенская ткань могла попадать на городских торгах.

Можно предполагать, что выделение городских специалистов — ткачей, обособившихся от княжеского или боярского двора, началось именно с обработки шерсти, а льняная и конопляная ткань долго еще оставалась по преимуществу деревенской.

 

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске.

Виды:

полотном и усцинкой называлась простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полтенца,.

вотола - грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась.

Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т.д..

Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно.

Ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное.

Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. В основном, шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.

13.1. Льноткачество.

Способы тканья:
В рядно ткали холст для подстилок, мешков, постелей и т.д. Это был уже не простой холст, у которого одинаковы правая и левая стороны. Для тканья в рядно нужно не две нитченки, а три или четыре. Ткань приобретала совершенно иную, более сложную структуру. Пряжа из коровьей, овечьей или козьей шерсти шла на уток ткани, из которой шили зимнюю верхнюю, по преимуществу праздничную одежду.

 


В канифас ткали уже в шесть нитченок и шесть подножек. Узор готовой ткани составляли две чередующиеся полосы, одна с косой ниткой, другая с прямой.

Узорница — ткань, образованная из восьмипарной основы. Узор составлялся из одинаковых клеток, как бы заполненных косыми линиями, образующими ромбики.
Строчи — самая сложная художественная ткань. Способ тканья использует выборочное исключение основных нитей из процесса тканья. При помощи тонкой планочки определенные нити основы в определенных местах поднимаются, создавая довольно богатый геометрический узор. Уток может быть контрастным по цвету с основой. Но особенно высокой художественной выразительности добивалась мастерица, когда брала нить для утка чуть светлее или чуть темнее основы. Кремовый оттенок узора придавал строчам удивительное своеобразие. Рисунок ткани полностью зависел от фантазии, умения и времени, которым располагала ткачиха. Строчи пришивали к концам свадебных платов, полотенец, к подолам женских рубашек.

Кушаки и пояски ткались по тому же принципу, что и холсты, но как бы в миниатюре. Основа делалась двухниточная и узенькая (ширина ее зависела от задуманного кушака или пояса). Узоры этих поясов неисчислимы, в них ясно выражены и цветовой ритм, и графический. Вероятно, при тканье подобных изделий используются и элементы плетения. Материалом служит как шерстяная, так и льняная крашеная пряжа.

Продольница, или ткань для продольных сарафанов, ткалась на специальных кроснах, которые в два раза шире обычных. Ширина основы становилась длиной сарафана.

 

13.2. Золотое шитье и вышивка

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.

Золотое шитье ранее применяли для изготовления пред­метов культового назначения, а также для украшения голов­ных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегород­ской, Тверской, Вологодской и многих других областей

Золотое шитье выполнялось разными металлическими нитями, накрученными на шелковинку позолоченными, се­ребряными или медными проволоками. В технике использо­вались разнообразные швы, сами по себе имевшие орнамен­тальное строение: «малинка», «в денежку», «ягодка» и другие. Этими мелкими швами-узорами зашивали детали орнамен­тов, слившиеся в вышитую поверхность, богатую светотене­вой и рельефной игрой. Мягкие переливы металлических ни­тей выделялись на фоне красного бархата или шелка. Золотое шитье по черному и красному шелку или бархату часто встре­чается в предметах этого времени.

Вышивка была практи­чески единственной возможностью в декорировании домотка­ного материала. Помимо этого, орнаменты, выполнявшиеся в этой технике, служили защитой и оберегом. Нет ни одного ор­наментального мотива, который был бы случаен или не на сво­ем месте. В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеоб­разные приемы технического выполнения, неповторимые коло­ристические решения. Особую ценность представляет крестьян­ская вышивка. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценности и в наши дни. Вышивкой занимались в различных областях. Отсюда такое разнообразие техник.

виды вышивки:

- счетная вышивка была распространена в регионах Поволжья, Сибири, Северного Кавказа

Для нее ткань служила фоном, поэтому всегда была белого или се­рого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узо­ра.

- строчевая вы­шивка была распространена на русском Севере и, выполнялась по сетке, образованной за счет выдергивания определенного количества нитей ткани по утку и основе.

- цветная перевить -в районах среднерусской полосы и вы­полняемая по вытянутой сетке.

- владимирские швы - своеобразная вышивка получи­ла развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь со всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...