Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейрофизиологические механизмы компенсаторных процессов у слабовидящих и слепых.




В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая ЦНС. Эта перестройка заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. (НР, удаление одного лёгкого влечёт за собой изменение функций дыхания и кровообращения, ампутация какой-либо конечности - изменения в координации движений, потеря зрения или нарушения деятельности какого-либо другого анализатора приводит к сложной перестройке взаимодействия сохранных анализаторов. Все эти перестройки осуществляются автоматически.

Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях ЦНС, в том числе и анализатора. Таким образом, степень сложности механизмов компенсаторных явлений находится в зависимости от тяжести дефекта.

автоматизм включения компенсаторных функций - не определяет сразу механизмы компенсации; так, при сложных нарушениях деятельности организма они формируются постепенно. постепенность развития компенсаторных процессов проявляется в том, что они имеют определённые стадии становления, которые характеризуются особым составом и структурой динамических систем нервных связей и своеобразием протекания процессов возбуждения и торможения.

материальным субстратом компенсаторных перестроек является ЦНС. Формирование механизмов компенсации подчинено законам ВНД. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теорииИ.П.Павлова. Эта теория, базирующаяся на 3-х основных принципах: 1) причинность (детерминизм), 2) единство анализа и синтеза и 3) структурность, является естественнонаучной основой тифлопсихологии.

ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ И.П.ПАВЛОВА:

1. ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ - раскрывает обусловленность проявления и развёртывания компенсаторных функций воздействием внешней и внутренней среды организма на Н.С. Иными совами, любой дефект неизбежно вызывает ответную реакцию организма, причём сила и характер этой реакции зависят не только от степени нарушения той или иной функции или органа, но и от состояний организма и тех условий, которые его окружают. Эта реакция имеет своим механизмом замыкание новых временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Разнообразная детерминация компенсаторных процессов показывает, что причины не могут быть объяснены только биологическими свойствами организма и что существенную роль в них играют многочисленные психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные факторы (условия жизни, воспитания и т.д.).

2. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА - заключается в способности Н.С. выделять в сложных воздействиях среды на организм отдельные элементы и синтезировать их в единое целое. Этот принцип раскрывает компенсацию как совокупную деятельность периферических воспринимающих приборов и корковых механизмов. В процессе анализа и синтеза внешних воздействий у человека образуется весьма сложная по строению функциональная система анализаторов. Полное или частичное нарушение функций какого-либо анализатора приводит к определённым нарушениям целой системы, что отражается в первую очередь на аналитической деятельности. Включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон, степень и путь анализа сужаются.

3. ПРИНЦИП СТРУКТУРНОСТИ - заключается в приуроченности функций головного мозга к его структуре, т.е. в локализации центров, регулирующих те или иные функции. В этом отношении кора больших полушарий головного мозга представляет собой, по выражению И.П.Павлова, «мозаику» в которой пространственно локализуются раздражители. Однако строгая локализация функций в коре головного мозга представляет собой в то же время целостную динамическую систему, в которой каждое местное воздействие влечёт за собой изменение во всей системе. Именно благодаря динамической системности коры больших полушарий возможны иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения и образование на этой основе новых временных связей.

Тот факт, что организм функционирует как единое целое, весьма важен для объяснения компенсации дефектов. Именно благодаря динамической системности внд - выпадение или частичное нарушение функций того или иного анализатора не вызывает ничем не возместимых потерь. Взамен утраченного способа образования временных нервных связей в Н.С. повторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды.

В то же время не стоит забывать, что перестройка внутри-центральных отношений сразу после потери зрения носит обычно патологический характер, что проявляется, например, в ослаблении возбудительного и тормозного процессов, приводящем к неадекватности поведения - повышенной раздражительности, аффективности или, напротив, апатичности. Однако со временем эти патологические явления, вызванные сложностью перестройки межсистемных связей и психологической реакцией личности на нарушение зрения и выражающееся в неадекватности поведения, исчезают.

физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем. Современные исследования показывают, что работа физиологического механизма компенсации нарушенных функций подчиняется общим закономерностям внд, т.к. его субстратом является ЦНС. В основе компенсации лежит рефлекторная деятельность организма. При этом включение механизмов компенсации - происходит, безусловно-рефлекторным, путём, автоматически, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособлений - есть деятельность условно-рефлекторная.

Исследования П.К.Анохина показали, что рефлекторный характер возникновения и протекание компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта. Согласно П.К.Анохину, КОМПЕНСАЦИЯ - является частным и особым случаем рефлекторной деятельности ЦНС и потому, подчиняясь общим принципам, выделенным И.П.Павловым, в то же время имеет свою СПЕЦИФИКУ. Независимо от характера и локализации дефекта КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ осуществляются по одной и той же схеме и подчиняются следующим ПРИНЦИПАМ:

1) ПРИНЦИП СИГНАЛИЗАЦИИ ДЕФЕКТА - данный принцип показывает, что никакое отклонение от нормальной жизнедеятельности организма не остаётся незамеченным со стороны ЦНС.

Чрезвычайно важным является вопрос о том, что является первотолчком к развёртыванию компенсаторных приспособлений при дефектах зрения.

При патологии зрения в первую очередь страдают функции зрения и непосредственно связанное с ними чувственное отражение, есть основания полагать, что начало компенсации, связано с сигнализацией о нарушениях пространственной ориентировки.

2) ПРИНЦИП ПРОГРЕССИВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ - согласно данному принципу, организм оказывает дефекту значительно большее противодействие, нежели отклоняющее действие, вызванное нарушением функций. Данный принцип имеет для теории компенсации важное значение, поскольку свидетельствует об огромных потенциальных возможностях организма, о его способности преодолевать всевозможные отклонения от нормы.

3) ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАТНОГО АФЕРЕНТИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ (ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ) - т.е. афферентирование отдельных этапов восстановления функций. Здесь компенсация представлена как процесс, постоянно регулируемый ЦНС.

4) ПРИНЦИП САНКЦИОНИРУЮЩЕЙ АФФЕРЕНТАЦИИ - указывает на существование данной связи, закрепляющей новые компенсаторные функции и тем самым свидетельствующий, что компенсация - это процесс, имеющий конечный характер.

5) ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. Суть заключается - в возможности возврата прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей. Значимость данного принципа велика, поскольку он свидетельствует о возможности ДЕКОМПЕНСАЦИИ.

Поскольку КОМПЕНСАЦИЯ ДЕФЕКТОВ, и в частности нарушений зрения и их последствий, является функцией ВНД, рассмотрим какие изменения происходят в ней в результате полной или частичной утраты функций зрительного анализатора и как это отражается на процессе компенсации.

Исследования ВНД слепых показали, что выпадение или глубокие нарушения функций зрительного анализатора влияют на условия, в которых протекает деятельность организма, и вызывают серьёзные перестройки внутрицентральных взаимоотношений. Эти перестройки приводят к некоторому усилению тормозного процесса. Преобладание тормозного процесса проявляется в снижении скорости выработки условных рефлексов, замедлении выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные. Снижение скорости данных процессов находится в зависимости от степени нарушения зрительных функций - у тотально слепых скорость выработки условных рефлексов при прочих равных условиях ниже, чем частичнозрячих. Практически это проявляется:

А) для выработки условного рефлекса или дифференцировки инвалиду по зрению необходимо большее количество подкреплений, чем нормально видящему;

Б) менее яркая выраженность и более быстрое угасание ориентировочного рефлекса;

В) у слепых в большинстве случаев отсутствует или слабо выражен альфа-ритм, снижен уровень биоэлектрической активности мозга.

