Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобализация информации и её последствия для общества.




Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового со-

общества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить

о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в каче-

ственно новую фазу своего развития.

Во-первых, в результате информационно-телекоммуникационной революции в про-

мышленно развитой зоне мира постиндустриальное общество постепенно трансфор-

мируется в информационное общество.

Во-вторых, происходит совпавшая с этой революцией и стимулированная ею смена

социально-политической парадигмы.

В-третьих, вместо евроцентристского мира, в котором доминирующие позиции за-

нимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации,

возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания

единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и

плюрализма центров, народов, культур, религий т.д., с другой.

В-четвертых, с распадом СССР и социалистического содружества закончилась эра

двуполюсного миропорядка, основанного на инфраструктуре холодной войны.

Очевидно, что когда говорят о вступлении современного мира в качественно новую

стадию своего развития, имеют в виду не только смену эпохи индустриализма постин-

дустриальной эпохой, на смену которой в свою очередь пришла эпоха информацион-

ного общества. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что процесс изменений

и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокуль-

турную и духовную сферы.

Наиболее зримым проявлением и показателем названных процессов и феноменов

является глобализация. Под глобализацией понимается расширение и углубление со-

циальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной

стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказы-

вают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, дей-

ствия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.

Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культур-

ных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В

то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах

отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных про-

цессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы

деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и

другие, а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвя-

зей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной

технологии.

под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли

и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, инте-

грированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом,

не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных

потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, пере-

мещении людей.

Глобализация является важнейшим процессом, без учета которого невозможно

прогнозировать, определять и осуществлять внешнюю политику любого государства.

Это динамичный, с определенным ускорением развивающийся процесс. Поэтому гло-

бализацию нельзя рассматривать в статике, она на каждом новом этапе развития име-

ет свои особенности и связана с прорывами, которые изменяют характер и качество

Региональная печать более адресна и прагматически приземлена, более тесно связана с местными реалиями. Учитывает этнический, социальный и возрастной элементы. Легко рассчитать тиражи. Позволяет наладить четкую систему оперативной доставки. Журналисты кровно заинтересованы в достижении результатов, но повышается риск ответственности - на виду. Читатель выбирает местную прессу, т.к. о жизни его региона говорят постоянно и подробно. По наблюдению исследователей наблюдается сдвиг от общефедеральной к местной прессе. Резкое снижение покупательной способности поставило читателя перед проблемой, когда нет возможности подписаться на несколько изданий. Выбирают местную прессу. В 1993 лишь “АиФ” - массовая, по всей России: каждый выпуск содержит вкладыш - региональную газету.

Существуют еще зональные: когда распространяется в двух или более географически соединенных регионах. Это помогает соединить материальные, экономические и трудовые ресурсы.

Ограниченная численность населения и увеличивающееся число изданий обостряет борьбу за читателя.

В силу исторически сложившихся факторов (отсутствие квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, трудная экономическая ситуация) региональная печать более уязвима по качеству и оформительскому исполнению.

Политические изменения отразились и на ТВ, и на РВ: переориентирование на специфику местной жизни. Радиовещание: республиканское, областное, районное, городское.

В ситуации, когда ценовая политика газет не позволяет их покупать, радио оказывается единственным источником информации.

В проблематике национальной журналистики основные темы: история народа, культуры, языка, этнографии.

Реформирование общества: разрушение единого информационного пространства советских СМИ.

ТВ: Современное ТВ существует с 1985, ТВ переходного периода. До 1985 была создана единая информационно-пропагандистская система ТВ: 1) центральное, 2) местное. В связи с особенностями распространения телевизионного сигнала (движется по прямой, распространяется в зоне видимости антенны) все первые студии были местными. На каком-то этапе шел бурный процесс местного ТВ. Выработалась система вещания. Но параллельно шел процесс создания техники объединения студий: 1) провода (радио-релейные линии, приблизительно в 1958 киевляне впервые увидели парад на Красной площади), 2) профессор Шмаков выдвинул идею о том, чтобы поднять трансляционную технику как можно выше - на самолете, чтобы сигнал доходил везде, но его идея не осуществилась, т.к. самолет не может зависнуть и вообще. Но появились спутники. Местные студии были объединены, и возникла единая информационно-пропагандистская система советского ТВ. После этого власти решили, что развивать местное ТВ невыгодно, т.е. оно перекрывает центральное ТВ, и стали его сворачивать. В 1985 приняли революционное решение о расширении местного ТВ.

 

Факторы обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности: - Свобода прессы как возможность осуществлять журналистскую деятельность в соответствии с её внутренними законами. Экономические, политические, юридические основы свободы прессы. - Профессиональная позиция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с ее внутренними законами. Зависимость профессиональной позиции журналиста от нравственного климата общества и нравственного климата журналистского сообщества. - Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Зависимость адекватного отражения и глубокого осмысления актуальных проблем современности в прессе от таких качеств журналиста как компетентность.

Прблемы: 1. Глобализация – появляются глобальные СМИ, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного продукта, экспансии английского языка. Потребление массовое, стандартизированное (массовая культура), потребитель становится пассивным. 2. Несовпадение представлений о мире у журналистов и аудитории. Часто Жур-т не знает, что интересно его аудитории. Это ведет к отрыву от тех, для кого работают СМИ. 3. Ограниченность количества рекламодателей в регионах, что уменьшает прибыли СМИ. 4. Зависимость от властных структур и доминирующих на данной территории промышленно-финансовых групп. 5. Большое количество заказных материалов, смешение рекламы и PR. 6. Подрыв финансовой базы СМИ в условиях галопирующей инфляции в начале 90-х. 7. Снижение насыщенности печатными изданиями на душу населения. 8. Падение тиражей по сравнению с советским периодом. 9. «Желтая» пресса. 10. Информационные войны. 11. Журналисты считают, что они непогрешимы. 12. Культивация мнимых ценностей. 13. Слишком большой поток информации, который не дает возможности проанализировать ситуацию. 14. Коммерциализация СМИ. 15. Потеря доверия к СМИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...