Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

То, что не успели записать – доделать дома

Консалтинг

Зачет

 

По консалтингу схема такая же. 1 работа: мониторинг. 2 работа: PR-проект. Делаем по объекту моего диплома. Сдаем текстовое наполнение, файл в электронном и печатном виде+презентация. Вводная часть – 2 слайда. В одной презентации и мониторинг, и PR-проект.

 

Мониторим социально-политическую ситуацию.

1) Избирательные программы президентские

2) Избирательные компании в гос думу

3) Политический конфликт

 

 

Работа состоит из 2 частей. 1: теория, все законодательные акты, которые регулируют это. 2 часть: мониторинг. Мы берем выборы с самого начала (1991) и выборы в гос думу. Здесь должна быть краткая информация о конкретной компании, сколько политических партий участвовали, какие результаты, рейтинг. Мониторим информацию за 10 лет.

Создаем свою компанию, для которой готовим PR-проект. Придумываем свою партию, находим своего лидера.

 

30 марта – большой круглый стол по консалтингу. Практические работы попозже будут. Сдадим круглый стол + практические работы = автомат.

27 апреля – сдаем первую практическую работу.

18 мая – сдаем PR-проект.

 

 

Темы круглого стола:

1. Введение в курс консалтинг в СО

Цели и задачи курса, понятия консультирование и консалтинг в СО, методы стимулирования подготовки политических консультантов, место и роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучение политической системы общества, взаимодействие политического консультанта с клиентом. Принести работу по центрам политического консультирования. Добавить Никола М

2. Мониторинг социально-политической ситуации

3. Проведение PR-проекта

 

Литература:

Шарков Ф.И. «Консалтинг в связях с общественностью»

 

Введение в курс Консалтинг в СО

То, что не успели записать – доделать дома

Вопросы:

1. Цели и задачи курса политический консалтинг

2. Понятие консультирование, консалтинг, политическое консультирование

3. Методы стимулирования подготовки политических консультантов

4. Место и роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения политической системы общества

5. Взаимодействие политического консультанта с клиентом

 

 

Цели и задачи курса политический консалтинг

Цель курса – привитие знаний, умений и навыков в сфере консультационных услуг в СО:

- научиться замерять общественное мнение, определять ресурсы политических лидеров, партий, политический течений и движений

- овладеть методикой создания и поддержания имиджа политического лидера, партии и других политических структур

- сформировать умение принимать управленческие решения в политической сфере, планировать политическую деятельность, включая избирательные кампании, политическое общение, поддержание политических связей и отношений

 

Задачи курса:

- изучение эволюции взглядов на консультирование

- определение места и роли политического консалтинга в системе консультационных услуг

- сравнительный анализ модели политического консалтинга

- освоение системы знаний по созданию имиджа публичного политика, политической структуры и навыками формировать такое мнение у других

- привитие знаний и навыков, принятие управленческих решений в политической сфере

- умение диагностировать политическую ситуацию и устранять (смягчать) политические конфликты, проводить мониторинг социально-политических процессов

- обучение планированию и проведению избирательных кампаний и целевых политических PR-акций

- овладение приемами и методами убеждающего психологического воздействия в процессе политического общения

- определение места политического консалтинга в общей системе СО и различных видах информационно-коммуникационного процесса

 

Умение проводить анализ теоретического и эмпирического материала, раскрывающего состояние политической системы, организации, явлений и процессов в политической жизни дает возможность специалистам самим принимать правильные управленческие решения в политической сфере, а также оказывать соответствующие консультационные услуги политическим лидерам и структурам. Специалист по СО должен овладеть навыками организации и управления консалтинговыми агентствами и службами, работающими в политической сфере.

 

Понятие консалтинг, политическое консультирование

 

Консультирование – это область деятельности, связанная с оказанием со стороны специалиста непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются клиентам в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую требуется разрешить. Консультирование является достаточно эффективным способом, помогающие клиенту самостоятельно решить возникшие проблемы.

Консалтинг – это деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы и т.д. по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности. Консалтинг – это группа специалистов.

 

Политическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности по СО, которая предполагает консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направлений действий и коммуникаций с обязательным учетом ответственной общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом. Это работа требует специальной профессиональной подготовки, знаний и умений в политологии, психологии. Социологии и т.п.

