Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели авторитета




 

 

 

Важно проявить твердость

 

В главе 13 Джош описал, как тяжело было у него на душе, когда Син нехотя покинул школьный двор и вернулся домой, чтобы выполнить свои обязанности, но Джош проявил твердость, что очень важно при применении логических последствий. Он знал, что если не настоит на своем, то не сможет помочь сыну ответственно относиться к своим обязанностям и закаливать характер. Если бы Джош вынес мусор вместо сына или если бы Син как " хороший мальчик" сделал бы это после школьных занятий, то такой подход не помог бы ему научиться тому, что так необходимо в жизни.

Когда мой старший сын Дик получил водительские права, мы с ним решили, что если ему будет предъявлено обвинение в нарушении правил уличного движения, он заплатит штраф и на протяжении месяца не будет водить автомобиль. Я хорошо помню день, когда Дик впервые нарушил правила. Он робко вошел в комнату и сказал:

" Отец, я оштрафован".

Не знаю, чего ожидал Дик, но я сказал лишь:

" Где ключи от машины? "

Дик передал мне ключи. Он кроме того заплатил штраф и в течение месяца не пользовался автомобилем. Я не читал ему нотаций, не просил объяснять, как это произошло. Логические последствия были определены заранее, и Дик знал, что платит согласованую заранее цену.

 

Прощать и просить прощение

 

В описанных выше ситуациях при определении логических последствий все проходило благополучно. Однако все родители знают, что иногда не все проходит так гладко. Бывает, что страсти накаляются, происходят словесные перепалки, и в семейной жизни создаются напряженные ситуации. Родитель, который хочет быть героем, должен всегда быть готов простить, а также просить прощения.

Самые трудные для нас три слова — это: " Прости меня, пожалуйста". И тем не менее необходимо часто использовать эти слова, если вы искренне желаете нести ответственность перед женой и детьми, каждый раз стараясь использовать свою власть в качестве параметра любви, а не праздных деяний.

Однажды мой старший сын Дик с семьей приехал к нам в гости, когда мы находились в отпуске и отдыхали от заморского служения. Когда их время пребывания с нами подходило к концу, мы решили пойти в расположенный неподалеку городской парк и организовать там большое семейное торжество и одновременно прощальный вечер. Шарлотта уложила в сумку вкусный ужин, Дик и его жена Бетти позвали своих детей, и мы все отправились в парк.

Праздник должен был удастся на славу, однако существовала проблема. Старая и близкая подруга Шарлотты позвонила за несколько часов до этого и сообщила, что недавно она узнала, что у нее рак, и что она отправляется в Сан-Диего на лечение. Она просила Шарлотту приезжать из Джулиана в Сан-Диего, встретить ее в аэропорту и отвезти ее в клинику на лечение.

Шарлотта разрывалась на части: она хотела поддержать свою любимую подругу, но также и хотела побыть с детьми и внуками на нашем особом, прощальном вечере.

Когда мы расположились в парке, Шарлотта пробыла с нами как можно дольше, но вскоре настало время ее отъезда. Я сидел на пикнике рядом с ней и сказал ей что-то, но она не ответила. Я повторил вопрос, но она не отреагировала. Я спросил в третий раз, повысив голос, чтобы привлечь ее внимание. Это возымело действие. Она повернулась и отрезала:

" Ты почему на меня кричишь? "

" Что ты имеешь в виду? Я спрашивал тебя дважды, но ты не отвечала? Почему ты такая отрешенная? "

Мне следовало бы знать, почему Шарлотта " отключилась". Она думала о поездке к подруге, и ее мысли были далеко. Она была также возбуждена из-за того, что ей нужно покидать семейное торжество, где она предпочла бы остаться. Возможно, и сам я был несколько возбужден, так как она не могла присутствовать с нами на нашем особом семейном торжестве.

 

Эффект домино огорчил всех

 

Спустя несколько минут, когда Шарлотта уехала, атмосфера резко накалилась. Это передалось Дику и его жене, и данный эпизод возымел эффект домино. Через несколько минут Дик с Бетти переругались, а затем и их дети стали спорить друг с другом и ругаться. Разумеется, Дик с Бетти стали бранить детей, и пошло, и поехало...

Все это напоминало сценарий, когда босс кричит на подчиненного, тот приходит домой и кричит на жену, жена кричит на детей, дети — на собаку, а собака бросается на кошку!

Поразмыслив, я начал понимать, что произошло. Я отреагировал на — как мне показалось — безразличие, проявленное Шарлоттой, потому что она не ответила на мой вопрос. Когда я узнал, почему она отключилась, я понял, что поступил неверно. Как только я увижу ее, я попрошу у нее прощения.

