Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

 

Научный редактор.

Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.

С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)

ISBN 5-89144-283-3,

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям

ББК 88.8

ISBN 5-89144-283-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2002

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т. П. Хризман

ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания - - неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и коррегировать развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них

часто меняется настроение. Трудность планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве семейной жизни. Проявления СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных ра'сстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Непосредственной опорой для создания книги послужили научные труды Б. А. Архипова, Т. В. Ахутиной, Е. Ю. Балашовой, И. П. Брязгунова, П. Деннисон, В. Д. Еремеевой, Н. Н. Заваденко, Е. В. Касатиковой, Ю. А. Клейберга, Н. К. Корсаковой, А. Р. Лурии, Ю. В. Микадзе, Н. М. Пы-лаевой, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкой, О. Н. Уса-новой, К. Ханнафорд, Е. Д. Хомской, Т. П. Хризман, Л. С. Цветковой, Д. А. Фарбер, Ю. С. Шевченко и многих других.

Особую благодарность выражаю моей дочери Анастасии Сиротюк за техническую помощь, оказанную при создании книги и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.

Глава 1

СХЕМА ОНТОГЕНЕЗА ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕБЕНКА

Для того чтобы элиминировать (устранить) причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо, прежде всего, знать о закономерностях развития головного мозга ребенка.

Как известно, биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцированному подходу к отклоняющемуся развитию (дизонто-генезу1).

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга — проходит ряд этапов.

На первом этапе (от внутриутробного периода до 2—3 лет) формируется базис (первый функциональный блок мозга) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсовегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного и когнитивного статуса ребенка.

Первый функциональный блок мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.

На этом уровне впервые заявляют о себе глубинные ней-робиологические предпосылки формирования будущего психофизиологического стиля психической деятельности и обучения ребенка.

1 Дизонтогенез - индивидуальное развитие, отклоняющееся от нормы

Церебральные (мозговые) системы этого уровня организуют сенсомоторные горизонтальные (конвергенция1 глаз, реципрокные2 взаимодействия конечностей) и вертикальные (оптооральные, орально-мануальные) взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Следовательно, не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных. Кроме того, межполушарные свя-

Лервый функциональный блок мозга (регуляция, общая

и избирательная неспецифическая активация мозга,

включающая ретикулярные структуры мозга)1

1 Конвергенция - - схождение глаз на цели.

2 Реципрокные - перекрестные, разнонаправленные.

3 Цвешкова Л.С Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение М., 2000

зи субкортикального уровня участвуют в формировании речи.

Второй этап (от 3 до 7—8 лет) характеризуется активизацией комиссуральных систем, которые играют важную роль в обеспечении полисенсорной, межмодальной1, эмоцио-нально-мотивационной интеграции. Эта зона мозга является центральной мозговой комиссурой2. Она обеспечивает межполушарную организацию мнестических процессов3. На этом отрезке онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня второго функционального блока мозга. Формируется доминантность (преобладающая функция) полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю4, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции исчезает,.

Основная функция второго функционального блока заключается в приеме, переработке и хранении информации. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры мозга и занимает ее задние, постцентральные и афферентные отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Эти зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью. Они принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции. Любое предметное восприятие является результатом полимодальной деятельности, которая первоначально имеет развернутый характер и лишь затем становится свернутой.

1 Модальность — канал восприятия (аудиальный, визуальный,
кинестетический)

2 Комиссуры •— нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между
полушариями

3 Мнестические процессы — процессы запоминания

4 Индивидуальный латеральный профиль - - сочетание ломинантного

полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха

8

Следовательно, она должна опираться на совместную работу системы зон коры головного мозга. 1 Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, известно, что фонематический слух1 является функцией левого полушария. Но прежде чем стать звеном звуко-различения, он должен сформироваться и автоматизироваться кактональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром. Дефицит или несформированность данного звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к грубейшим нарушениям речевого развития.

Третьим этапом в становлении межполушарного взаимодействия является формирование транскаллозальных связей, продолжающихся до 12—15 лет. До этого возраста мозолистое тело2 (главная комиссура мозга) служила для взаимодействия задних отделов правого и левого полушарий и контролировало нижележащие комиссуральные уров-

Второй функциональный блок мозга (прием, переработка и хранение экстероцептивной информации)

1 Фонематический слух — смыслоразличение звуков речи

2 Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два

полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

9

ни. В возрасте 12—15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных (префронтальных) отделов правого и левого полушарий нарегуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать1, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с этими планами и программами. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Наиболее существенной частью третьего блока являются префронтальные отделы, которые играют решающую роль в формировании намерений и программ. Лобные доли мозга обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, за счет которых получают импульсы от систем первого функционального блока, с одной стороны, «заряжаясь» от него, а с другой — контролируя его деятельность. Данный транскортикальный уровень наиболее уязвим. При любой девиации2 формирования нижележащих структур рассматриваемые функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания. Практически не существует варианта дезадаптив-ного поведения человека, при котором не обнаруживался бы-дефицит этого уровня психической деятельности.

