Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры звукописи в русской поэзии

Шкловер Марк Юрьевич

Эмоции звука и звук эмоций

Табл. 1. Звук эмоций.

Все значения приведены относительно буквы "А". Грамматический потенциал буквы, Рифмовый потенциал буквы, величина Эмоционального потенциала буквы и Качество стихотворения оценивались по 5-ти балльной шкале.

Буква Коли-чество   Потен-циал ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР БУКВЫ Качество стихотворения Комментарии
слов глаголов грамматический рифмовый Величина Направление
А           СМЯТЕНИЕ. Абсурд, азарт и апатия   Мало глаголов, слабый ЭВБ.
Б           ВРАЖДЕБНОСТЬ Бремя боя(брат бьет брата)    
В           Вера, величественность Вечность, время, вселенная    
Г           ГНЕВ Гнет гнева, греха, грязи и горя.   Небольшой недостаток глаголов
Д 1.5         ДОЛГ Дело, деньги, душа, дружба    
Е 0.1 0.1 - - - Нет звука Е - Немощная буква
Ж 0.1 0.5       СТРАСТЬ, ЖАЖДА Желания, жажда жизни   Немощная буква
З           ЗАВИСИМОСТЬ Зов, земля, злато, зона, звено    
И     1.5     ИНТЕРЕС Играть, искать, интрига   Небольшой недостаток глаголов
Й         - - - Немощная буква
К           КОВАРСТВО Каверза, кинжал, конфликт    
Л 0.5 1.5       ЛЮБОВЬ Ласкать, льнуть, лобызать    
М 1.5         МАЯТА Мелькать, маячить, мяться   Не достает глаголов
Н           УНЫНИЕ Нытье, наказание, нервы   Глагольное хранилище РЯ
О           УДИВЛЕНИЕ Ошеломление, ой, обман   Глагольное хранилище РЯ
П           ГОРДОСТЬ Победа подвиг премия приз   Глагольное хранилище РЯ
Р           ИССТУПЛЕНИЕ Раж, рвение, рев, рык   Глагольное хранилище РЯ Недостаток сущ. и прилагат.
С           СОСТРАДАНИЕ Смерть, скорбь, старость    
Т   2.6       ТРЕВОГА Темень, тайна, тишина   Небольшой недостаток глаголов
У   8.6       УЖАС Упырь, убийца, урод   Недостаток существительных
Ф 0.5         УВЕРЕННОСТЬ Форт, ферзь, фатум   Серьезный недостаток глаголов.
Х 0.5         ОТВРАЩЕНИЕ Хам, хлам, хлев    
Ц 0.1 0.5       ПРЕВОСХОДСТВО Царь, центр   Немощная буква
Ч 0.5         ВЕСЕЛЬЕ Чудак, чучело, чумазый    
Ш 0.5         ШОК Штурм, шквал, шторм   Перекос в сторону глаголов, недостает существительных
Щ 0.05 0.3       ПРИВЯЗАННОСТЬ Щадить, щит, щупать   Немощная буква
Э 0.5 0.5 0.5     ДОСАДА Эх   Серьезный недостаток глаголов. Нулевой ЭВБ
Ю 0.05 0.1       Нет звука Ю   Серьезный недостаток глаголов
Я 0.1 0.1       Нет звука Я   Немощная буква

 

Табл. 2. Эмоция звуков. За основу взята классификация эмоций и чувств Ильин Е.П. (добавленные эмоции в левой колонке написаны строчными буквами)