Шарлотта вернулась домой поздно вечером и, как оказалось, прошла через такой же процесс осмысливания, что и я. Когда она выехала на дорогу, она задумалась над тем, что произошло, и поняла, что все это очень глупо. Когда же у машины спустило колесо, у Шарлотты оказалось еще больше времени для размышлений, пока аварийная служба устраняла этот дефект.

Когда Шарлотта вернулась, мы сидели в гостиной, и первое, что пришло мне на ум, было попросить у нее прощения. Она также прежде всего думала о том, чтобы попросить прощения у меня, и таким образом мы споткнулись друг о друга, пытаясь добиться взаимного прощения. Это вызвало в семье очередную цепную реакцию, на сей раз положительную.

Дик и Бетти попросили друг у друга прощение, к этому процессу подключились даже дети.

 

Сила слов " прости меня, пожалуйста"

 

Позже мы всей семьей сидели и смеялись, вспоминая о том, что произошло и чему мы благодаря этому научились. Я понимаю, что этот эпизод не очень связан с наказанием и логическими последствиями, но он демонстрирует, что происходит при обмене колкостями". Прости меня, пожалуйста", — это кроткий ответ, отвращающий гнев и ставящий все на свои места (Пр. 15: 1). Когда вы наказываете своих детей, эти слова не раз могут вам пригодиться.

Помните, что между словами " мне очень жаль" и " прости меня, пожалуйста" пролегает дистанция огромного размера. Слова " мне очень жаль" относятся к одному человеку. Когда же говорят " прости меня, пожалуйста", то включают в действие двух и более людей. Фраза " прости меня, пожалуйста" взаимодействующая. Она способствует налаживанию отношений, потому что требует ответа от другого человека.

Признаюсь, что говорить " прости меня, пожалуйста" довольно рискованно. Прося прощения, вы делаете себя уязвимым, так как ваш собеседник может отвернуться и сказать: " Нет, я тебя не прощаю". Это может проделать ваш собственный ребенок, поддаваясь молодому гневу и не очень понимая, что происходит. Но это — риск, на который вы должны идти, потому что он отражает ту степень уязвимости, которую вы хотели бы довести до сведения своего ребенка.

Когда вы наказываете маленьких детей, они любят говорить: " Мне очень жаль... Мне очень жаль... Мне очень жаль", но если вы попросить их подойти и кому-то еще и сказать " простите меня, пожалуйста", они заупрямятся. Начинайте учить их с самого детства, что жалеть о содеянном хорошо, но гораздо лучше идти и просить прощения.

 

В напряженных ситуациях проверяйте по магниту

 

Когда у меня возникают напряженные отношения с детьми, я считаю, что лучше всего постараться отступить и посмотреть на них так, какими видит их Бог, — людьми, представляющими собой огромную ценность. Это настраивает меня на принятие, даже когда ситуация вынуждает прибегнуть к наказанию. Рассматривая их проступки, я тем не менее могу позитивно относиться к детям.

Я называю такое отступление " проверкой по магниту". Когда два магнита отделены друг от друга и не имеют общего магнитного поля, они не оказывают друг на друга влияния. Если же вы поместите оба магнита в одно и то же магнитное поле, они совершат одно из следующих действий: будут либо притягиваться друг к другу, либо отталкиваться.

Человеческие эмоции подобны магнитам. У вас нет магнетической силы, но у вас и у вашего ребенка есть эмоции. Совместное проживание в семье помещает вас и ваших детей в одно и то же " эмоциональное поле", а это равносильно поднесению друг к другу магнитов. Происходит одно из двух: вы сходитесь с вашим ребенком или отталкиваете друг друга.

Когда у меня с детьми возникает напряженная ситуация, я задаю себе нелицеприятные вопросы: " Почему у нас такие натянутые отношения? Почему я отталкиваюсь от своего ребенка? Почему мой ребенок отталкивается от меня? "

Когда в вашей семье ситуация напряженная или того хуже, можете быть уверенными в том, что чья-либо безопасность находится под угрозой, и в опасности также принятие вами вашего ребенка.

Знайте, что проверки на магнит — обязанность ваша, а не вашего ребенка. Будучи взрослым, вы единственный человек, способный сделать шаг назад — выйти за ситуационные пределы — и оглядеться на предмет того, что происходит. Кроме того вы должны контролировать накипевший у вас гнев, а если имеется необходимость, то попросить и прощения.

Проверки на магнит всегда помогали мне находить выход из затруднительного положения. Проверка на магнит позволяет мне принять и утвердить моих детей, а также, если это необходимо, обозначить ограничения. Принятие и утверждение, сбалансированные ограничениями, это и есть то, что называется воспитанием. Это также относится к брачному партнеру и к иного рода отношениям, когда люди попадают в одно и то же магнитное поле.

