Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1: Семантика как составная часть семиотики. Семиозис и его компоненты.




СЕМАНТИКА

Анна Александровна Биюмена.

10 лекций, 7 семинаров. На последнем семинаре экзаменационный тест.

Лекция 1: Семантика как составная часть семиотики. Семиозис и его компоненты.

Семиотика как наука.

Семиотика – это наука, изучающая организацию и функционирование знаковых систем как систем, хранящих и передающих информацию.

История семиотики.

Семиотику основали Чарльз Пирс и Фердинанд де Соссюр.

Ч. Пирс (логик и философ) считается основателем семиотики. Он дал определение знака, разработал классификацию знаков, установил задачи и рамки новой наука. Т.е. он первый, кто заговорил, что семиотика – это отдельная наука.

Его идеи развил Чарльз Моррис.

Соссюр рассматривал язык как особую систему знаков. Он основал лингвосемиотику. Он называл эту науку – семиология. Самый известный труд «Курс общей лингвистики», который опубликовали его ученики в 1916 после его смерти.

Семантика – составная часть семиотики. Это наука о значении этих знаков.

В 1839 немецкий лингвист Карл Райзиг предлагает название «семасиология» – для названия науки

В 1883 французский учёный Мишель Бриаль предлагает название «семантика»

Эти два терми….

 

Основные семиотические школы:

1. пражская лингвистическая школа.

2. копенгагенская лингвистическая школа.

3. тартуско-московская семиотическая школа.

4.французская семиотическая школа.

5. американская семиотическая школа.

 

Пражская лингвистическая школа (Пражский лингвистический кружок).

Основан в 1926 году (до 1953).

Чешским лингвистом

Заявили о себе в 1929 году на первом международном съезде славистов. Их основные идеи изложены в «Тезисах Пражского кружка».

 

Вильям Матезиус – основал науку фонологию, ввёл понятие – «тема-рема».

Роман Якобсон предельно обобщенное рассмотрение знака (всё, что может быть интерпретировано). Ввёл понятие «кодирование – декодирование» – создание сообщения говорящим и его расшифровка слушающим. Рассматривал универсальность метафоры и метонимии.

Николай Трубецкой занимался фонологией. Концепция оппозиций (почти каждой фонеме соответствует другая фонема, отличающаяся от первой по одному признаку. Т.е. по одному из признаков фонемы противопоставляются друг другу).

Сергей

Ян Мухаржовский занимался семиотикой литературы. Использовал методы, разработанный в ПЛК, для анализа искусства как знакового феномена

 

Добранек

Йозеф Вахек

Владимир Скаличка.

Багумил Трнка.

 

Теория и методология школы.

Дали определение языка как системы средств выражения, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью.

Занимались исследованием поэтического языка с его особыми явления в области фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики.

Провели разграничение фонологии и фонетики; выдвинули понятие «фонологические оппозиции»; определили фонему как «пучок» различительных признаков; разработали типологию фонологических оппозиций и систему грамматических оппозиций.

ПЛШ первой пришла к пониманию языка как системы отношение, т.е. оппозиций. При этом основной задачей их исследования было скрыть сложную и запутанную связь этих оппозиций.

КОПЕНГАГЕНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Возникла в 1928 году.

Первоначально представители этой школы называли своё направление «фонематика»

В 1935 году на II Международном фонетическом конгрессе выступали с докладом по фонологии.

Затем, чтобы показать свою независимость от Пражской лингвистической школы, назвали своё направление «глоссемантика».

Основные идеи КЛШ.

1. Язык понимается как структура. Глоссемантика складывается как крайнее направление, строго формализованное в духе требований математики, логики, семиотики воззрения на язык.

2. Четырёхчленное деление речевой деятельности: схеманормаузус (практика употребления, т.е. фактическое использование единицы языка) – акт речи. Выделение в языке плана выражения и плана содержания, с дальнейшим различением в них формы и субстанции.

Основное положение: язык рассматривается как частный случай семиотических систем.

Основной представитель – Луи Ельмслев – придумал глоссемантику.

Основная задача глоссемантики: выявить единые для всех систем глубинные отношения знаков в системе (получал упрёки в формализме).