ЭМОЦИЯ-ЧУВСТВО ЗВУК Эмоциональный вектор  
Эмоции ожидания и прогноза  
ТРЕВОГА Т Темнота, тайна, тишина  
СТРАХ, ужас У Упырь, убийство  
Фрустрационные эмоции  
ДОСАДА Э Эх  
УНЫНИЕ, нытье Н Ныть наказание напасть напрасно надрыв  
ТОСКА, маята М Мелькать маячить мяться  
ОТВРАЩЕНИЕ Х Хабал хам хлам  
ГНЕВ Г Гад геена гниль гной гнусь грех гримаса гром  
ИССТУПЛЕНИЕ, раж, Р Рев, радость, рвение, рык  
Коммуникативные эмоции  
ВЕСЕЛЬЕ Ч Чавкать чадо чечетка чмок чудак чучело  
СМЯТЕНЬЕ, состояние абсурда А Агония адреналин авария анархия  
сострадание С Смерть, скорбь, старость  
Интеллектуальные эмоции  
УДИВЛЕНИЕ, ошеломление О Очень обман обмереть ой осечка  
ИНТЕРЕС И Игра, интуиция, искать  
Эмоции догадки  
УВЕРЕННОСТЬ Ф Факт форт ферзь финка фатум  
Эмоции, возникающие в процессе деятельности  
СТРЕСС, шок Ш Штурм шквал шторм шило шприц шпага шпиль шпора штык  
ЧУВСТВА  
ПРИВЯЗАННОСТЬ Щ Щадить, щит, щупать  
зависимость З Зов, земля, золото, зона, звено, зерно  
долг Д Делать, дети, дом, деньги, друг, держава, дружина, душа  
ЛЮБОВЬ Л Ласкать, льнуть, лобызать  
страсть, жажда Ж Желать, жить, женщина, жадность, жизнелюбие  
ПРЕВОСХОДСТВО Ц Царить, целый, центр  
ВРАЖДЕБНОСТЬ Б Бить, бичевать, бомбить, бой  
АГРЕССИЯ, конфликт, коварство К Карать, кинжал, клинок, кипеть, конфликт  
ГОРДОСТЬ П Побеждать патриот престиж перл подвиг почтение премия приз  
вера, величественность В Вечность, время, вселенная, верх, воля, воин, власть  
       

 

Звукоряд слов, создающий определенное звучание, выступает инструментом формирования смыслов. Это первая (и основная) функция звукописи в поэтическом тексте. Термин «функция» употребляется здесь в значении «задача» – попросту говоря, функция определяет, что дает употребление того или иного приема в тексте.

Функции звукописи


1. Звукопись является проводником смысла.
В этом контексте понятие «звукопись» употребляется в узком смысле слова: как соответствие звукового состава фразы изображаемому.

 


1. И буду слушать тишину,
Листая Пушкина поэмы,
Смотреть в окошко на Луну
И ворошить в уме проблемы.


2. Дует губы вечер. Ветер дует.
Хмурит речка брови-берега…

 



2. Звукоповтор действует суггестически, порождает магию слова, эффект музыкального сопровождения, тонко передает настроение лирического героя.
Фонетическая выразительность вносит весомый вклад в создание энергетики стихотворения, его воздействующего потенциала. Артикуляционное напряжение, с которым произносятся многие сочетания согласных, влечет за собой общую фонетическую напряженность стиха, и это напряжение передается содержанию, влияет на его восприятие.


Колосится колосок,
Солнце целится в висок.
Блики, лики, лица.
Но кукует птица.
Колесило колесо,
Закатилось за лесок.
Крест на колокольне
Небо колет больно


.
3. Звукопись усиливает нелинейность поэтического текста, проявляющуюся в большой роли вертикальной связности. Слова связываются не только по горизонтали, линейно – морфологической и синтаксической связью (когезия), но и по вертикали, т.е. создаются смысловые, образные, звуковые переклички слов, объединяющие их в одно целое (когерентность).


Анатолий Мельник
НА РЫБАЛКЕ

Легкая рябь и зыбь,
Темные спины рыб,
Блики и облака,
Солнцем полна река.
Плавные плавники,
Нега и блажь строки.
Мой невелик улов
Щук, окуней и слов.


 

4. Звукопись ослабляет неточную рифму, если таковая имеется в строфе. Например:

Глянул – совсем сед,
Рядом сосед, дед,
В душу мою – сад,
Семь поселил бед.


АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. А. встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. А. богаты стихи Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность А. в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

 

В русской народной поэзии А. занимает заметное место. Звучные А. рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

 

...Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...

...Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста близ...

...С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

 

Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на А. и на рифме, которая вышла из А., находящейся под ударением: «Как возьмет голод, появится и голос»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Один с сошкой, семеро с ложкой». У поэтов досиллабической и силлабической эпохи стихосложения А. не встречаются: в то время русские поэты усердно трудились над выработкой новых ритмических форм стиха, и такие детали, как А., были вне поля их зрения. Лишь в 18 в., когда реформаторы русского стихосложения В. Тредиаковский и М. Ломоносов развили основы нового метрического стиха, появилась тенденция к использованию А. как средства звуковой выразительности. Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»:

 

Бугристы берега, благоприятны влаги,

О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,

О, грады, где торги, где мозго-круглы браги...

 

(«О сомнительном произношении буквы „г“ в Российском языке»)

 

Удачны опыты аллитерирования стиха у А. Сумарокова, Г. Державина и К. Батюшкова. Великолепны А. в стихах А. Пушкина.

 


Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь.

 

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

 

Кто к торгу страстному приступит?

Свою любовь я продаю...

