Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Меры по законодательной защите конкуренции, расширению




Прав бизнеса по защите своих интересов, меры по развитию

Публичных форм защиты, расширению прав саморегулируемых

Бизнес-ассоциаций

1. Изменения в сфере законодательства о защите конкуренции.

Поддержка конкуренции, гарантированная 8 и 34 статьями

Конституции, слабо обеспечена на законодательном уров-

не; положения ст. 14–16 ФЗ-135 «О защите конкуренции»

недостаточны для обеспечения соответствующих конститу-

ционных гарантий, не создают эффективных механизмов

и возможностей для субъектов экономической деятельности

по самостоятельной защите своих прав в этой сфере.

2. Меры по расширению прав и возможностей защиты своих ин-

тересов субъектами экономической деятельности, расширению

прав и роли саморегулируемых бизнес-ассоциаций:

· Развивать процедуры административного обжалования дей-

ствия/бездействия органов власти, обеспечивающие защи-

ту интересов предпринимателей в максимально сжатые сро-

ки; необходимо запретить передачу жалобы на рассмотрение

в орган власти/подразделение, на действие/бездействие кото-

рого направлена жалоба; в случае требования заявителя жа-

лоба должна рассматриваться в очном порядке, с участием за-

явителя; срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20

дней с момента поступления.

· Ввести механизм «красной кнопки» на сайтах федеральных ве-

домств — окно, в которое могли бы обратиться предпринима-

тели в случае ущемления их прав. В настоящий момент «крас-

ная кнопка» в той или иной форме существует лишь на сайтах

отдельных ведомств. В то же время целый ряд структур, де-

ятельность которых оказывает непосредственное влияние

на инвестиционный климат (ФАС России, ФМС России, ФТС

России, Ростехнадзор и др.), подобных «кнопок» не имеет; не-

обходима разработка регламента работы ведомств с обращения-

ми граждан через механизм «красной кнопки».

· Расширить права бизнес-ассоциаций, позволяющих, в част-

ности, перейти в ряде случаев от мер государственного кон-

троля к механизмам самоконтроля и надзора за соблюдением

хозяйствующими субъектами требований действующего за-

конодательства путем делегирования соответствующих функ-

ций саморегулируемым организациям бизнеса с сохранением

за государством полномочий по контролю за деятельностью

саморегулируемых организаций.

· Включить бизнес-объединения в контур принятия государ-

ственных решений. Отраслевые ассоциации должны в обяза-

тельном порядке привлекаться к публичному обсуждению из-

менений в законодательстве.

· Закрепить механизм раскрытия информации о результатах

контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых ор-

ганами государственной власти. Он должен предусматривать

обязанность контролирующих органов направлять ежеквар-

тальные обзоры по итогам проверок в соответствующие са-

морегулируемые организации и объединения бизнеса, а так-

же предоставить саморегулируемым организациям право

по участию в делах о применении мер административной от-

ветственности.

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

72 73

· Предоставление бизнес-ассоциациям права выступать в суде

от имени своих членов (подавать иски в защиту третьих лиц).

В настоящее время подобное предоставлено саморегулируе-

мым организациям.

· Повысить роль бизнес-ассоциаций и бизнес-сообщества в це-

лом в подготовке стратегических документов развития стра-

ны, отдельных секторов и регионов, а также проектов норма-

тивных правовых актов.

· Расширить перечень нормативных правовых актов, подлежа-

щих оценке регулирующего воздействия (ОРВ), за счет оцен-

ки актов, затрагивающих отношения между хозяйствующи-

ми субъектами, а также между хозяйствующими субъектами

и государством, совершенствовать механизмы ОРВ, в част-

ности, за счет введения соответствующих норм в регламент

работы палат Федерального собрания, распространить про-

цедуры ОРВ на уровень региональной власти и местного са-

моуправления; повысить уровень правового регулирования

процедур оценки регулирующего воздействия по аналогии

с регулированием антикоррупционной экспертизы (уровень

федерального закона).

V. Меры по снижению барьеров входа на рынок

И барьеров роста компаний

Барьеры входа на рынок — одна из ключевых проблем стимулирова-

ния деловой активности и развития конкуренции.