Как при любом другом нарушении анализаторной деятельности, тотальная или парциальная (частичная) слепота ведёт к серьёзной перестройке внутрицентральных взаимоотношений, поскольку при глубоких нарушениях зрения нарушается равновесие организма и среды, резко изменяются условия жизнедеятельности. Изменение условий, прежде всего оказывающих влияние на ВНД, заключается в сокращении поступающих в кору мозга зрительных и проприоцептивных импульсов, обусловленных дефектами зрения и снижением двигательной активности. Сокращение количества и редуцированность поступающих извне импульсов отрицательно сказываются на тонусе коры, от которого зависит психическая деятельность индивида, характер его ответных реакций.

При длительной и особенно врождённой слепоте морфологические изменения в ЦНС - происходит редуцированность развития затылочных долей мозга и уменьшение толщины коры зрительного центра. Длительное поражение периферического зрительного нейрона вызывает морфилогические изменения мозговой ткани. Они выражаются в уменьшении толщины коры зрительного центра. Подобные дегенеративные изменения возникают в результате отсутствия внешней стимуляции зрительных зон мозга и являются проявлением закона «единства структуры ифункции» (выключение функции вызывает распад структуры).

Однако снижение тонуса коры при слепоте имеет место далеко не всегда. Это объясняется более или менее эффективной перестройкой внутрицентральных координационных отношений, а также совершенствованием сохранных функциональных систем, обеспечивающих компенсаторный эффект. Иначе говоря, тонус коры поддерживается за счёт сигналов с сохранных анализаторов, поступающих в большом количестве, нежели в норме, и повышенной возбудимостью подкорки, «заряжающей» кору и проявляющейся в повышенной вегетативной реактивности слепых. Активация новых корковых центров приводит к образованию новых временных нервных связей и подавлению старых, а в конечном итоге к возникновению нового динамического стереотипа.

Несмотря на трудности, связанные с формированием нового стереотипа, этот процесс следует всячески формировать, поскольку от степени прочности новых стереотипов зависит уровень приспособленности слепого или слабовидящего к изменившимся жизненным условиям.

Различный характер будет иметь перестройка центральных взаимоотношений в зависимости от времени появления дефекта(при врождённой, ранней или поздней слепоте).

Специфика перестройки при поздней слепоте - заключается в том, что связи зрительного коркового центра с другими центрами благодаря прочности сложившегося до наступления слепоты динамического стереотипа смогут сохраняться и воспроизводиться наряду с образованием новой системы связей. Так, по мнению М.И.Земцовой, отмечается, что зрительно-кинестезические связи, возникающие до утраты зрения, могут после наступления слепоты длительно сохраняться и воспроизводиться благодаря подкреплениям, происходящим ассоциативным путём. Воспроизведение этих связей имеет важное значение для ориентации слепых.). Примером воспроизведения этих связей являются прослеживающие движения глазных яблок у ослепших при осуществлении трудовых операций, при сновидениях.

Человек имеет не только наиболее высокоразвитую Н.С., но и обладает самыми совершенными компенсаторными возможностями. Однако даже такое высокое развитие биологических компенсаторных функций не может обеспечить сколько-нибудь значимых результатов при наличии нарушений ВНД. Абсолютная слепота независимо от её происхождения при полном отсутствии какой бы то ни было помощи из вне делает человека практически нежизнеспособным. Физиологические меры организма оказываются недостаточными для компенсации столь сложного дефекта и его последствий. (НР: травма переднего отдела затылочной области больших полушарий, в результате которой сохраняется нормальное зрение, больные разучиваются читать. И только специальные упражнения, а не биологическое компенсаторное приспособление, возвращает им эту способность.

Кроме ранее рассмотренных биологических факторов для компенсации дефекта имеют значение такие условия как уровень развития отношений и технического прогресса, положение индивида в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояния здравоохранения и социального обеспечения и др. социальные факторы.