Существуют различные профессиональные организации для политических организаций.

1) Международная Ассоциация политических консультантов

2) Европейская ассоциация полит.консультантов

3) Латино-американская ассоциация полит.консультантов

4) Российская ассоциация полит. Консультантов

 

Эти профессиональные общественные организации включают в себя не только собственно-политический и других консультантов, но и специалистов различных областей знаний, что способствует созданию комплексной системы сбора и обработки информации, предшествующей предложению и оказанию консультационных услуг в политической сфере.

 

ДЗ на 2 марта:

Собрать информацию по всем ассоциациям политических консультантов: уставные и нормативно-правовые документы, история создания, состав (поименно).

Консультирование в области политической сферы в России. Здесь названия консалтинговых агентств, которые специализируются в области политического консультирования.

 

Методы стимулирования подготовки политических консультантов

1. Метод анализа конкретных ситуаций

Реальная либо имитированная ситуация и предлагается решение.

2. Метод анализа кейсов

Типовые случаи, которые требуется лаконично описать

3. Метод анализа инцидентов

Анализ конкретных ситуаций

4. Метод разбора деловой корреспонденции

Или метод информационного лабиринта

5. Метод деловых игр

Признаки методов анализа ситуации деловых игр. Деловые игры:

- производственные

- исследовательские

- учебные

- аттестационные

- инновационные

- организационно-деятельностные

- рефлексивные

- поисково-опробационные

- дидактические

 

 

Методы генерирования идей:

1. Метод мозгового штурма

2. Обратная мозговая атака

3. Корабельный совет

4. Метод синектики

5. Метод ассоциаций

6. Метод записной книжки (каждый записывает в общую книгу все свои идеи)

7. Метод креативного вопросника

 

16.03.2013 лекция

 

Место и роль политического консалтинга в системе консультационных услуг и изучения политической системы общества

Консультирование осуществляется одним человеком, а консалтинг – специальными агентствами.

 

Консультирование в России существовало всегда в сфере коммерческой деятельности, политики, консалтинг же, как самостоятельное направление в науке и практике, выделился лишь в последнее десятилетие. Консалтинг в отличие от простого консультирования является комплексной системой диагностики состояния организации, определения динамики развития, прогнозирования будущего состояния и стратегическое планирование, осуществляемое по итогам обобщения предыдущих трех этапов.

Консалтинг претендует на роль научного направления в рамках управленческой деятельности. В последние годы в отечественной теории и практике выделились следующие направления консультирования:

1) В экономической сфере:

- управленческое консультирование (консультирование в области менеджмента)

- консультирование по целям

- консультирование по кадровым проблемам и процессам

- консультирование по проблемам материально-технического обеспечения

- технологическое консультирование

- консультирование по ресурсам (топливным, сырьевым, электрической энергии, природные ресурсы и т.п.)

- консультирование по структурно-функциональным проблемам организации

- консультирование по общественным (социальным, политическим, социально-психологическим) проблемам

 

2) В социальной сфере:

- консультирование по проблемам социальных организаций: организации в системе образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта

- консультирование по месту организации в системе социальных отношений общества

 

3) В правовой сфере:

- по собственно созданию правовой базы организации

- правовое консультирование по функционированию самих организаций

 

4) В культурной сфере:

- по организации социо-культурной сферы как единицы

- внутри учреждения культуры по проблемам ее функционирования

 

5) В политической сфере во взаимосвязи с социальной:

- по проблемам функционирования политических организаций

- консультирование в любых типах организации по политическим проблемам

 

6) В экологической сфере:

- экология природы

- социальная экология (влияние процессов урбанизации на состояние человека)

- экология человека (понятие психогенна человека, защищать себя от воздействия окружающей среды)

 

Консультативные фирмы, как правило, специализируются по этим направлениям. Полный цикл услуг консультативных фирм включает:

1. Определение ситуации

2. Выявление специфических особенностей организации в данный момент времени

3. Прогнозирование будущего состояния за определенный промежуток времени

4. Определение системы внутренних связей и отношений и их состояния

5. Формирование стратегии (цель) и тактики (задачи) фирмы

6. Диагностика и разрешение конфликтной ситуации в организации

7. Рекомендации по кадровому составу:

- перемещение

- увольнение

- определение потенциала кадров

- полная замена политики кадров

 

8. Изменение стратегии взаимодействия с внешней средой и ее улучшение

 

Система консалтинга включает в себя различные направления консультирования:

1) Экологическое консультирование

2) Экономическое

3) Политическое

4) Психологическое

5) Социальное и т.д.