Существующая принципиальная развилка регулирования де-

ловой активности пролегает между стратегиями контроля ex ante

и ex post. Первая стратегия является менее эффективной, более

коррупционной и создает реальные барьеры входа, не создавая

при этом гарантий соблюдения норм в процессе деятельности

фирмы. Вторая стратегия подразумевает минимизацию первич-

ного контроля с одновременным повышением ответственности

за соблюдение правил и норм ex post. Такая стратегия подразу-

мевает, в частности, переход от тотальных проверок компаний

на входе к выборочным проверкам.

Несмотря на значительные улучшения, сложности вызыва-

ют отдельные элементы процесса регистрации компаний. Больше

всего проблем возникает с регистрацией некоммерческих объ-

единений. Вместе с тем процедура создания новой компании

с момента подачи документов на государственную регистрацию

до получения всех документов, необходимых для начала дея-

тельности, занимает значительное время. Пример: регистрация

в территориальных органах ПФР осуществляется в 5-дневный

срок, но с момента представления налоговыми органами сведе-

ний, содержащихся в ЕГРЮЛ. Несмотря на то, что обмен инфор-

мацией осуществляется в электронном виде, он может занимать

значительное время. Нередки случаи, когда передача информа-

ции от налоговых органов во внебюджетные фонды осуществля-

ется раз в две недели.

Возможное решение: обеспечение при регистрации органи-

зации одновременной постановки на учет в государственных

внебюджетных фондах, присвоение кодов статистики и выдача

соответствующих документов одновременно с выдачей свиде-

тельства о регистрации в ЕГРЮЛ.

Целесообразно также утвердить типовой устав и протокол

собрания учредителей общества с ограниченной ответствен-

ностью, что снизит расходы предпринимателей на квалифи-

цированную юридическую помощь при предоставлении доку-

ментов на регистрацию. Соответствие документов компании

типовым также снижает возможность для сотрудников реги-

стрирующих органов действовать по усмотрению. Фактически

речь может идти о типовой фирме, бесплатном аналоге фир-

мы «под ключ».

Одновременно стоит продолжить работу над совершенствовани-

ем организационно-правовых форм, в которых создаются компа-

нии. Это разработка критериев публичных и непубличных ак-

ционерных обществ, включающая публичное размещение или

обращение акций, обязательное публичное раскрытие инфор-

мации, ведение реестра акционеров независимой организа-

цией; рассмотрение перспектив дальнейшего существования

в законодательстве России организационно-правовой формы

унитарного предприятия, основанных на праве хозяйственно-

го ведения.

Резкое повышение требований к минимальному размеру устав-

ного капитала нецелесообразно, особенно в отношении обществ

с ограниченной ответственностью и некоммерческих органи-

заций, осуществляющих приносящую доходы деятельность. Это

создает заградительные барьеры для начала предприниматель-

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

74 75

ской деятельности, особенно в сегментах малого и среднего биз-

неса. Ведение же предпринимательской деятельности в форме

индивидуального предпринимателя влечет риски обращения

взыскания на все личное имущество гражданина и не обеспе-

чивает в должной мере возможности объединения ресурсов не-

скольких лиц. Это может стать значительным фактором для

отказа от реализации предпринимательской активности насе-

ления.

Не меньшей проблемой является доступ компаний, особен-

но малого и среднего бизнеса, к ограниченным ресурсам, включая

инфраструктуру естественных монополий. За последние годы до-

стигнут определенный прогресс, процедуры подключения фор-

мально упростились, их официальная стоимость снизилась,

но значительные неформальные платежи остались.

Возможное решение — повышение прозрачности подключения

к инфраструктуре: открытая информация о возможностях под-

ключения, публичный список очереди на подключение по груп-

пам потребителей; штрафы в пользу компании, которой отка-

зано в подключении, в размере 70% от стоимости подключения,

если суд признал отказ необоснованным. В то же время необхо-

димо предусмотреть решение этой проблемы в рамках проце-

дур по совершенствованию регулирования деятельности есте-

ственных монополий.

