Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклады - презентации (ДП)

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на семинарских занятиях, учебный план предусматривает затрату студентами, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы.

По дисциплине «Основы математического моделирование социально-экономических процессов» эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к семинарским занятиям, выполнения других заданий преподавателя.

Основным элементом этой работы является изучение экономико-математического моделирования, содержащейся в учебной программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы - учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной науки. Такая работа должна выполняться в той или иной степени всеми студентами при подготовке к семинарским занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на семинары - для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу.

Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно -систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема. Прежде всего, нужно выяснить и четко определить, что представляет собой рассматриваемое здесь явление, раскрыть суть, смысл соответствующего понятия, а если оно употребляется в двух несколько различных смыслах, охарактеризовать каждый из них.

Следующий шаг в освоении проблемы и ее изложении - обратить внимание на то, когда в истории науки она возникла, что по ней было сказано кем-то из ученых в прошлом, как она представлена в каких-либо направлениях (если такая задача решаема в силу сути данной проблемы и наличия соответствующей информации). Далее нужно как можно детальнее раскрыть разные аспекты рассматриваемой проблемы.

Наконец, последнее - нужно отчетливо представить, что рассматриваемую проблему можно и нужно изучать эмпирически. В случае необходимости, в том числе, если студентом получено соответствующее задание либо вопрос изучается в связи с выполнением курсовой работы, нужно даже разработать хотя бы небольшую программу такого исследования и его инструментарий.

Подготовка таких материалов для исследования по теме, рассматриваемой на очередном семинаре, может осуществляться и в ходе текущего учебного процесса в виде выполнения задания для самостоятельной работы, даваемого преподавателем.

Формой самостоятельной работы может быть и подготовка доклада по теме, определяемой преподавателем или инициативно предлагаемой студентом и согласуемой с преподавателем. Подготовка доклада в принципе ведется подобно тому, как ведется изучение темы для работы на семинаре, только тема доклада всегда значительно уже темы семинара, здесь разрабатывается лишь часть выносимой на семинар проблематики, но зато рассмотрение этой части должно быть более глубоким. Поэтому нужно опираться на более широкий круг литературных источников, специально посвященных соответствующей теме.

При изучении курса «Основы математического моделирование социально-экономических процессов» студенты должны уметь пользоваться нормативной, учебной и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Студенты также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на семинарском занятии.

Научные понятия - это та база, на которой формируется каждая наука. Без ясного понимания основных понятий данного курса образовательный процесс усложняется. Для повышения эффективности обучения необходимо использовать существующие терминологические справочники и толковые словари.

Контрольная работа (КР)

Контрольные работы являются одной из основных форм текущего контроля преподавателем работы обучающегося.

Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках дисциплины.

Содержание ответа на поставленный вопрос включает:

-показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата,

-понимание механизма реально осуществляемой практики,

-выделение ключевых проблем исследуемого вопроса и их решение.

Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию.

Тесты контроля знаний (Т)

Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Доклады - презентации (ДП)

При подготовке доклада - презентации обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.

Цель подготовки доклада - презентации - овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.

Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:

-выбор темы;

-консультации научного руководителя;

-работа с источниками, сбор материала;

-написание текста доклада;

-оформление рукописи, создание презентационного материала;

-выступление с докладом перед аудиторией.

Подготовка доклада - презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада - презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.

Доклады - презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Эссе (Э)

Эссе обучающегося - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет обучающемуся научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Дискуссия (Д)

Дискуссия имеет ряд достоинств. Кроме других задач, обычно реализуемых на практическом (семинарском) занятии, эта форма наиболее удобна для выработки у студентов навыка аргументированного спора.

Дискуссия может быть и самостоятельной формой занятия и элементом других форм практических занятий. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при разделении обучающихся на две и более групп с противоположными точками зрения по исследуемому вопросу. Вопросы, выносимые на подобные занятия, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость. Дискуссия как элемент обычного занятия может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики обучающиеся формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...