 

Консалтинговая фирма – это специализированная компания, фирма, организация, основная деятельность которой заключается в консультировании клиента по различным проблемам. Основной продукт деятельности таких фирм – это консультативные услуги, которые могут специализироваться по различным профилям консультационной деятельности.

Политический консалтинг – это область консультативной деятельности, связанная с оказанием специалистом по СО непосредственной помощи в виде советов и рекомендаций предприятиям, организациям и учреждениям, их службам, личностям, участвующим в политической деятельности, а также по различным проблемам развития политической сферы, интересующей клиента.

Цели проведения консультации могут быть самыми различными в зависимости от обсуждаемой сферы жизнедеятельности человека. Во всех случаях в зависимости от поставленной цели определяется ряд задач. Задачи политического консультирования:

1. Уточнение проблем, которые появились у клиента в сфере политической деятельности, либо во взаимодействии с политической сферой общества

2. Обсуждение с клиентом сути возникшей проблемы, вычленение наиболее фундаментальных и ключевых проблем

3. Проведение диагностики ситуации, разделение сфер деятельности по разрешению ситуации между клиентом и консультативной фирмой

4. Формулирование советов и рекомендаций

5. Оказание текущей помощи клиенту в ходе разрешения проблемной ситуации

6. Передача клиенту в просветительских целях пакета типичных и наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и способ их разрешения, или же передача элементарных полезных знаний в сфере политической деятельности.

Взаимодействие политического консультанта с клиентом

Политический консультант должен обладать соответствующим интеллектуальным капиталом и волевыми характеристиками, давать советы, оценки и делать прогнозы. «Политический консультант должен обладать умением воспринимать политику со стороны «как спектакль» и принимать не как форму личных действий». Политическое консультирование осуществляется, как правило, после осуществления диагностики интересующей клиента политической ситуации. Оно чаще всего проводится в заранее определенное время, в установленном специально оборудованном месте и конфиденциальной обстановке.

При взаимодействии с клиентом очень важно определить, кто является клиентом. Как правило, клиентом является единичный политический лидер (иногда политическая организация, партия, которую представляет определенное лицо, взаимодействующее с консультантом).

Консультант должен хорошо принимать не только конкретную потребность клиента в его советах и действиях, но и временные рамки взаимодействия с клиентом, В одних случаях нужна краткосрочная консультация, в других – ему нужно хроническое взаимодействие с консультантом, при котором личное взаимодействие с заказчиком усиливается. Клиент может сформулировать заказ в виде конечного результата, а консультант должен разбить проблему на части. Конечным результатом может быть один из следующих вариантов:

1. Полное решение проблемы, при повторном возникновении которой клиент может решить ее самостоятельно

2. Частичное решение проблемы, нерешенные задачи постепенно решает клиент сам

3. Проблема остается, делается заключение о невозможности ее решения на данном этапе, вырабатывается механизм управления ситуацией

4. Осознание того, что проблема взращена искусственно, ее на самом деле нет, а также нет необходимости постепенного изменения восприятия и дополнительного обучения

Для решения проблем консультанту приходится находить решение по изменению (полному или частичному) окружающей клиента или ситуацию среды, или ее восприятие (интерпретация события). Одновременно изменяется и сам клиент. В ряде случаев у клиента может и не быть видимых проблем. Он обращается к консультанту с целью приобретения дополнительных знаний, навыков и умений в интересующей сфере. Проблемой является признание клиентом недостатка знаний в данной области.

Консультирование, хотя по форме может казаться обычной беседой, по содержанию направлено на реализацию нужд, решение проблем клиента. Доказательство отсутствия проблем является своеобразной формой решения лже-проблемы.

 

 

Для круга

  1. Введение в курс консалтинг в СО.