 

Родители, имеющие уши, да слышат

 

Однажды, когда я консультировал семьи, ко мне пришла с родителями 13-летняя девочка. Ее отец был известным проповедником христианской музыки и ездил по стране, распевая псалмы и проповедуя веру.

В беседе с ними я сделал ряд замечаний, что дало повод отцу прочесть мне целую красиво звучавшую теологическую диссертацию, представлявшую собой доктринские упражнения по поводу того, что сказано в Библии о семье. Это был отличный ход, рассчитанный на то, чтобы произвести на меня впечатление и запугать свою жену и дочь. Однако папаша, очевидно, не был знаком с высказыванием Джоша: " Можно обжулить жулика, одурачить дурака, но нельзя обмануть ребенка".

Когда отец кончил, дочь повернулась к нему и тихим, почти задумчивым голосом сказала: " Папа, как было бы хорошо, если бы ты сам услышал свои слова и поступал соответственно"..

Девочка не проявляла неуважительного отношения и не была похожа на смутьянку. Она страстно желала, чтобы семья была вместе, но отец не слышал ее голоса. Он был слишком поглощен тем, чтобы сохранить власть и то, что он считал своим " авторитетом". Дочь говорила ему, что реальным секретом для авторитета является сердце служителя. Лидер-служитель слушает свою семью и всегда больше заинтересован в налаживании нормальных отношений, чем в самом правлении. Однако чтобы быть служителем и лидером одновременно, человек, осуществляющий власть, должен понимать, что значит быть любимым, чувствовать свою надежность и значимость, так как он (или она) принят и оценен — начиная с Божьего благословения.

Величайший из всех лидеров-служителей часто повторял: " Имеющий уши, да слышит". Благосклонные родители слышат, а затем делают. В конечном счете только так можно стать героем для своих детей!

Вы можете определить разницу между лидером-авткратом и благосклонным лидером-служителем, глядя на диаграмму на с. 223 На с. 235 вы можете увидеть эмоциональное воздействие их обоих. К какому типу лидеров принадлежали ваши родители? Какого рода родителем являетесь вы сами? Какого рода родителем вы желаете стать?

 

Для обдумывания, обсуждения и практического применения

 

1. Как явствует из данной главы, имеется четыре модели воспитания детей: властная, потворствующая, безразличная и контактная (авторитетная). Какая из моделей осуществляется в вашей семье? Кто из родителей прибегает к конкретной модели и почему?

2. Почему можно обеспечить " надежный дом", но при этом сохранять автократическую по своей сути модель воспитания?

3. Почему дети потворствующих родителей не счастливее детей родителей-автократов?

4. В данной главе Дик упоминает, что можно создать хорошую семью с всеми " благами" и тем не менее оставаться далеким в прямом и переносном смысле от своих детей. Есть ли в вашей семье хотя бы отдаленная опасность такого? Поговорите с вашей женой (мужем) о том, как исправить такой перекос.

5. Возьмите лист бумаги и составьте краткий список качеств благосклонного (авторитетного) родителя. Какие из этих качеств относятся к вам? Какие бы качества вы хотели изменить в лучшую сторону?

6. Используете ли вы в отношении своих детей естественные и логические последствия? Приведите примеры. Если вы захотите пользоваться логическими последствиями, начинайте делать это медленно малыми дозами и не сворачивайте с пути, когда логические последствия необходимо использовать.

7. Какие, по мнению автора, существуют три самых труднопроизносимых слова, которые необходимо произносить? Насколько вы способны просить прощения? Как другие члены семьи оценивают вашу способность прощать и в случае необходимости просить прощения?

8. Когда в следующий раз вы окажетесь в сложном положении, постарайтесь прибегнуть к " проверке по магниту", о которой автор пишет в данной главе. Помните, что основные вопросы таковы: " Почему сейчас натянуты наши отношения? Почему я отталкиваюсь от своего ребенка? Почему мой ребенок отталкивается от меня? " И наконец: " Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию? "

9. Теперь, когда вы завершили изучение Плана, позитивного воспитания, состоящего из шести пунктов - принятие, признание, доступность, любовь, ответственность и авторитет — вы, возможно, пожелаете изучить по отдельности, с супругом или всей семьей эти принципы в библейском изложении. О четырех основополагающих принципах (доступность и любовь являются проявлением принятия и признания) говорится в Послании к Ефесянам.

Принятие благословением (Еф. 1: 1 -3: 21) Признание наставлением (см. 4: 1-5: 20) Ответственность повиновением (см. 5: 21-6: 9) Авторитет Божьим примером (см. 6: 10-6: 20) Отметьте стихи, в которых особенно ярко говорится об этих принципах.

Эмоции

Эмоции подобны магнитам — в разных полях они не воздействуют друг на друга;

в одном поле они либо отталкиваются,

 

либо притягиваются

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...