Важными особенностями обладает конкурентная политика в от-

раслях, где действуют крупные регулируемые компании, явля-

ющиеся субъектами естественных монополий. Реформы в элек-

троэнергетике, на железнодорожном транспорте, в газовой

отрасли до сегодняшнего дня не достигли желаемой цели — раз-

вития конкуренции, которая позволила бы отказаться от тариф-

ного регулирования при достаточной уверенности в положи-

тельном воздействии реформы на общественное благосостояние.

Скромные успехи в области развития конкуренции обостряют

источники рисков.

Первый источник риска исходит из того, что возможности

свободного назначения цен используются в первую очередь

субъектами естественных монополий, как напрямую, так и че-

рез создание свободных от тарифного регулирования дочерних

и зависимых компаний.

Второй источник риска связан с тем, что укоренившиеся ком-

пании в этих отраслях, используя свое положение в естественно-

монопольном виде деятельности, предпринимают меры по бло-

кированию выхода на рынок новых конкурентов (используя

трудоемкие процедуры, отказывая в доступе к естественно-мо-

нопольному сегменту и т. д.). Комбинация этих рисков приводит

к ограничению конкуренции по сравнению с возможной ее ин-

тенсивностью, повышению цен и ухудшению условий договора.

Преодоление этих рисков для целей развития конкуренции

требует более жесткого контроля со стороны регулятора за условия-

ми и процедурами доступа к сетевым активам в отраслях естествен-

ных монополий (системе электропередачи, транспортировке газа,

инфраструктуре железнодорожных перевозок). Кроме того, для

снижения стимулов к ограничению конкуренции необходим бо-

лее жесткий контроль (а желательно — запрет) на создание субъек-

тами естественных монополий дочерних и зависимых (а также иным

образом аффилированных) компаний в нерегулируемых сегментах.

В этом вопросе конкурентная политика смыкается с полити-

кой промышленной как инструментом повышения конкурен-

тоспособности, поскольку тарифы на услуги железнодорожного

транспорта, электроэнергию, газ и его транспортировку, проце-

дуры присоединения к сетям и получения услуг субъектов есте-

ственных монополий оказывают воздействие как на условия вхо-

да для новых компаний, так и на конкурентоспособность уже

действующих.

Необходимо пересмотреть концепцию технического регули-

рования в сторону закрепления презумпции соответствия каче-

ства товара и услуги декларации производителя (вместо обяза-

тельной предварительной сертификации) при одновременном

ужесточении ответственности за несоответствия, выявленные

в процессе деятельности.

Пересмотр налоговой системы

Ключевая проблема российской налоговой системы — ее структур-

ная несбалансированность: чрезмерная нагрузка на заработную

плату, неконкурентные для развивающейся экономики ставки

НДС и налога на прибыль сочетаются с низким налогообложением

в сфере добычи ресурсов, низкими налогами на имущество, на по-

требление алкоголя и табака. Необходимо смещение фокуса налого-

вой нагрузки с производства на потребление (см. подробнее главу 5).

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

76 77

Малый и средний бизнес

Малый и средний бизнес (МСП) рассматривается государством

в настоящее время как отдельный сегмент, не включенный

в структурные преобразования экономики. Реализуя програм-

мы поддержки МСП, работая над устранением барьеров и уста-

навливая МСП некоторые льготы и преференции, государство

формирует своего рода отдельную экономику. Ресурс таких пре-

образований ограничен и в ближайшем будущем будет исчерпан.

Усилия государства по развитию МСП, напротив, должны

быть направлены на его интеграцию в экономику, кластеры,

в международную кооперацию. Задача увеличения численно-

сти занятых в секторе МСП и его доли в ВВП страны не мо-

жет быть решена отдельными, точечными мерами, не связанны-

ми со структурными преобразованиями экономической системы.

Изменение схемы бюджетных налоговых поступлений

от применения отдельных специальных налоговых режимов

Сохраняется проблема необеспеченности органов местного са-

моуправления необходимой финансовой базой, и как резуль-

тат — систематический дефицит муниципальных бюджетов. Так,

с момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» от 06.10.2003 г. количество полномочий муници-

пальных образований выросло в разы, а дополнительных источ-

ников финансового обеспечения их деятельности не появилось.

Предусмотренная законодательством финансовая база муници-

пальных органов, основу которой составляют налоги на доходы

и имущество физических лиц, а также налог на землю, уже пред-

полагает наличие бюджетного дефицита.