 


В следующих стихах Пушкина применена тонкая А. — комбинация созвучий согласных и гласных:

 

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

 

В духе пушкинского артистизма встречаются прекрасные А. и у других поэтов, например:

 

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам.

 

(Н. Языков)

 

Волга, Волга, весной многоводной

Ты не так заливаешь поля...

 

(Н. Некрасов)

 

В стихах символистов, культивировавших А., нередко нарушается чувство меры; их А. вычурны и назойливы, что особенно относится к Бальмонту, поразившему когда-то современников стихотворением «Челн томленья», сплошь построенном на механической смене аллитерирующих звуков — в, б, ч, с и др.:

 


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...


 

Другое стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л»:

 


С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

«Милый! Мой милый!» — Светло,

Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю

Лепет зеркального лона.

«Милый! Мой милый! Люблю» —

Полночь глядит с небосклона.


 

Оригинальны А. в следующих стихах И. Северянина:

 

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по шоссейному песку.

 

«Дозировать аллитерацию, — писал В. Маяковский в статье „Как делать стихи?“, — надо до чрезвычайности осторожно и по возможности невыпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

 

Одним из элементарных видов А. является звукоподражание, например в поэме В. Инбер «Пулковский меридиан» (рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом):

 

Вверху рычат германские моторы:

— Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.

 

Или в стихотворении П. Антокольского «О парне из гитлеровской дивизии»:

 

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

 

 

АССОНА́НС (франц. assonance — созвучие) — 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Например, А. в «Слове о полку Игореве»:

 

...рища в тропу Трояню,

чрес поля на горы, —

пети было песнь Игореви...

...Коли Игорь соколом полете, —

тогда Влур влъком потече...

 

А. пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки:

 


Девушка спесива —

Не дала спасибо,

Дружком не назвала.

 

Аленушка не добра,

Испить воду не дала.

 

Чернобровый большой парень

Положил на сердце камень.

 

Дарю платок — сини коймы,

Утирайся, милый, помни.

 

Милый — сокол, милый — лебедь,

Как соскучится — приедет.

 


Вот А. в частушках Ярославской области:

 


Сошью платьице с оборкой,

На оборке вышью буф.

Нету время тяжелее,

Когда милый любит двух.

 

Веселее пой, гармошка,

Громче, черномехая,

Моя милка по дорожке

На фордзоне ехала.

 

Подруженьки про меня

Говорят, что модница.

Мне и надо модной быть,

Потому — колхозница.


 

Наряду с рифмами А. встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским — Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы: от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать. Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и А., например у Пушкина:

 


И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

 

(«Полтава»)

 

Но уж дробит каменья молот,

И скоро звонкой мостовой

Покроется спасенный город,

Как будто кованной броней.

 

(«Путешествие Онегина»)


 

Развитие А. в русской поэзии конца 19 и начала 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. В советскую эпоху А. пользуются почти все русские поэты.

 

Вот начало поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», где первые две строфы целиком выдержаны в системе А.:

 


Время —

 

начинаю

 

про Ленина рассказ.

 

Но не потому,

 

что горя

 

нету более,

 

время потому,

 

что резкая тоска

 

стала ясною,

 

осознанною болью.

 

Время,

 

снова

 

ленинские лозунги развихрь!

 

Нам ли

 

растекаться

 

слезной лужею?

 

Ленин

 

и теперь

 

живее всех живых.

 

Наше знанье —

 

сила

 

и оружие.

 


Вот ряд образцов А. в стихах других советских поэтов:

 


Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть.

Войду, сниму пальто, опомнюсь,

Огнями улиц озарюсь.

 

(Б. Пастернак)

 

Поздравляю вас, мама,

 

с днем рождения вашего сына.

 

За него вы волнуетесь,

 

и волнуетесь сильно.

 

Вот лежит он,

 

худущий,

 

больной и неприбранный,

 

Неразумно женатый,

 

для дома неприбыльный.

 

(Е. Евтушенко)

 

Подолгу наблюдали мы закат,

Соседей наших клавиши сердили.

К старинному роялю музыкант

Склонял свои печальные седины.

 

(Б. Ахмадулина)

 

Когда в душе души избыток —

Ни мелких чувств, ни слов избитых.

Душа по-новому щедра,

Добра, как песенка щегла.

 

(Р. Казакова)

 


2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние А. встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:

 

...Сени новые, кленовые, решётчатые...

...Выпускала сокола из правого рукава...

...Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко и далеко на родиму сторону.

 

Внутренним А. мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у»:

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

 

Весьма выразительны внутренние А. у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:

У наших ушки на макушке,


Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

 

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

 

...Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.


