Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Система финансирования через органы казначейства




 

Исполнение расходной части бюджета любого уровня осуществляется через органы казначейства, и через казначейскую систему должны «проходить» все источники финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Федеральное казначейство – это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФК).

Второй уровень – территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.

Третий уровень – территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) – по городам, районам и т.п. Органы казначейства выполняют следующие функции:

- управление счетами бюджетов и доходами бюджетных учреждений;

- осуществление платежей от имени и по поручению этих учреждений.

Для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, где отражается постатейный объем ассигнований на год и текущий квартал, а также учитываются все фактически оплаченные расходы.

Переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополучателя экономически целесообразен.

Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислению средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений.

Исключительно казначейская система финансовых потоков касается учреждений, состоящих в федеральном бюджете.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

Права и обязанности бюджетополучателей строго регламентированы. Они имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью; своевременное доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования по решению судебных органов. Обязанностью бюджетополучателя является необходимость своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетополучатель (получатель бюджетных средств) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетополучатель должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, самостоятельные счета в банковских учреждениях, либо вести учет доходов и расходов через централизованные бухгалтерии при органах управления. При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.

Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, определяемые и утверждаемые для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет. В настоящее время предельные объемы финансирования устанавливаются помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года, либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Определение и утверждение лимитов, или кассовое планирование представляет собой процесс оценки поступления доходных источников и расходования средств в течение предстоящего бюджетного периода. Расходы оплачиваются казначейством в пределах установленных лимитов.

В отношении нарушителей бюджетного законодательства могут быть применены бюджетные санкции или меры принуждения. К ним относятся:

- предупреждение получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложение на руководителей – получателей бюджетных средств штрафов в соответствии с законодательством;

- блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в принятии бюджетной заявки, если средства выделялись на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов (либо их подтверждения) эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов осуществляется также при выявлении фактов и на сумму нецелевого использования бюджетных средств;

- изъятие бюджетных средств – бесспорное взыскание бюджетных сумм, используемых не по целевому назначению; списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет.

Процесс финансирования включает пять последовательно осуществляемых процедур санкционирования расходов:

1) составление и исполнение бюджетной росписи. После утверждения бюджета главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную роспись по всем подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. В ней указывается как функциональное, так и экономическое содержание расходов по всем предметным статьям, приводится поквартальное распределение средств;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями;

4) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

5) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств, а также подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. [30. С.275]





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.