Цели и задачи курса политический консалтинг

Цель курса – привитие знаний, умений и навыков в сфере консультационных услуг в СО:

- научиться замерять общественное мнение, определять ресурсы политических лидеров, партий, политический течений и движений

- овладеть методикой создания и поддержания имиджа политического лидера, партии и других политических структур

- сформировать умение принимать управленческие решения в политической сфере, планировать политическую деятельность, включая избирательные кампании, политическое общение, поддержание политических связей и отношений

 

Задачи курса:

- изучение эволюции взглядов на консультирование

- определение места и роли политического консалтинга в системе консультационных услуг

- сравнительный анализ модели политического консалтинга

- освоение системы знаний по созданию имиджа публичного политика, политической структуры и навыками формировать такое мнение у других

- привитие знаний и навыков, принятие управленческих решений в политической сфере

- умение диагностировать политическую ситуацию и устранять (смягчать) политические конфликты, проводить мониторинг социально-политических процессов

- обучение планированию и проведению избирательных кампаний и целевых политических PR-акций

- овладение приемами и методами убеждающего психологического воздействия в процессе политического общения

- определение места политического консалтинга в общей системе СО и различных видах информационно-коммуникационного процесса

 

Умение проводить анализ теоретического и эмпирического материала, раскрывающего состояние политической системы, организации, явлений и процессов в политической жизни дает возможность специалистам самим принимать правильные управленческие решения в политической сфере, а также оказывать соответствующие консультационные услуги политическим лидерам и структурам. Специалист по СО должен овладеть навыками организации и управления консалтинговыми агентствами и службами, работающими в политической сфере.

 

Понятие консалтинг, политическое консультирование

 

Консультирование – это область деятельности, связанная с оказанием со стороны специалиста непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются клиентам в ходе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, которую требуется разрешить. Консультирование является достаточно эффективным способом, помогающие клиенту самостоятельно решить возникшие проблемы.

Консалтинг – это деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы и т.д. по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности. Консалтинг – это группа специалистов.

 

Политическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности по СО, которая предполагает консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направлений действий и коммуникаций с обязательным учетом ответственной общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом. Это работа требует специальной профессиональной подготовки, знаний и умений в политологии, психологии. Социологии и т.п.

Существуют различные профессиональные организации для политических организаций.

5) Международная Ассоциация политических консультантов

6) Европейская ассоциация полит.консультантов

7) Латино-американская ассоциация полит.консультантов

8) Российская ассоциация полит. Консультантов

 

Эти профессиональные общественные организации включают в себя не только собственно-политический и других консультантов, но и специалистов различных областей знаний, что способствует созданию комплексной системы сбора и обработки информации, предшествующей предложению и оказанию консультационных услуг в политической сфере.

 

Методы стимулирования подготовки политических консультантов

1. Метод анализа конкретных ситуаций

Реальная либо имитированная ситуация и предлагается решение.

2. Метод анализа кейсов

Типовые случаи, которые требуется лаконично описать

3. Метод анализа инцидентов

Анализ конкретных ситуаций

4. Метод разбора деловой корреспонденции

Или метод информационного лабиринта

5. Метод деловых игр

Признаки методов анализа ситуации деловых игр. Деловые игры:

- производственные

- исследовательские

- учебные

- аттестационные

- инновационные

- организационно-деятельностные

- рефлексивные

- поисково - апробационные

- дидактические

 

 

- Проблемно-деловые игры способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.


- Имитационно-моделирующие игры упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения (воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т.п.).


- Инновационные игры направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать внедренческие проекты, экспериментальные апробации инноваций.

- Рефлексивные – направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.

- Поисково-апробационные предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем.


Таким образом, все виды организационно-деятельностных игр требует от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения.

 

Так, производственные деловые игры способствуют решению административно-хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

^ Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.

^ Аттестационные (квалификационные) – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.

^ Дидактические (учебные) направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию харизматического потенциала специалиста.

При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необходимо учитывать этапы подготовки и организации выше перечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (послеигровая дискуссия).

Необходимо большое внимание уделить заключительному этапу, который позволяет решить следующие послеигровые задачи дискуссии:

 


Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре;


Определить и показать соответствие игры реальной жизни;


Оценить принятые в игре решения, их эффективность, нравственный или ценностный смысл;


Выявить причины позитивного и негативного поведения участников в игре;


Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;


Предложить, что нужно изменить в игре, в действиях участников, чтобы достичь лучшего результата;


Проанализировать, что нужно изменить в своем поведении, стиле общения каждому участнику;


Подумать, какой урок можно извлечь для профессиональной деятельности.