 

 

Примеры звукописи в русской поэзии

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.

А.Блок

  Цитата Комментарии
  «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт Звукоподражание шелесту, шороху
  Ворон канул на сосну, Тронул сонную струну А. Блок Повтор звука «н»
  Шуршит вода по ушам, и, чирикнув, На цыпочках скачет чиж Б. Пастернак Подбор фонетически близких звуков
  Ветер веет и вьется украдками Меж ветвей, над водой наклоненных, Шевеля тяжелыми складками Шелков зеленых М. Волошин Противопоставление фонетически контрастных звуков «в» и «ш»
  В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками, в гору, С поклажей и семьей дворян, Четверкою рыдван, Тащился (И. Крылов) Разная организация последовательностей звуков и интонационных единств
  Своя рогожа чужой рожи дороже Русская народная поговорка, рифмованная Игра звуков «р», «о» и «ж»:
  О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить! Сумароков Натуралистическое звукоподражание (кваканье лягушек)
  То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался И. Крылов Натуралистическое звукоподражание (трель соловья)
  Мазурка ра з далась. Бывало Когда г ремел мазурки г ром В огромной з але все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребе з жали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы Скользим по лаковым доскам. А.С. Пушкин Образец фонетической стилистики: сравнение старинных и современных автору балов
  Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы. К. Бальмонт Аллитерирование звуков «в» и «л»
  Мы — противники тусклого, Мы приучены к шири — Самовара ли тульского Или «Ту-104» А. Вознесенский Подбор близко звучащих слов к мысли
  ...Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... ...Нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свистзверин въста близ... ...С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя... Слово о полку Игореве Различные аллитерации
  Как возьмет голод, появится и голос Тише едешь, дальше будешь Один с сошкой, семеро с ложкой Русские народные поговорки, рифмованные Аллитерации
  Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги... М.В. Ломоносов аллитерация звука «г»
  Нева вздувалась и ревела Котлом клокоча и клубясь. А.С. Пушкин Аллитерации
  Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А.С. Пушкин Аллитерации
  Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твояпрощальн ая краса... А.С. Пушкин тонкая аллитерация: комбинация созвучий согласных и гласных
  Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю... А.С. Пушкин Аллитерации
  Как Волги вал белоголовый Доходит целый к берегам. Н. Языков Аллитерации
. Волга, Волга, весной многоводной Ты не так заливаешь поля... Н. Некрасов Аллитерации
  Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавыйвозглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... К.Бальмонт смена аллитерирующих звуков: «в», «б», «ч», «с» и др.
  С лодки скользнуло весло, Ласково млеет прохлада. «Милый! Мой милый!» — Светло, Сладко от беглого взгляда. Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея. Слухом невольно ловлю Лепет зеркального лона. «Милый! Мой милый! Люблю» — Полночь глядит с небосклона. К.Бальмонт Аллитерация звука «л»
  Элегантная коляска в электрическом биеньи Эластично шелестела по шоссейному песку. И.Северянин Аллитерации
  Где, он, бронзы звон или гранита грань... В. Маяковский Аллитерация
  Вверху рычат германские моторы: — Мы фюрера покоррные рабы, Мы превращаем горрода в грробы, Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро. В. Инбер Аллитерацией передан звук моторов
  Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восто к, восток... П.Антокольский Аллитерацией передан стук колес
  Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель. А.С. Пушкин Звуковой повтор
  Одеты темные поляны Широкой белой пеленой. М.Ю. Лермонтов Звуковой повтор
  У Черного моря чинара стоит молодая. М.Ю. Лермонтов Звуковой повтор
  Со сталелитейного стали лететь Крики, кровью окрашенные, Стекало в стекольных, и падали те, Слезой поскользнувшись страшною. Н. Асеев Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
  Я запретил бы «продажу овса и сена»... Ведь это пахнет убийством отца и сына. Н. Асеев Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
. Он вне себя. Он внес с собой Дворовый шум и — делать нечего: На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
  Забором крался конокрад, Загаром крылся виноград. Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
  В даль глазами лезу я... Низкие лесёнки; мне сия Силезия влезла в селезенки. В. Маяковский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
  Толпа метавшихся метафор Вошла в музеи и в кафе. П. Антокольский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
36. Кругом тута и туя, А что такое — Туля! То ли турчанка — Тонкая талия? То ли речонка — Горная, талая? То ли свистулька? То ли козуля? Туля? А. Вознесенский Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
37. У Гальяни иль Кольони Закажи себе в Твери С пармазаном макарони Да яишницу свари. А.С. Пушкин Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
38. Сирень, сирень, сиренечка, Сиреневая веточка. Не подходишь — и не надо, Серенькая кепочка. Русская народная частушка Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