У человека биологические факторы имеют самостоятельное значение только при дефектах, не вызывающих существенных отклонений в развитии и проявлениях психики. Во всех остальных случаях компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних.

Среди социальных факторов, оказывающих влияние на компенсацию нарушенных или утраченных функций, наиболее существенными являются: уровень развития общества и социальное положение слепого или слабовидящего, условия деятельности индивида и его активность.

Улучшение социального положения позволяет слепым и слабовидящим включиться в сознательную, активную деятельность в различных её формах, что является основным условием развития компенсаторных функций.

Для включения слепых и слабовидящих в общеполезный труд весьма существенное значение имеет использование технических средств компенсации. Технический прогресс оказывает огромное влияние на развитие человеческой психики. Необходимость создания обходных путей для успешного овладения слепыми и слабовидящими знаниями и опытом, накопленными человечеством, требует использования способствующих этому процессу специальных средств.Создание рельефного шрифта, специальных приборов для письма, всевозможных корригирующих средств, разработка наглядных пособий, предназначенных для осязательного или зрительного восприятия, изобретение приборов для ориентировки в пространстве и приспособлений для производственного труда и многое другое расширяли познавательные и трудовые возможности слепых и слабовидящих, способствовали адаптации (при врождённой или ранней утрате зрения) или реадаптации (при более поздних нарушениях зрительных функций) к жизни в новых условиях.

ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПЕНСАЦИИ развиваются в основном в 2-х направлениях. Это, во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. К ним относятся различные корригирующие оптические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и др. Другая группа приборов основана на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой или слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Это приборы, заменяющие световые и цветовые раздражители

Раздражителями других модальностей, трансформирующие световую энергию в звуковую или механическую. Среди них приборы, используемые в ориентировочной деятельности, читающие машины и т.д. Ведутся работы ещё в одном направлении. Речь идёт о моделировании периферической части зрительного анализатора (электронного глаза).

Огромную роль в компенсации играет сознание человека. Его значение отчётливо проявляется при сравнении компенсаторных процессов у человека и животных. Если последние благодаря компенсации могут только биологически приспособиться к новым условиям, то человек восстанавливает нарушенное равновесие не только с естественной, но и с социальной средой. А это возможно только при условии осознания дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают перед человеком в ходе преодоления обусловленных дефектом отклонений в психическом и физическом развитии.

Особенности ВНД слепых не являются патологическими и не оказывают отрицательного влияния на компенсаторную деятельность организма. Отмеченное же у слепых усиление торможения имеет, вероятнее всего компенсаторную функцию, т.к. способствует не только более тонкой дифференциации раздражителей, но и стойкости выработанных условных рефлексов, прочности динамических стереотипов.

Коррекция зрения.

Коррекция зрения, по-научному, рефракционная хирургия, исправляет оптические несовершенства глаза – близорукость (миопию), дальнозоркость (гиперметропию) и астигматизм. Эти нарушения зрения связаны с анатомическим строением глаза – длиной глаза, оптической силой и формой роговицы. У здорового человека оптическая система глаза устроена таким образом, чтобы свет фокусировался точно на сетчатке глаза, только тогда возможно иметь хорошее зрение.

 

 

Коррекция зрения исправляет оптику глаза, чтобы свет фокусировался строго на сетчатку, только тогда возможно высокое зрение.
Существует несколько основных видов нарушений оптики глаза, которые снижают остроту и качество зрения.

· Близорукость - лучи света преломляются слишком сильно и фокусируются перед сетчаткой глаза. Близорукость может сочетаться с астигматизмом.


· Дальнозоркость - лучи света преломляются слишком слабо, поэтому фокус находится за сетчаткой глаза. Сочетание дальнозоркости с астигматизмом еще сильнее ухудшает зрение.

· Астигматизм - лучи света фокусируются в нескольких местах. Фокус может быть как перед сетчаткой, так и за сетчаткой глаза, что делает изображение особенно нечетким.

·

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...