Таким образом, имитационно-игровые технологии способствуют формированию проектировочных, прогностических умений будущего специалиста, развитию артистичности и реализацию харизматического потенциала; умению вести конструктивные переговоры;овладению техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) в моделируемой профессиональной ситуации.

 

Методы генерирования идей:

1. Метод мозгового штурма

Мозговой штурм (брейнсторминг): предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Основные идеи: коллективный поиск идей, разделение процессов генерации и критики во времени и участников соответственно на генераторов и критиков. В процессе генерирования высказываемые идеи развиваются и модифицируются далекими ассоциациями и аналогиями. Оптимальными считаются группы в 5-10 человек. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.

Цель — выработка максимального количества разнообразных идей. Не следует бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Нужно стремиться придумать как можно большее количество идей. Чем больше идей, тем больше вероятность успеха.

Обязательными условиями проведения мозгового штурма является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (модератором) должен быть специалист по рекламе и методам рекламного творчества. Как правило, таким специалистом выступает арт-директор.

Недостатки метода (и всех его разновидностей):

  • огромное количество идей еще не гарантирует появления «гениальной идеи»;
  • ввиду отсутствия аналитического этапа мозговой штурм вырабатывает яркие, оригинальные идеи, но не стратегически правильные решения построения маркетинговых коммуникаций.
  • не предназначен для решения сложных задач, для которых требуется проведение исследований рынка, специальные знания по рекламируемому продукту (например, средства вооружения, промышленные химикаты и др.) или техническая подготовка (которая необходимапри разработке, например, новых типовых конструкций в наружной рекламе).

Теневая мозговая атака: разновидность мозгового штурма, ориентированная преимущественно на обучение и тренинг творческих способностей.

Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5—7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

 

2. Обратная мозговая атака

Обратная мозговая атака: разновидность метода мозгового штурма. Здесь процесс поиска идей предполагает три этапа:

  • выявляются все возможные недостатки рекламируемой марки;
  • на основании обнаруженных недостатков формулируются задачи по улучшению положения торговой марки (ТМ) на рынке;
  • обычный «мозговой штурм».

Данный метод, отражая более полно недостатки продукта, позволяет находить большее число новых решений, как в области маркетинга, так и в рекламной концепции марки.

 

  1. Корабельный совет

 

Корабельный совет (или «совещание пиратов»): разновидность мозгового штурма, предполагающая совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Авторы метода — В. Гильде, К. Штарке (1970 г.). Правила проведения таковы: заранее устанавливается очередность выступлений от «юнги» до «капитана», то есть от младшего к старшему. При этом каждый высказывается только по обращении к нему «капитана» (модератора). Генерирование идей чередуется с критикой (также после команды модератора). Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все. В завершение работы «капитан» подводит итог.

 

4. Метод синектики

Синектика — наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества — является дальнейшим развитием мозгового штурма.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". Цель синектики — направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектиков (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики — 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желательны контрастные психологические типы участников.

Группа синектики использует аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

• прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?");

• субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

• символические аналогии — это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, В частности ставится задача; "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

• фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины". Процедура проведения синектики

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировки проблемы начинается дискуссия, цель которой — очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.

Следующий шаг — превращение необычного в привычное. Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

Затем идет шаг — разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Очередной шаг— наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового решения.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

 

5. Метод ассоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно различными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, то есть установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два различных понятия — "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" — "лес", "лес" — "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" — "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей"); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат"); метафоры-загадки ("туман над лесом" — косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.

 

 

Не знаю, то ли это:

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод технического творчества, представляет собой развитие метода фокальных объектов. Основное отличие от базового метода - выстраивание последовательных цепочек(или гирлянд) ассоциаций и случайных метафор. Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры.

  1. Определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол- бюро- парта-...).
  2. Выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда случайных существительных (например, карандаш-стул-...).
  3. Комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш-стол в виде стула-...).
  4. Составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный - автоматический -...; стул:...).
  5. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (ав
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...