Согласно системному строению сложных психических процессов каждая форма сознательной деятельности всегда

1 Рефлексия - самоанализ, процесс познания самого себя.

2 Девиации — отклонение от существующих общепринятых норм

10

Третий функциональный блок мозга

(программирование, регуляция и контроль

над протеканием психической деятельности)

является сложной функциональной системой и опирается на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов в целом (Л. С. Цветкова).

Основной вектор кортиколизации1 любой психической функции в онтогенезе представлен на схеме онтогенеза, которая является одной трехмерной моделью. Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Завершением формирования мозга является созревание лобных отделов левого полушария и нисходящее влияние от них на субкортикальные уровни.

Итак, после созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга (стволовый отдел) начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолистого тел а завершается только к 12—15 годам. До этого возрас-

1 Кортиколизация — развитие коры больших полушарий

11

Схема формирования психических функций в онтогенезе

та межполушарное взаимодействие1 осуществляется при помощи комиссур. Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12—15 годам. В онтогенезе лобная доля закладывается первой, а заканчивает свое развитие последней.

У детей с СДВГ формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с девиациями и развитие «уходит в правый лоб», что отражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том, что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределение внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре вни-

' Межполушарное взаимодействие -- особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

12

мания, а периферию, что в полной мере наблюдается у детей с СДВГ.

«Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Следует помнить, что в условиях социальной депривации1 прекращается рост дендритных сетей!

Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Развитие мозга способствует все более сложным процессам научения. В свою очередь, перцептивная2 и моторная деятельность, освоение языка и другие виды научения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. Нейроны начинают формироваться еще в эмбриональный период, и к середине первого года жизни мозг человека состоит из 100— 200 млрд нейронов. Глиальные клетки3 продолжают расти в течение всего второго года жизни, после чего их рост замедляется.

Происходящее в раннем детстве созревание центральной нервной системы также включает в себя миелиниза-цию4, которая тесно коррелирует (связана) с ростом когнитивных и двигательных способностей в дошкольные годы.

Постнатальный (послеродовой) рост мозга происходит не только за счет увеличения нейронов5, но и за счет развития связей между ними. При рождении мозг ребенка весит

1 Депривация — недостаточная востребованность социальной среды.

2 Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие.

3 Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов. -4 Миелинизация — процесс образования миелиновой оболочки,, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

5 Нейрон — клетки, образующие нервную систему; формируются в
пренатальный период, но продолжают расти и образовывать отростки в
течение всей жизни человека.

13

350 г, что составляет 25% его веса у взрослого человека. Он растет за счет увел имения сети дендритов1 и глиальных клеток со скоростью 1 млг в минуту, достигая 50% взрослого веса к 6 месяцам, 75% — к 2,5 годам и 90% — к 5 годам.

Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются. Например, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального онтогенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и в дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановление). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики продемонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.д.). Указанные автоматизмы должны быть многократно воспроизведены, т.е. отперсевери-рованы2. При условии опережающего обучения передних

1 Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от
других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних
раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.

2 Персеверация — навязчивое или преднамеренное, цикличное повторение
одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге.

14

отделов мозга феномен персевераторного поведения закономерно не закрепляется. Такой ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенети-ческое развитие!

Итак, до 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными. Развитие операционального обеспечения психической деятельности в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом возрасте завершается формирование механизмов произвольного внимания. Все ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребенка.

Современные нейропсихологические исследования показывают, что у 70% детей нарушение возникает в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые в большей степени формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. По результатам исследования Л.С. Цветковой подавляющее большинство обследованных детей с дизонто-генезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные нарушения у девочек проявляются более грубо. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

Необходимо осознавать, что формирование девиаций в поведении начинается не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве: позднее поднесения к груди, гипертонус мышц и т.д. Например, то, что ребенок не пол-

15

зал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), является иллюстрацией нарушения в развитии.

Под воздействием ритма от сердца и дыхания матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного развития развивается вестибулярный аппарат. Патологии (работа матери за компьютером и с электроприборами, неоновое освещение, потребление алкоголя, курение и т.д.) этого периода внутриутробного развития влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при помощи ритмичного покачивания, «воркования» или сосания соски. От этого они еще больше раздражаются. Следует помнить, что чрезмерное покачивание ребенка тоже может привести к патологии вестибулярного аппарата и мозжечка, что в дальнейшем спровоцирует возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Употребление матерью алкоголя во время беременности отрицательно влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. После рождения у ребенка это может проявиться в снижении концентрации внимания, нарушениях поведения (например, разрушительное поведение, агрессия), раздражительности, патологической любви к сладкому, гиперактивности, депрессии, аутизме1.

