Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи»




Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи»

Критерий 4 нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Анализ сочинений 2019/20 учебного года показал отсутствие положительной динамики в сформированности коммуникативно-речевых умений выпускников, в развитии уровня их речевой культуры.

 

Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4

Обращаясь к критерию, связанному с качеством речевого оформления сочинения-рассуждения, следует отметить, что работы, высоко оцененные с точки зрения уровня сформированности речевой культуры выпускников, получили положительную оценку и по другим критериям (содержательному, композиционному, критерию грамотности). Подобная закономерность не является случайной. В данном случае понятие культуры речи целесообразно рассматривать не в узком его значении (только как следование речевым и языковым нормам), а в достаточно широком – как «такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения… позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е. Н. Ширяев). Кроме того, по утверждению О. Б. Сиротининой «хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, выражающая интенции ее автора и вызывающая адекватное понимание у адресата». Таким образом, коммуникативный замысел автора сочинения, намерение пишущего убедить читателя в справедливости высказываемых в сочинении суждений реализуется в полной мере только в том случае, если выпускник обладает высоким уровнем развития речевой культуры.

Тексты, авторы которых владеют литературным типом речевой культуры (О. Б. Сиротинина: для этого типа речевой культуры характерны, в частности, некатегоричность в оценках; соблюдение основных норм литературной речи; способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации; способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе; отсутствие языковой самоуверенности; «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную), единичны. Сочинения именно этих обучающихся получают положительную оценку и по другим критериям, так как развитая речь позволяет реализовать коммуникативный замысел сочинения: убедить эксперта в справедливости высказываемых в работе суждений.

Приведем фрагменты сочинений, наиболее удачные как в речевом, так и в содержательном отношении. Иногда ощутим необычный индивидуальный стиль.

- Чем опасно для человека отчаяние? Мне кажется, что отчаянием можно назвать состояние тотальной безнадежности. Это чувство, когда кажется, будто рушится весь мир. Личность, впавшая в отчаяние полностью утрачивает интерес к окружающему миру. В такие моменты кажется, что все вокруг исчезает, но замечаешь это лишь ты. Отсутствие возможности вовремя избавиться от этого чувства может привести к действительно опасным последствиям.

- Если сердце будет мягким и добрым, то человек тоже будет как сердце, но если оно будет как твердый черный камень, то человек будет от него страдать.

- …Естественно все должны понимать, что надеяться нужно на что-то реальное в нашем мире, ведь ждать розовых единорогов, которых не существует, довольно глупая затея.

- …Все мы разные, но у каждого из нас имеется одно общее качество – надежда, заставляющая нас не опускать руки в тех или иных ситуациях. Надежда – это производная нашей мотивации в совокупности с желанием, но возникает она через промежуток времени, когда ты не знаешь, что можно ожидать от тех или иных действий или ситуаций, а также от их результатов. Порой надежда проходит столь длительный временной отрезок, что человек, имеющий её, просто устает надеяться на что-либо. Уставший от надежды человек должен переосмыслить свои цели, взглянув на них под другим углом…

- Главный герой…похож на дерево, не ломающееся от сильного ветра, а только сильнее проникающее в почву. Попасть в тяжелую ситуацию может каждый, и нужно найти в себе силы надеяться.

- …Добро и зло – это действительно две армии которые постоянно ведут бой. Победа одной из сторон зависит от того, в какую из сторон человек добавляет больше войск, а почему именно человек приносит добро или зло себе в душу хорошо видно на примере произведения Замятина «МЫ» а в частности его главный герой. В этой утопии работает машина пропаганды. В следствии чего все люди становятся одинаковыми. Происходит опустошение собственного сознания людей в вопросах добра и зла в частности. Именно из-за этого ловкой искусительницы I очень легко наполнить сознание главного героя тем самым подвигнуть к саботажу. Что в последствии приводит к отчаянию главного героя. Значит общественное сознание это не так и плохо? Однозначный ответ «нет», но это не значит что его не должно быть. Общественное сознание безусловно должно быть, но не нести пропагандиский характер, тем самым решая людей собственного представления о добре и зле. Право наполнять армии которые представляют собой добро и зло, должно оставаться за человеком.

- Вот и значит что разница характеров мешает взаимопониманию между любящими. Когда один готов свернуть горы ради своего чувства, а другому этого просто не надо. Значит, об отношениях и не может быть никакой речи. Все равно, рано или поздно такая любовь оборвется. Что бы мы не делали.

- И все это было благодаря тому самому огоньку надежды, который разжег в ней пламя борьбы за свою судьбу. Я считаю, что искра от этого огонька сможет перекинуться в душу читателя данного романа, и человек, уставший надеяться, сможет вместе с героиней пережить тяготы судьбы.

- Таким образом, можно сделать вывод, что трудные жизненные обстоятельства ведут к тому, что в человеке побеждает зло и его оледевшая душа начинает заставлять его необдуманные поступки.

- Мудрый автор будет говорить с читателем языком своего произведения, его мудрое слово проникнет в глубину сознания и покажет выход из сложной ситуации.

- Мечта – самое сокровенное человеческое желание. У каждого есть своя мечта. Она должна способствовать самореализации личности, обогащению духовного облика человека.

- Невозможно однозначно определить, чем является месть – «уничтожением» или «умножением» зла. В некоторых случаях она оказывается единственным способом добиться справедливости, успокоить свою душу.

- Именно великодушие способно показать всю красоту и могучую силу людского рода вне зависимости от всяких внешних и ментальных составляющих. Я считаю, что великодушие нужно проявлять при первой удобной возможности невзирая на последствия, ведь это выбор достойного человека. Многие известные писатели отображают это человеческое свойство в своих произведениях, а кинорежиссеры снимают о нем фильмы.

- Какие неведомые силы помогают нам в осуществлении мечты? Что является катализатором реакции, в результате которой сбывается то, чего мы так желали? У каждого свой собственный мотив, ведущий к цели. Я считаю, что человеком движет то, о чем он мечтает, то невозможное и недостижимое, та картина, которую он представляет в своем воображении, то, что он хочет доказать миру и кем хочет стать.

- Можно сказать, сама судьба дала родителями задание – воспитать детей добрыми и отзывчивыми. Страшно даже представить, что родители отнесутся к его выполнению безответственно.

- Глава семьи Бодони мечтал полететь в космос, но денег хватало на то, чтобы отправить только одного человека. В семье Бодони все любят друг друга и не хотят никого обидеть. Поэтому когда отец принимает решение создать иллюзию полета для детей, дети в восторге от полета, а жена – от поступка своего мужа.

- Нужно ли современному человеку классическое искусство? Нужно! Читая классику, слушая старинную музыку, ты остаешься один на один с собой, своей душой. Классика дает нам повод задуматься.

В ряде случаев свободное выражение мысли, разговорные фразы придают сочинению живость и непосредственность, хотя, конечно, и нарушают стилевое единство текста: Великодушие не чуждо персонажам романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Писатель рассказывает, что Пугачев – разбойник, но и он, со своим диким жестоким нравом, иногда поступает великодушно. Например, спасает жизнь Гриневу, который когда-то по-доброму и с благодарностью отнесся к бунтовщику – подарил заячий тулуп со своего плеча, хотя правда бережливый дядька Савельич упирался и возражал против этого. Из великодушия и желания показать, что он защищает обиженных простых людей, Пугачев освобождает бедную сироту Машу Миронову из рук Швабрина и отпускает из крепости, хотя и узнает в последний момент, что она дочка казненного им же капитана Миронова. Гринев тоже способен на великодушный поступок, именно поэтому он после дуэли простил Швабрина за совершенные им подлости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...