Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта

Понятие и структура железнодорожного транспорта в национальной экономике

Транспортный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики. Он включает 1,5 млн. км. наземных путей сообщения. На транспорте работает 6,5% трудоспособного населения России. Стоимость основных производственных фондов транспорта составляет 27 % фондов страны, при этом доля транспортных издержек в конечной цене продукции промышленного и сельского хозяйства оценивается в 15-20%, достигая, по некоторым грузам, 50%. Удельный вес грузового транспорта во внутреннем валовом продукте России равен 9,7 %. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики. Транспорт не производит новой вещественной продукции и является во многих случаях продолжением процесса производства, а продукция транспорта – перевозка неотделима от процесса транспортного производства: её нельзя накопить, создать запасы. С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта (без учёта трубопроводного) превышает 80 %, а в пассажирообороте - более 40 %.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению. Вместе с

 

тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики. Транспорт не производит новой вещественной продукции и является во многих случаях продолжением процесса производства, а продукция транспорта – перевозка неотделима от процесса транспортного производства: её нельзя накопить, создать запасы. С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта (без учёта трубопроводного) превышает 80 %, а в пассажирообороте - более 40 %.

Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта

В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. По протяженности электрифицированных магистралей Россия находится на 1-м месте в мире. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980 г. до 79% в 2011 г. Одновременно продолжалась реконструкция железнодорожных путей - укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением.

Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов. Наиболее велика доля отраслей ТЭК (39%), промышленности строительных материалов (21%) и металлургии (18%).

Отметим, что на и железнодорожном транспорте грузооборот растет темпами, существенно опережающими средний по отрасли. В 2011 г. индекс грузооборота на соответствующих видах транспорта составил 168,8 и 137,5 соответственно от уровня 1995 г. при среднем уровне 116,1, что в итоге приводит к увеличению их доли в общей структуре. Показатель роста грузооборота магистрального транспорта (119,6 уровня 1995 г.) также несколько превышает среднее значение.

«Железные дороги - крупнейшая государственная монополия в России. Железнодорожная отрасль, по разным оценкам, обладает от 4% до 15% всех основных средств производства в российской экономике, в ней заняты 1,2 миллиона человек. Железнодорожный транспорт является в целом

прибыльным, хотя пассажирские перевозки (и особенно пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог - производители массовых грузов (угля, строительных материалов, черных и цветных металлов и др.). Их спрос на услуги железнодорожного транспорта имеет низкую эластичность, а среднее расстояние перевозки этих грузов так велико, что грузоотправители фактически не имеют другой альтернативы: автомобильный транспорт оказывается слишком дорогим при перевозках на такие расстояния, а водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только на некоторых маршрутах и только в период навигации».

Анализируя экономические показатели работы железнодорожного транспорта, следует отметить, что за период с 1990 по 2011 год средний вес грузового поезда брутто возрос с 3093 т. до 3608 т., средняя участковая скорость - с 34,3 км/ч до 39,0 км/ч, среднесуточная производительность грузового локомотива с 1098 тыс. т-км. брутто до 1566 тыс. т-км. брутто.

В качестве неблагоприятной для железнодорожного транспорта тенденции следует отметить увеличение доли порожнего пробега грузовых вагонов с 33-34% в 1990-91 г.г. до 39,9 % в 2011 г., связанное как с разделением единой сети железных дорог СССР, так и с прекращением централизованного регулирования грузопотоков, существовавшего в условиях социалистической экономики.

Финансовые показатели работы железных дорог в рассматриваемом периоде в целом тоже были удовлетворительными, за исключением 1996 года, который МПС закончило с отрицательной рентабельностью (-1,5 %). Проблема убыточности была решена за счёт жёстких мер по сокращению эксплуатационных расходов, основанных в т.ч. на сокращении персонала. За 1997-1999 г.г. общее число занятых в отрасли сократилось на 438 тыс. человек (с 2142,7 тыс. чел. до 1704,7 тыс. чел.) или на 20 %, а на конец 2002 года среднесписочная численность работников составила 1555,0 тыс. чел., из них в основной деятельности - 1222,2 тыс. чел.

Финансовое состояние железнодорожного транспорта в 2009-2011 годах показано в таблице 12.1

 

 

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 к 2010, %
Доходы от перевозок, млн. руб. 320,870 418,976 522,573 124,7
в т.ч.
от грузовых 285,041 373,463 468,551 125,5
от пассажирских 35,829 45,513 54,022 118,7
Расходы по перевозкам, млн. руб. 273,974 395,102 476,472 120,6
в т.ч.
по грузовым 203,433 293,742 359,751 122,5
по пассажирским 70,540 101,3600 116,721 115,2
Прибыль от перевозок, млн. руб. 46,896 23,873 46,101 193,1
в т.ч.
от грузовых 81,608 79,721 108,801 136,5
от пассажирских -34,712 -55,847 -62,699 112,3
Отношение доходов к расходам, % 117,12% 106,04% 109,68% 103,4
в т.ч.
по грузовым 140,12% 127,14% 130,24% 102,4
по пассажирским 50,8% 44,9% 46,3% 103,1

Таблица 12.1 - Данные о доходах и расходах по грузовым и пассажирским перевозкам в 2009-2011 гг., млрд. руб.

Отчет о прибылях и убытках ОАО «РЖД» по международным стандартам бухгалтерского учёта в 2009-2011 г.г., млн. руб. показано в таблице 12.2

 

 

Статья 2007 г. 2008г. 2009 г.
Выручка 350,832 463,718 617,514
Себестоимость продукции 300,809 443,617 564,023
Проценты к уплате 1,600 1,606 1,979
Начислено амортизации 83,012 122,367 120,842
ЕВ1ТОА (доход до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и отчислений на износ и амортизацию) 112,790 86,789 144,686
Прибыль до налогообложения 28,177 -37,185 21,864
Прибыль после налогообложения 9,582 -49,276 11,352

Таблица 12.2 - Отчет о прибылях и убытках ОАО «РЖД» по международным стандартам бухгалтерского учёта в 2009-2011 г.г., млн. руб.

