Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.




6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный (от лат. «correctus» — вежливый, тактичный, учтивый), или правильно поставленный, вопрос — это вопрос, базис которого представляет собой истинное, непротиворечивое знание.

Некорректный, или неправильно поставленный, вопрос — вопрос с ложным или противоречивым базисом или содержащий суждение, смысл которого недостаточно определен.

Необходимые признаки корректного вопроса определяются следующей совокупностью факторов:

1) на вопрос можно дать ответ;

2) ответ является истинным;

3) ответ снижает познавательную неопределенность.

       Значит, вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя.

Разновидностями некорректного вопроса являются бессмысленный вопрос и провокационный вопрос.

Вопрос является бессмысленным, если в его формулировке содержатся выражения, ни смыслы, ни значения которых неизвестны.

Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. «trivialis» — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).

       Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложением, содержащим неясные (не вполне определенные) слова или словосочетания.
       В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, являющиеся корректными по ключевым признакам, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные адресату или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или прояснить неизвестные, неправильно понимаемые выражения, или заменить их известными.

       Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.
       Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности его предпосылки (базиса), то вопрос просто некорректен.
           

       Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей1.

       В судебно-следственной практике вопросы классифицируются и по иным основаниям. Например, в криминалистической тактике большое значение имеют дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные и изобличающие вопросы, которые могут быть поставлены допрашиваемому лицу в случае необходимости на соответствующей стадии допроса.

Дополняющие — это вопросы, задаваемые, когда полученные показания недостаточно полны.

Уточняющие — это вопросы, задаваемые, если полученные показания недостаточно конкретны.

Напоминающие — это вопросы о фактах, предшествующих, сопутствующих забытым, сходных или контрастирующих с ними либо последующих.

Контрольные — это вопросы об объективных и субъективных факторах, влияющих на процесс формирования показаний допрашиваемого (отдаленности, наличии или отсутствии преград, дефектов органов зрения, слуха, источниках, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения и т. п. ).

Изобличающие — это вопросы, с помощью которых разоблачается ложь, преодолеваются запирательство, провокации, круговая порука лиц, заинтересованных в сокрытии истины.

Указанные виды вопросов ставятся в целях восполнения, проверки и критической оценки полноты и достоверности полученных сведений.

Правила постановки вопросов

Широко известно выражение: «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Определяющее влияние вопроса на характер ответа установлено очень давно.

В юридической практике необходимо особо строго следить за корректностью постановки вопросов. Вот примеры некорректно заданных вопросов, на которые невозможно получить логически верные, вразумительные ответы.

«Можно ли определить стоимость обуви по ее следам? »; «Является ли шланг, который изъят у подозреваемого, холодным оружием? »; «Вы стояли спиной к случаю или нет? ».

При постановке вопросов следует соблюдать ряд правил.

1. Правило корректной постановки вопроса. По содержанию и форме вопрос должны быть правильно сформулирован. Недопустимы провокационные и неопределенные вопросы.

Например, «Свидетель, почему вы назвали подсудимого проходимцем и что конкретно вам известно о его проходимости? ».

2. Ответ на уточняющий вопрос должен предполагать закрытое множество (альтернативы «да» или «нет»).

Например, на вопрос: «Доказано ли, что преступление имело место? » можно дать два альтернативных ответа: «Да, доказано» или «Нет, не доказано».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...