В случае ранних очаговых поражений мозга специфические функции благодаря высокой пластичности мозговых механизмов могут компенсироваться. Такие перестройки происходят за счет деятельности других мозговых зон, которые в норме специализируются на других функциях. Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания, опирающаяся на значительное число структур мозга, вносящих свой специфический вклад в обеспечение различных аспектов внимания. Другим значимым последствием раннего поражения мозга является нарушение миелинизации. Одной из причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности является

' Аутизм крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний

16

дисфункция префронтальных отделов мозга за счет замедления миелинизации. Известно, что миелинизация префрон-тальной области, осуществляющей функции организации, программирования и контроля психической деятельности, завершается позднее всего. У мальчиков эти процессы продолжаются дольше, чем у девочек.

Генетические механизмы контролируют в первую очередь ранние этапы развития центральной нервной системы, представляющие собой сложную программу формирования, миграции и дифференцировки нейронов. От того, как скоро и пластично в системах мозга осуществляются адаптивные перестройки, обеспечивающие реализацию новых физиологических функций, зависит степень физиологической полноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это относится и к пренатальному1 онтогенезу, в котором закладка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация, но и как форма адаптации к тем специфическим условиям, которые создаются материнским организмом.

Существует определенная взаимосвязь между сроками воздействия патологических факторов в онтогенезе и характером последующих неврологических расстройств. Установлено, что нарушения течения онтогенеза на ранних стадиях чаще вызывают поражения подкорковых структур мозга, тогда как факторы, действующие в перинатальный2 или по-стнатальный3 период, преимущественно влияют на формирование высших корковых функций. Данная закономерность может быть объяснена, исходя из принципа гетерохронии развития разных отделов мозга, основанного на теории си-стемогенеза П.К. Анохина. Согласно принципу гетерохронии эмбриогенеза4, клеточная дифференциация нейронов,

1 Пренатальный — дородовой

2 Перинатальный — родовой

3 Постнатальный - послеродовой

4 Эмбриогенез - внутриутробное развитие плода

17

образование между ними синаптических1 связей и миели-низация проводящих путей завершаются в различных отделах центральной нервной системы в разные сроки и с разной скоростью в соответствии со сроками созревания тех функциональных систем, в которые они включены. Так, неблагоприятные воздействия на ранних сроках онтогенеза могут послужить причиной возникновения детских церебральных параличей и умственной отсталости. Патологические воздействия на плод в более поздние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций2 и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

1 Синапс (от греч synapsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов 2 Минимальная мозговая дисфункция - небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей

Глава 2

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваден-

коидр.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформирован-ности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вешей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей под-

19

вержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались».' Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны,, снижается уровень активности мозга.

20

В результате коррекции при помощи реципрокных1 двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению
трудностей восвоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко
отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны
дислекция1 и дисграфия3, для 61% детей — признаки дис-
калькулии4. В психическом развитии наблюдаются задерж
ки на 1,5— 1,7 года.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем-адреналина в крови. Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особен-

1 Реципрокние — перекрестные, разнонаправленные.

2 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения чтением,
проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого
характера и обусловленное несформированностью психических функций,
участвующих в процессе овладения чтением.

3 Дисграфия - частичное нарушение навыков письма вследствие очагового

прражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

4 Дискалькулия —нарушение формирования навыков счета вследствие

очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного

мозга

21

ности их статуса не способствуют его развитию. Среди гипе
рактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и
У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались
трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплес-ка проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12—15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 и 9— 10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12— 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

По современным научным данным, среди мальчиков 7— 12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек варьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

Результаты исследования, проведенные автором в 1999 г. в ходе работы психологического клуба для девиантных подростков, приведены в таблице.

Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества меж-полушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

22

Особенности психофизиологической литерализации полушарий девиантных подростков (%)

Девиантные подростки Левопо-лушарные Правопо-лушарные Равнопо-лушарные

 

Девочки Мальчики 8 9 66 3 14

В связи с вышесказанным следует отметить, что механизмы формирования девиаций мальчиков и девочек различны. Девиантное поведение мальчиков часто связано с «застреванием» нейропсихологического развития в стволовых отделах мозга, правом полушарии или мозолистом теле. Этим объясняется большее количество девиаций среди мальчиков. Коррекция девиантных мальчиков может быть построена на элиминации дисфункций правого полушария: кине-зиологические упражнения1, артгерапия и т.д. Девиантность девочек базируется на «застревании» нейропсихологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо труднее поддается коррекции и компенсации. Так как де-виантное поведение часто является проявлением определенного синдрома, то оно не возникает эпизодически. Девиации проявляются в любой ситуации.

Таким образом, синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интел-лектуально-мнестические нарушения, а также такие психо-патоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.

1 Кинезиологическис упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий

Глава 3

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

И МЕХАНИЗМЫ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены^ несмотря на большое количество исследований. В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома. Существует также развернутая биопсихосоциальная патологическая мод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...