39. ...Сени новые, кленовые, решётчатые... ...Выпускала сокола из правого рукава... ...Полети ты, мой сокол, высоко и далеко, И высоко и далеко на родиму сторону. Русская народная песня Вид звукописи, называемый «ассонанс» - построен на повторении преимуществено ударных гласных звуков, иногда – в похожих сочетаниях с согласными.
40. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам. А.С. Пушкин Ассонанс, построенный на гулком «у»
41. У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!.. ...Вот затрещали барабаны — И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. М.Ю. Лермонтов Ассонанс построенный на звуках «у» и «а»
42. Было: социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становились слева, и сама на головы спускалась слава. Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула. Вместо гор восторга горе дола. Стало: коммунизм — обычнейшее дело. В. Маяковский Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
43. Крут буржуев озверевший норов. Тьерами растерзанные, воя и стеная, тени прадедов — парижских коммунаров — и сейчас вопят парижскою стеною. В. Маяковский Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
44. Заберусь на рассвете на серебряный кедр Любоваться оттуда на маневры эскадр. Солнце, утро и море! Как я весело-бодр, Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр. Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр. И. Северянин Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
45. И лошади усталый пар И пот из грязных пор — Он облекал, под град фанфар, То в пурпур, то в фарфор. С. Кирсанов Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность
46. Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу. А.С. Пушкин Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
47. Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. Д. Минаев Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
48. Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. Д.Минаев Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
49. Милкой мне в подарок бурка и носки подарены. Мчит Юденич с Петербурга, как наскипидаренный. В. Маяковский Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
50. Он скажет слово «за» И кается ... Он постоянно За-икается! Эм. Кроткий Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний
51. Мне ничего на земле не надо, - Ни громов Гомера, ни Дантова дива. А.А. Ахматова Аллитерация, в которой на фоне повторения звука «н» в первой строке, происходит фонетическое противопоставление «громких» звуков («г», «р», «о», «м») и непохожих на них «мягких» звуков («д», «и», «в», «а»)
52. Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль? утихла ли метель? Пороша есть иль нет? и можно ли постель Покинуть для седла, иль лучше до обеда Возиться с старыми журналами соседа? А.С. Пушкин Пример «незаметной» звукописи. [Здесь повторение звуков в словах «делать», «деревне» не получает эстетической функции; сгущение шипящих, встретившихся в словах «встречаю», «несущего», «чашку чаю», не играет изобразительной роли; употребление значительного количества слов со звуком «л» также не связано с особой целью. Стилистически значима лишь перечислительная интонация, отражающая скучное нанизывание житейских прозаических вопросов, прерываемая неожиданными паузами на месте переносов. Эти паузы реалистически передают бытовую речь. За ними, как заметили исследователи, можно почувствовать зевоту («я встречаю… слугу», «можно ли постель… покинуть»).]
А на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завываньем, тяжело и злобно, ударяясь в звенящие стекла. И.С. Тургенев Пример звукописи в прозе (сцена отъезда Рудина)
По сведениям синоптиков, на следующие сутки в Самаре и области ожидается слабый снег Сводка погоды Пример случайной звукописи. Такая звукопись не замечается людьми
Бузина цельный сад залила! Бузина зелена, зелена! Зеленее, чем плесень на чане. Зелена - значит, лето в начале! Синева - до скончания дней! Бузина моих глаз зеленей! М.И. Цветаева Полифоническая звукопись: повторяются и гласные «а», «е», и согласные «л», «н», «з», «ч»; многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок.
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… Тютчев Аллитерация на «б»
Гой ты, Русь моя родная, Хаты - в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. С.А. Есенин Пример аллитерации, в которой используются психологически «одинаковые звуки»: «д» и «т», «с» и «з»
Пора, пора, рога трубят… А.С. Пушкин Ассонанс
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. А.С. Пушкин Частое повторение звуков «а» и «о», однако они не составляют ассонанса, так как большинство из них попадает на безударные слоги
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела Б. Пастернак Сложный случай звукописи [ассонанс на «е», и аллитерации на «м», «л», «с», «в»; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных «мл», «вс» и «св»]
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… С. Есенин Особый прием звукописи – анафора: все слова начинаются на одну букву
Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. М. Цветаева Раздельная анафора, когда два звука, перемежаясь, стоят в начале слов
Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… К. Бальмонт Эпифора – повторение одинаковых звуков в ко
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...