Такой дисбаланс на практике приводит к тому, что развитие мало-

го и среднего предпринимательства не входит в число приоритетов

деятельности органов местного самоуправления. Особо показатель-

на ситуация с неисполнением Федерального закона № 159-ФЗ

«Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находя-

щегося в государственной собственности субъектов Российской

Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого

субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесе-

нии изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» от 22.07.2008 г.

Необходимо изменить схему распределения налоговых посту-

плений по отдельным налогам в пользу бюджетов муниципаль-

ных образований. Бюджетирование муниципальных образований

должно основываться на перечислении в муниципальный бюд-

жет средств, полученных от компаний, в большинстве своем ма-

лых и средних, работающих на данной территории (речь прежде

всего идет о специальных режимах налогообложения: едином на-

логе на вмененный доход, упрощенной системе налогообложе-

ния, УСН на основе патента). В этом случае у муниципалитетов

появится значимый стимул оказывать всестороннее содействие

развитию малого и среднего бизнеса на конкретной территории.

На сегодняшний день лишь ЕНВД и часть ЕСХН напрямую

зачисляется в местный бюджет плюс есть 2 местных налога:

на имущество физлиц и земельный налог.

Сохранение действующих специальных налоговых режимов

В последнее время все чаще говорится о сокращении специаль-

ных налоговых режимов. В частности, в «Основные направле-

ния налоговой политики до 2014 года» включен тезис об отмене

единого налога на вмененный доход. Вместе с этим не предпо-

лагается предоставление какого-то аналога. При этом ежегодно

собираемость налоговых поступлений от ЕНВД в абсолютных

цифрах увеличивается. Это простой и удобный режим, примене-

ние которого освобождает от обязательности применения кон-

трольно-кассовой техники.

Целесообразно сохранить все виды специальных налоговых

режимов для субъектов малого и среднего предприниматель-

ства. Это позволит сохранить не только налоговые поступления

от этой категории бизнеса, но и лояльность предприниматель-

ского сообщества к власти и будет способствовать укреплению

традиций легальности в российском бизнесе. Именно благодаря

этим простым режимам в начале 2000‑х гг. удалось добиться ле-

гализации значительной части предпринимателей.

Создание условий для перехода

от нелегальной самозанятости к предпринимательству

Проблема самозанятости граждан в последнее время приобре-

ла особую актуальность в свете кризиса и, как следствие, суще-

ственного роста уровня безработицы. Решение задачи сокраще-

ния так называемой теневой части бизнеса напрямую зависит

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

78 79

от успешности реализуемой государством политики по под-

держке и стимулированию развития субъектов малого и средне-

го предпринимательства. Прежде всего это создание максималь-

но благоприятных условий для открытия и ведения своего дела

на законных основаниях.

Эффективной мерой стимулирования легальной самоза-

нятости граждан может стать введение разновидности патента

специально для самозанятых граждан, т. е. физических лиц, как

осуществляющих предпринимательскую деятельность и заре-

гистрированных в качестве индивидуальных предпринимате-

лей, так и осуществляющих несистематическую деятельность без

необходимости прохождения процедуры государственной реги-

страции в качестве индивидуального предпринимателя, без при-

влечения наемной рабочей силы.

Введение патентов необходимо проводить при одновременном

сохранении других упрощенных схем налогообложения, включая

ЕНВД.

Налоговая нагрузка должна быть в случае патента привязана

не к обороту, а к факту осуществления предпринимательской де-

ятельности. Это одно из важнейших направлений, которое необ-

ходимо реализовать в этой сфере, поскольку количество самоза-

нятых (особенно в интернет-пространстве) увеличивается.

Параллельно необходимо проводить работу по раскрытию по-

тенциала отдельных социальных групп населения, которые в боль-

шей степени предрасположены к вовлечению в предприниматель-

скую деятельность. К таким группам относятся: отставные воен-

нослужащие и отставные сотрудники органов внутренних дел;

молодежь, студенты; граждане, потерявшие работу. Для активно-

го вовлечения таких групп необходима разработка и внедрение

специальных программ поддержки, переобучения, стимулирова-

ния предпринимательской деятельности, пропаганда и PR.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...