В 2007 г. разработан и утверждён Приказом Министерства транспорта РФ (№124 от 17.08.07 г.) Порядок ведения раздельного учёта доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим. Система раздельного учёта послужила основой для принятия на государственном уровне решения о компенсации убытков от пассажирских перевозок в дальнем сообщении в размере 10,9 млн. руб.

Объём доходов за 2007 год по всем видам деятельности составил 975,6 млрд. руб. с увеличением по сравнению с 2006 годом на -14,9 %

В структуре доходов наибольшую долю занимают грузовые перевозки. По итогам 2007 г. доходы от грузовых перевозок получены в сумме 754,9 млрд. руб. с ростом к 2006 г. на 96,9 млрд. руб. или на 14,7%. При этом наибольшими темпами возросли объёмы и доходы от перевозок во внутригосударственном сообщении. Доходы от пассажирских перевозок по итогам 2007 г. составили 129,5 млрд. руб. Индекс роста железнодорожного тарифа (108%) был ниже индекса роста цен (113,9 %). Тарифная политика железных дорог при росте цен на грузы способствовала снижению уровня транспортной составляющей по основным видам перевозимых грузов.

 

Результаты работы ОАО «РЖД» по грузовым и пассажирским перевозкам в 2010-2011 гг. показано в таблице 12.3

Показатель Ед. изм 2010 г. 2011 г. 2011 к 2010, %
         
Пассажирооборот млрд.пасс-км. 177,8 174,1 97,9
Грузооборот (тарифный) млрд. т-км. 1951,0 2090,3 107,1
Грузооборот (эксплуатационный) млрд. т-км. 2148,0 2312,6 107,7
Приведённая работа млрд. прив. т-км. 2325,8 2486,7 106,9
Всего доходов млрд. руб. 848,9 975,6 114,9
Всего доходов от перевозок млрд. руб. 772,0 884,4 114,6
а) от пассажирских перевозок млрд. руб. 114,0 129,5 113,6
из них в дальнем следовании млрд. руб. 92,0 109,4 118,9
в пригородном сообщении млрд. руб. 22,0 20,1 91,4
б) от грузовых перевозок млрд. руб. 658,0 754,9 114,7
Доходы от прочих видов деятельности млрд. руб. 76,9 91,2 118,6
Всего расходов млрд. руб. 778,2 899,0 115,5
Расходы от перевозок млрд. руб. 709,8 819,4 115,4
а) от пассажирских перевозок млрд. руб. 157,1 180,0 114,6
из них в дальнем следовании млрд. руб. 113,2 132,2 116,8
в пригородном сообщении млрд. руб. 43,9 47,8 108,9

 

 

Продолжение Таблицы 12.3

 

б) от грузовых перевозок млрд. руб. 552,7 639,4 115,7
Расходы от прочих видов деятельности млрд. руб. 68,3 79,6 116,5
Всего прибыль от продаж млрд. руб. 70,8 76,6 108,2
Прибыль по перевозкам млрд. руб. 62,2 65,0 104,5
а) от пассажирских перевозок млрд. руб. -43,1 -50,5 117,2
из них в дальнем следовании млрд. руб. -21,2 -22,8 107,5
в пригородном сообщении млрд. руб. -21,9 -27,7 126,5
б) от грузовых перевозок млрд. руб. 105,3 115,5 109,7
Прибыль от прочих видов деятельности млрд. руб. 8,6 11,6 134,9
Себестоимость перевозок коп. на 10 т-км 305,22 329,50 108,0
Результат от прочих и чрезвычайных операций млрд. руб. - 11,6 52,4  
Балансовая прибыль млрд. руб. 59,2 129,0 217,9
Чистая прибыль млрд. руб. 26,4 84,5 319,9
                   
                   

Таблица 12.3 - Результаты работы ОАО «РЖД» по грузовым и пассажирским перевозкам в 2010-2011 гг.

Чистая прибыль по итогам деятельности Компании в 2011 году составила 84,5 млрд. руб., что на 58,1 млрд. руб. больше показателя 2010 года.

Предваряя дальнейший анализ, необходимо остановиться на понятиях качества работы и качества продукции. Существует два подхода к вопросам улучшения качества. Первый - внутриотраслевой - повышение качества транспортной работы, ведущее, как правило, к снижению эксплуатационных расходов, и второй, выходящий в сферу взаимодействия с клиентом, - повышение качества предлагаемой транспортной продукции, ведущий к повышению доходности.

 

Качество работы транспорта может характеризоваться такими показателями работы подвижного состава, как оборот и производительность вагона, масса и скорость движения поездов отечественных железных дорогах составляет - от 6,9 до 8,0 сут., для мелких отправок - 15,7-20,0 сут.

Итак, в структуре доходов наибольшую долю занимают грузовые перевозки. При этом наибольшими темпами возросли объёмы и доходы от перевозок во внутригосударственном сообщении. Доходы от пассажирских перевозок по итогам 2011 г. составили 129,5 млрд. руб. Тарифная политика железных дорог при росте цен на грузы способствовала снижению уровня транспортной составляющей по основным видам перевозимых грузов.

Доминирование железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг при относительно низком качестве транспортной продукции обусловлено тем, что по железным дорогам перевозятся, главным образом, массовые грузы, спрос на перевозку которых не обладает степенью эластичности, достаточной для перевода этих грузопотоков на другие виды транспорта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...