Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие об исторических источниках в дисциплине «История Церкви».

При изучении истории Древней Церкви в первую очередь пользуются письменными источниками и, более всего, книжными. Среди книжных первоисточниками являются: писания отцов Церкви и еретиков, деяния соборов, многие агиографические памятники. К вторичным источникам можно отнести сочинения древних историков (хотя для нас многие из них сделались уже первоисточниками).

Особого отношения к себе требуют жития святых, которые стали представлять собой особый литературный жанр, сложившийся в средние века и имеющий свои строгие каноны и правила. Поэтому, не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью "житий", следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.

В рамках нашего курса нас весьма интересуют вторичные источники - писания историков. Их можно разделить на:

- исторические повествования (большая часть их относится к позднеантичному периоду);

- и хроники, ставшие популярным жанром в период средневековья.

Когда мы читаем писания древних историков, следует всегда принимать во внимание личность авторов и обстоятельства, в которых они писали. Зная это, мы можем приблизительно оценивать ожидаемую степень исторической достоверности этих книг.

Для примера приведем несколько сочинений, важных для истории ранней Церкви. В первую очередь это, конечно, творения Евсевия Памфила, епископа Кесарие-Палестинского (260/270-340), (еп. Евсевия Кесарийского): его "Хроники", "Жизнь Константина" и, прежде всего, "Церковная история". Евсевий придерживался умеренных арианских взглядов и, кроме того, был оригенистом. Также он был придворным историографом императора Константина и писал, как придворный историк. Поэтому, необходимо делать скидку на все эти характерные особенности историка и, учитывая их, определять ту степень доверия, с которой следует относиться к его сочинениям.

От Евсевия принимают эстафету три историка. Первым из них можно назвать Сократа Схоластика (V в). С одной стороны, Сократ несколько сочувствует новатианам, а с другой - его писания характеризуются римофильскими тенденциями. Например, он утверждает, что Вселенский Собор без соизволения римского епископа состояться не может, (поэтому Сократа весьма любят римо-католики). Он также очень высоко ставит Оригена, выставляет его врагов в неприглядном свете и крайне негативно относится к его осуждению.

После Сократа церковную историю писал Ермий Созомен. Созомен свою историю во многом заимствовал у Сократа, а также сильно ее "воцерковил". Интересно, что на Сократа он не ссылается вовсе.

Последняя история этого периода принадлежит перу блаженного Феодорита Киррского. Он был представителем антиохийской богословской школы и, следовательно, весьма критически относился к Александрии и всему из нее исходящему. Поэтому те сведения, которые он сообщает об александрийских событиях, следует воспринимать с определенной долей осторожности.

ИДЦ обращается и к гражданским историкам и хронистами. Это Прокопий Кесарийский, который был придворным историком императора Юстиниана. Его перу принадлежат две группы сочинений: одна из них - это придворная история царствования Юстиниана, написанная в самых хвалебных тонах, а другая - так называемая "Секретная история", которую он писал "в стол", - собрание всевозможных сплетен и самых грязных подробностей о жизни Юстиниана и его жены Феодоры. Очевидно, что полного доверия нельзя оказывать ни той, ни другой стороне наследия Прокопия и что истину нужно искать где-то посередине.

Другой пример - это "Алексиада" - сочинение, написанное дочерью императора Алексия Комнена Анной Комненой, повествующее о царствовании ее отца (X в.). Это чрезвычайно ценный источник, написанный умной, наблюдательной и очень образованной свидетельницей, находившейся в центре событий. Но Анна, обожавшая своего отца, в силу ряда причин ненавидела своего брата - будущего императора Иоанна. Поэтому в ее повествовании Иоанн практически не упоминается, хотя он и играл в событиях чрезвычайно важную роль.

Чрезвычайно важные для нас хроники, написанные крестоносцами, как правило, называют византийцев причиной всех своих неудач и приводят различные "доказательства" того, как "греки" предали христианство. Это тоже нужно учитывать и относиться к этим "доказательствам" соответственно.

Мы видим, что очень часто историк должен играть роль судьи, сравнивающего между собой показания всех свидетелей, чтобы выстроить достоверную картину происшедшего.

 

15. Периодизация ИДЦ:

Каждый историк решает эту проблему произвольно. Если взять комплексный критерий периодизации, учитывающий и внутреннюю, и внешнюю историю Церкви, она будет выглядеть следующим образом.

1 период: ок. 33 – 313 гг. История христианской Церкви в языческом государстве - Римской империи. Период нелегального существования Церкви в государстве и спорадический гонений на христиан. Период формирования основных церковных институтов иерархии, богослужения, первых догматических споров, возникновения локальных ересей и расколов.

2 период: 313 – 1453 гг. История Церкви в христианской империи – Византии. В рамках дисциплины «История Древней Церкви» он оканчивается 1054 годом. Он делится на ряд подпериодов:

а) 313 – 565 гг. Период богословской разработки и принятия основных догматов, преодоления наиболее опасных ересей (арианства, несторианства, монофизитстства). Начало Вселенских Соборов. Формирование нового патриархата Вселенской Церкви с центром в Константинополе. Оформление «пентархии» пяти православных патриархов. Окончательное сложение христианской империи с юридическим оформлением церковного права («Кодекс» и церковные новеллы Юстиниана). Идеологическое обоснование гармоничного сотрудничества («симфонии») империи с Церковью, окончательное оформление идеологии православной монархии. Первый конфликты Константинополя с Римской Церковью по вопросам догматики и церковного управления.

б) 565- 725 гг. Период оформления основных догматов и церковных институтов. Распространение и преодоление христологических ересей монофизитского толка – моноэнергизма и монофелитства. Утрата византийского контроля над восточными провинциями империи. Принятия корпуса канонов Вселенской Церкви на Пято-Шестом (Трульском) вселенском Соборе (Константинополь 691-692 гг.) Продолжение языкового, культурного и духовного обособления латинского Запада и греческого Востока.

в) 725-847 гг. Период богословских споров об иконах и гонений, развязанных византийским государством против иконопочитателей (не было на Западе). 843 г. – момент восстановления и обновления Восточной Церкви после иконоборческих гонений.

г) 843 – 1054 гг. Период нарастания противоречий между христианским Западом и Востоком. Богословие спор об пр е сноках и Филиокве. Раскол между Римом и Константинополем при патриархе Фотии. Отпадение в 1054 г. Западной Церкви от Вселенского Православия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...