Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Энергосбережение в Республике Казахстан

 

Закон Республики Казахстан “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”, а также сопутствующие ему поправки были приняты 13.02.2013г.

Закон предусматривает создание целостной правовой базы энергосбережения, а также формирование национальной инфраструктуры для стимулирования перехода экономики на энергоэффективное развитие.

К 2014 году предполагается внедрение международных стандартов по энергосбережению, и по аналогии со странами ЕС вводится добровольное соглашение в области энергосбережения, которое будет заключаться с предприятиями, входящими в государственный энергетический реестр. В соглашении будет расписано по годам, насколько будет снижена энергоемкость предприятия.

Законом также вводится запрет на продажу и производство электропотребляющих устройств без обозначений класса эффективности.

В Казахстане энергосбережение и повышение энергоэффективности всех отраслей хозяйства является в настоящее время приоритетной задачей, которая позволит решить комплекс проблем: энергетических, экологических и экономических. Без решения этой задачи неизбежно будет сдерживаться развитие страны.

Главой государства в области энергосбережения поставлена задача по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 10% к 2015 году и 25% к 2020 году.

Однако существуют следующие проблемы с внедрением электроснабжения в Республике Казахстан:

- отсутствие методологии разработки и мониторинга политики энергосбережения, несовершенство энергетической статистики;

- отсутствие единого специализированного органа (энергетического агентства) ответственного за политику энергосбережения;

- неразвитость конкурентных торговых механизмов ТЭР;

- отсутствие стимулирующих финансовых инструментов;

- недостаток квалифицированных энергоменеджеров и энергосервисных компаний;

- низкая осведомленность о преимуществах энергосбережения.

В связи с этим МИНТ предложили концепцию развития энергосбережения в Республике Казахстан, в которой изложены следующие предложения:

- фокус на сектора с наибольшим потенциалом энергосбережения;

- установка: достижение конкретных целевых показателей энергосбережения к 2020 году;

- сегментация политики энергосбережения: приоритеты по секторам экономики, секторальные Дорожные карты, различные пакеты мер;

- для субъектов: ориентация на меры по стимулированию;

- возможность привлечения внешних источников финансирования мероприятий по энергосбережению;

- постановка задачи по целостной модернизации системы сбора

энергетической статистики;

- основную организационную нагрузку по энергосбережению несут крупные промышленные предприятия. При этом: предприятия выигрывают финансово от энергосбережения (немедленный эффект от экономии); предприятия потребляют около 70% всей энергии; есть механизмы привлечения инвестиций для проведения мер по энергосбережению.

В последнее двадцатилетие энергетика обеспечивала рост благосостояния в мире, примерно, в равных долях за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. В развитых странах меры по энергосбережению давали 60-65% экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в мире на 18% и в развитых странах – на 21-27%. Не случайно основное повышение энергетической эффективности экономики (системных мер по энергосбережению) является центральной задачей Энергетической стратегии Казахстана.

Энергетическая стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведения целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого наша страна располагает большим потенциалом организационного и технологического энергосбережения. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов способна уменьшить их расход в стране на 40-48% или на 360- 430 млн. тонн условного топлива (т.у.т.) в год. Около трети потенциала энергосбережения имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть - сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти – в коммунально-бытовом секторе, 6-7% - на транспорте и 3% - в сельском хозяйстве.

Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место мирового сообщества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Казахстан не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран- импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т.к только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности товаров и услуг.

Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья. Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.

В основу классификации резервов экономии ТЭР положена классификация резервов по направлениям усовершенствования производства классификационным признаком, которого являются сами источники экономии, позволяющие выявить влияние того или иного резерва на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

При этом методе анализа наиболее легко решается проблема их измерения, которая фактически сводится к определению экономической эффективности.

Процесс внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом здании является уникальным в своем роде и требует особого подхода. Принцип работы в данном направлении можно представить как непрерывный циклический процесс, предоставленный на рисунке 9.

Основные направления и способы энергосбережения:

- повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций;

- повышение энергоэффективности системы отопления;

- повышение качества вентиляции и снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование;

- экономия газа;

- экономия при производстве, передаче и потреблении электроэнергии:

а) внедрение нового, более экономичного, электрооборудования, в частности, распределительных трансформаторов с уменьшенными активными и реактивными потерями холостого хода, встроенных в КТП и ЗТП конденсаторных батарей;

б) применение герметичных масляных или заполненных жидким негорючим диэлектриком трансформаторов с уменьшенными удельными техническими потерями электроэнергии и массогабаритными параметрами, в том числе, специальных конструкций трансформаторов мощностью до 100 кВА, позволяющих их подвеску на опоре (столбовых трансформаторов (6- 10/0,4 кВ)) для сокращения протяженности сетей напряжением 0,4 кВ и потерь электроэнергии в них;

в) более широкое использование устройств автоматического регулирования напряжения под нагрузкой, вольтодобавочных трансформаторов, средств местного регулирования напряжения для повышения качества электроэнергии и снижения ее потерь;

- повышение энергоэффективности добычи и переработки топлива;

- реализация типовых проектов в промышленности.

 

Рисунок 6 – Внедрения энергосберегающих мероприятий

 

Энергосбережение и оптимизация энергопотребления растущей экономики входят в число наиболее приоритетных задач дня. Для их решения разработана отраслевая Программа по энергосбережению, а также принят Закон «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности». Согласно программе, в стране должна резко снизиться энергоемкость промышленного производства и жилищно-коммунального хозяйства, т.е. необходимо внедрять энергосберегающие технологии и максимально оптимизировать энергопотребление, сокращая сверхнормативные потери.

Изложенные механизмы мотивирования практического внедрения энергоэффективных распределительных трансформаторов В Европе, изложенные ранее, вполне применимы и в Казахстане. Более того, эффект от успешного применения энергоэффективного трансформаторного оборудования крайне важен и значим для экономики республики.

Для успешного продвижения в РК энергоэффективных трансформаторов необходимо:

1.Сформировать нормативные документы по силовым трансформаторам.

2.Централизованно снабдить всех потенциальных потребителей трансформаторной продукции методикой расчета капитализации потерь; в этом случае каждый покупатель будет сам решать для себя: или сэкономить сейчас и расплачиваться за некачественное оборудование многие годы эксплуатации, или затратить сейчас большую сумму, но обеспечить себе экономию в течение всего срока эксплуатации.

 

 

Рисунок 7 – Потери в трансформаторах

Рисунок 8 – Экономический эффект от внедрения энергоэффективных трансформаторов

3.Регламентированно скорректировать технические данные на трансформаторы путем указания конкретного класса энергоэффективности.

Существующие потери в распределительных трансформаторах — до 3%. Результаты потерь представлены на рисунке 7. Экономический эффект от внедрения энергоэффективных трансформаторов представлен на рисунке 8.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.