Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б – бессознательное, С – сознание, В – внимание.




Б – бессознательное, С – сознание, В – внимание.

 

Бессознательные явления не однородны. Их можно разделить на пять основных типов, которые имеют свои механизмы образования и функционирования:

Типы бессознательных явлений

 

Тип Сущность Примеры
Предсознание Информация, которая не дошла до сознания Слабые подпороговые ощущения и подсознательная память
Автоматизированные процессы Автоматизированные двигательные навыки (то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры. Навязчивые привычки. Неосознаваемые сложные двигательные акты Плаванье, вязание, вождение автомобиля, работа с клавиатурой компьютера и. т. д. Навязчивые действия – жесты, ритуалы, движения. Сомнамбулизм («лунатизм»).
Бессознательные явления личности Неосознанные генетические программы (инстинкты). Негативные явления, вытесненные из сознания. Неосознанные «случайные» действия. Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми. Половое влечение – либидо. Обиды, оскорбления и пр. Описки, оговорки. Родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама.
Особые психические состояния Психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания Сон, гипноз, транс, аффект
Надсознательные процессы Высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы Интуиция, творческое озарение

 

 

6. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма:

- возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика;

- пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук - у женщин, т. к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т. п.;

- морфологические особенности организма (тип телосложения) – по теории Э. Кречмера и У. Шелдона, существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом;

- генетические аномалии – наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна;

- уровень гормональной активности – например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 2. 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

 

План лекции.

1. Ощущения и их виды.

2. Свойства ощущений. Чувствительность анализаторов.

3. Восприятие и его виды.

4. Свойства восприятия.

 

1. ОЩУЩЕНИЯ И ИХ ВИДЫ

Ощущения – познавательный психический процесс – процесс отражения психикой отдельныхсвойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств.

Ощущения имеют рефлекторную природу. Процесс восприятия, хранения и переработки информации осуществляется с помощью анализатора. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов:

1) рецепторов;

2) нервных волокон;

3) соответствующих отделов ЦНС.

Рецептор – специальные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире (глаз, язык, ухо, нос, кончики пальцев).

Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга.

Существует несколько групп рецепторов. Каждый рецептор воспринимает и перерабатывает только один вид воздействия. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга.

 

Виды ощущений:

Критерий Виды ощущений

По модальности (по виду) раздражителя

Зрительные (ощущения тона и т. д. )
Слуховые (ощущения звуков)
Обонятельные (ощущение запахов)
Вкусовые (ощущение вкуса)
Осязательные (ощущение прикосновения)

По наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения

Контактные (ощущения, которые получаются при непосредственном контакте рецептора с раздражителем; например: вкусовые, тактильные)
Дистантные (ощущения, которые получаются при взаимодействии рецептора с раздражителем на расстоянии; например: зрительные, слуховые, обонятельные)

По месту расположения рецепторов

Экстероцептивные (ощущения, сигнализирующие                                    о различных характеристиках внешнего мира; рецепторы расположены на поверхности тела; например, зрительные, слуховые, вкусовые и т. д. )
Интероцептивные (ощущения, поступающие из внутренних органов, сигнализируют о внутреннем состоянии организма, о состоянии внутренних органов; например, органические ощущения, ощущения боли)
Проприоцептивные (ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении в пространстве; например, ощущение положения опорно- двигательного аппарата, ощущение равновесия, ощущение движения)
По ощущению температуры Температурные ощущения
По связи с органически и потребностями Органические ощущения (связаны с различными органическими потребностями; например, ощущение голода, жажды и т. д. )

 

2. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗАТОРА.

Каждый вид ощущений возникает и функционирует соответственно своим закономерностям. Однако, есть общие свойства, которыми обладают все виды ощущений.

· Длительность – время действия ощущения.

· Качество – особенность, отличающая одно ощущение от других. Качество ощущений вызывается специфическими видами раздражителей, поступающих извне в органы чувств. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

· Интенсивность – сила проявления ощущения. Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, который их вызывает.

Чувствительность – способность анализатора реагировать на действие адекватного раздражителя. Адекватный раздражитель вызывает ощущения тогда, когда интенсивность его действия достигает определенного порога.

Порог ощущения – тот уровень интенсивности раздражителя, который может вызывать ощущения.

Различают:

1. Абсолютный порог чувствительности:

· нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;

· верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, еще вызывающая адекватное (не болевое) ощущение.

2. Дифференциальный порог чувствительности (порог различия/разностный порог) – порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое вырывает едва заметные различия в ощущениях.

Различают две основные формы изменения чувствительности:

1. Адаптация приспособление органа чувства к раздражителям (внешним условиям). При адаптации чувствительность меняется в сторону повышения и в сторону понижения. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

2. Сенсибилизация увеличение чувствительности к раздражителю – повышенная чувствительность анализатора. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения. Например, если некоторое время вслушиваться или всматриваться, то звук или образ становятся более четкими. Можно выделить две группы факторов, под влиянием которых происходит сенсибилизация ощущений:

1) сенсибилизация, обусловленная необходимостью компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2)сенсибилизация, вызванная специфическими требованиями профессиональной деятельности человека.

 

3. ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ

Восприятие - познавательный психический процесс – отражение психикой целостного образапредметов, ситуаций и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Выделяется четыре уровня восприятия:

1)обнаружение– констатируется факт: есть ли раздражитель?

2)различение – формирование образа из ощущений;

3)идентификация– сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. На восприятие объекта влияет опыт человека, его интересы, состояния, особенности личности. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека (от прошлого опыта, запаса знаний, мотивов деятельности, интересов, установок, эмоций и общей направленности личности)(субъективность восприятия).

Виды восприятия:

Критерий Виды восприятия

В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности

(по основной модальности / по сенсорным особенностям)

Зрительное восприятие (зрительные образы предметов)
Слуховое восприятие (слуховые образы)
Обонятельное восприятие (обонятельные образы)
Вкусовое восприятие (вкусовые образы)
Осязательное восприятие (осязательные образы)

По форме существования материи (в зависимости от сложности объектов, которые воспринимаются / восприятие по содержанию)

Восприятие пространства (происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов; это восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов, глубины, рельефа и т. д. )
Восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий). Специального органа для восприятия времени нет; в восприятии времени берут участие все анализаторы.
Восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов; отражение изменения предметов в пространстве)

По отношению к психической жизни

Интеллектуальное восприятие (восприятие научных знаний, т. е. восприятие содержания, понимания понятий и терминов и т. д. )
Эмоциональное восприятие (эмоциональное восприятие явления или события/восприятие эмоций)
Эстетическое восприятие (восприятие прекрасного)

По наличию или отсутствию цели

Произвольное восприятие
Непроизвольное восприятие

 

4. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Свойства восприятия Характеристика свойства
Предметность Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия проявляется в соотнесении знаний о предметах с самими предметами как носителями определенной информации. Например, «стол» (понимаем его значение, функцию и т. д. ).
Целостность Восприятие дает целостный образ предмета. Например, стол: деревянный, ножки, функция и т. д.; человека воспринимаем целостно (потом можем рассматривать определенные характеристики).
Структурность Восприятие не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, слово состоит из букв, имеет корень и т. д.
Константность Относительное постоянство образов предметов (постоянство формы, цвета, величины и т. д. ) при изменении условий их восприятия. Например, машина или человек вдали воспринимается как большой объект.
Осмысленность Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Например, видя человека, мы понимаем, что он живой и т. д.
Активность (избирательность) Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может всех их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Фигура – наиболее важная и значимая информация в данный момент для человека. Фон – остальная информация. Соотношение фигуры и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Пример, рисунок с двойственным изображением.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...