Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Научное исследование как процесс решения проблемы




Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки задачи, или исследовательского вопроса: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если исследователь сомневается в результатах, полученных до него, он решает воспроизвести исследование по методике, предложенной предшественниками. На следующем этапе исследователь анализирует методы и методики, которые применялись ранее для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент – в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление.

Следующим очень важным этапом является формулировка предположений – гипотез. Любое новое знание рождается в форме научного предположения – гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. Выдвижение гипотезы, построение модели реальности и теории – это процессы интуитивные и творческие. Тем не менее, гипотеза не может быть сформулирована любым истинностным суждением (об истинностных суждениях см. в § 1. 3). Это суждение должно быть, во-первых, фальсифицируемо, то есть теоретически опровергаемо; во-вторых, оно должно логически вытекать из имеющихся (обнаруженных и зафиксированных в науке ранее) эмпирических фактов и, в третьих, – быть направленным на решение научной проблемы.

Допустим, если изучается проблема востребованности определенного вида услуг у разных категорий населения, то нельзя сформулировать гипотезу в абстрактном виде типа предсказания о существовании связи между востребованностью услуг и характеристикой целевой аудитории. Прежде всего, нужно определить, какие именно переменные предложения и потребителей вы будете изучать. Затем нужно сделать предсказания относительно именно этих, а не любых переменных. Таким образом, главное своеобразие исследовательской гипотезы обнаруживается в ее предельной конкретности. Иначе говоря, гипотеза признается исследовательской только в том случае, если она формулируется в тестируемой форме. Это значит, что в гипотезе содержится четкий ответ на вопрос, что именно предсказывается и в отношении каких переменных это предсказание имеет силу.

Рассмотрим пример нетестируемой гипотезы. «Реклама является более эффективной, если она предъявляется потребителям методом А». Эта гипотеза не может быть протестирована, потому что мы не знаем, что значит «эффективнее». Конечно, термин «эффективнее» предполагает сравнение, но эта гипотеза не указывает предмет для сравнения. Действительно, что именно эта гипотеза предсказывает? То, что потребители, которым реклама предъявлялась методом А, будут чаще покупать товар (услугу), чем потребители, которым реклама предъявлялась каким-то другим методом? Или эта гипотеза утверждает, что потребители, которым реклама предъявлялась методом А, будут чаще покупать этот, а не другой товар (услугу)? Или гипотеза утверждает, что рекламный метод А эффективнее, чем метод В? В гипотезе, которую мы рассмотрели, нет четких ответов на эти вопросы. Поэтому она является нетестируемой, а значит, ненаучной.

Для проверки гипотез строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент либо за которыми будет осуществляться наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Проведение исследований по намеченному плану – следующий этап. В ходе реального эксперимента зачастую возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов исследования проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной тео­рии делаются новые выводы и предсказания.

Таким образом, нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Формулировка проблемы

2. Выдвижение гипотезы (или гипотез).

3. Планирование исследования.

4. Проведение исследования.

5. Обработка и интерпретация данных.

6. Подтверждение либо опровержение гипотезы (или гипотез).

7. В случае отвержения старой – формулирование новой гипоте­зы (гипотез).

Сама возможность существования такой схемы говорит о том, что в структуре научного исследования содержание (теория) является величиной переменной, а метод представляет собой если не константу, то более устойчивую форму. Можно сказать, что ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то определенной идее, теории, а приверженность единому методу получения нового знания.

Проблема – еще одна постоянная часть в конструкции научного исследования – представляет собою «рамку», в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и метод. Поппер отмечал, что в ходе развития науки изменяются гипотезы и теории. С изменением парадигмы пересматри­вается и метод, но старые проблемы остаются, к ним добавляются новые. Проблемы углубляются и дифференцируются с каждым циклом исследования.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что такое исследовательская проблема?

2. Дайте определение гипотезы.

3. Приведите примеры тестируемых и нетестируемых гипотез.

4. Назовите последовательные этапы научного исследования.

5. Назовите «константы» (неотъемлемые составляющие) любого научного исследования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...