Сравнивал систему языка с языком математических формул. Т.е. занимался выявлением универсальных закономерностей организации любых знаковых систем. Неважно, какие в системе элементы, важны отношения между ними.

Недостаток: слишком общий характер основных понятий, не учитывающий специфику языка.

ФРАНЦУЗСКАЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Роланд Барт. Анализ дискурса. (*Дискурс – это тип коммуникации, фактически, язык в действии.)

Роланд Барт изучал вторичные семиотические системы, к которым относил, например, миф. Миф – это не что-то древнее, не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры; это особая коммуникативная система, особый тип сообщения. Сферы, в которых наиболее ярко реализуется миф, это реклама, телевидение, кино и т.д.

Также Роланд Барт занимался коннотативной семиологией. (*коннотация – дополнительный оттенок значения).

Разграничил в дискурсе два пласта:

1. Денотативный пласт. (*то, что написано в словаре, определение слова).

2. Коннотативный пласт (символической, ассоциативный пласт; всегда зависит от культуры).

Роланд Барт считал, что коннотации важнее, чем денотат. Например, реклама полностью основана на коннотациях.

Клод Леви-Стросс – французский этнограф, социолог и культуролог. Создатель школы структурализма в этнологии (т.н. структурной антропологии)

Рассматривал структурную антропологию как семиотическую науку. Рассматривл ритуал, миф, социальную структуру общества как семиотические образования, как механизмы трансляции культуры.

Писал о типологическом сходстве структур языка и структур социальной организации социума.

ТАРТУССКО-МОСКОВСКОАЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Это направление в семиотики и в советской гуманитарной науке в 1960-1980-х годах. В эту школу входилу учёные из Тарту (кафедра русской литературы Тартуского университета), Москвы, Еревана, Риги, Вильнюса и других городов.

С 1964 до 1970 учёные проводили летние школы по вторичным моделирующим системам. Выпускали журнал «Труды по знаковым системам».

Предпринимались попытки совместить математику и лингвистику.

Основные темы данного направления: Бинарные (*двоичные) оппозиции в культуре, ритуалы и архитипы.

Создали концепцию вторичных моделирующих систем.

Естественные языки, мифология, религия, литература и искусство, а также социальные нормы – все они представляют собой знаковые системы, которые отбражат (моделируют) определённые фрагменты реальности и, в результате функционирования, порождают произведения, т.е. тексты.

Юрий Лотман – один из основоположников структурно-семиотического метода изучение литературы и культуры в СССР.

Занимался типологией и семиотикой культуры, семиотикой кино, разрабатывал структуру художественного текста.

Ввёл понятие «семиосфера» – пространство, в котором реализуются коммуникативные процессы и вырабатывается новая информация.

Вячеслав Всеволодович Ив а нов занимался исторической и сравнительной лингвистикой, психолингвистикой, семиотикой, математической лингвистикой, литературоведением, историей культуру и антропологией.

Владимир Топоров – семиотика истории, сравнительно историческое языкознание, изучал различные языки, литературоведение, фольклор, религию, мифологию, духовную культуру, семиотику.

! Иванов и Топор развивали идею об универсальной значимости бинарных оппозиций (парных символов) в истории сознания и культуры.

АМЕРИКАНСКАЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Чарльз Моррис:

Определил своеобразие положения семиотики среди других наук.

Положение семиотики среди других наук двойственно. С одной стороны, семиотика – это такая же наука, как и любая другая. У неё есть своё объект и предмет. С другой стороны, семиотика является инструментом для других наук. Т.к. для того, чтобы любая наука могла фиксировать результаты, она должна пользоваться знаковыми системами. (система обозначений в физике, химии. Математическое обозначение формул в науках).

Чарльз Моррис разработал понятие семиозиса.


ЛЕКЦИЯ 2:

Семиозис – процесс, в котором нечто функционирует как знак (Ч. Моррис).

Компоненты семиозиса:

 1) знаковое средство (означающее/план выражения) – материальная оболочка знака, объект или явление, выступающее как знак.

2) десигнат (означаемое/план содержания) – предмет или ситуация, на которую указывает знак.

3) интерпретанта – реакция человека на знак.

4) интерпретатор – человек, воспринимающий знак.

*Пример семиозиса – загорелся красный свет – нужно остановиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...