Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Факторы, которые влияют на процесс принятия решения




 

Студент должен обратить внимание на то, что, несмотря на то, что теория менеджмента вооружила руководителей научной методологией принятия решений, на практике этот процесс не всегда завершается приемкой и реализацией оптимальных решений.

Сложность заключается в наличии многих факторов, которые влияют на процесс принятия управленческих решений. К ним относятся:

1. Личные качества и ценности руководителя. Руководителю принадлежит решающая роль на этапе выбора решения из имеющихся альтернатив. При этом большое значение имеют его личные качества и ценности. Так, если для руководителя наивысшую ценность имеют экономические категории, он будет учитывать экономические критерии решения в ущерб организационно-техническим и социально-психологическим. Такой выбор не всегда оптимален.

2. Ситуация принятия решения с точки зрения риска. Относительно риска управленческие решения могут принимать в условиях определенности, риска и неопределенности. Решения принимают в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов. Например, руководитель, который хочет приобрести акции другого предприятия, знает, сколько голосов он получит на общих собраниях акционеров. Однако на практике такие решения наблюдаются редко. К решениям, принимаемых в условиях риска, относятся такие, результаты которых неопределенны, но вероятность каждого результата известна. Поэтому руководитель обязан учитывать уровни риска, выбирая альтернативы решения. Например, ресторан имеет 100 единиц торгово-технологического оборудования, 15 % которого в течение года требует ремонта. Средняя стоимость одного ремонта—2 тыс. грн. с учетом приобретения запчастей, заработной платы работников и других расходов. При этом анализируются две альтернативы: осуществление ремонтных работ собственными силами и заключения договора с ремонтно-монтажным предприятием. В первом случае затраты составят 30 (15*2) тыс. грн. В случае заключения договора с ремонтно-монтажным предприятием обслуживания единицы оборудования будет стоить 2, 5 тыс. грн. в год, что составит по предприятию 250 тыс. грн. Такая оценка дает возможность руководителю принять правильное решение. Если количество поломок стабильная, то в нашем примере более целесообразна вторая альтернатива. Однако при снижении на предприятии уровня аварийности оборудования до 10 % лучшей будет первая альтернатива.

3. Ограниченность информации. Для принятия решения необходима информация. От степени ее полноты, достоверности зависит оптимальность принятого решения. Однако на практике нередко требуется информация, которая недоступна или стоит слишком дорого. Например, для принятия решения нужна информация о предстоящих действиях конкурентов, которая является их коммерческой тайной и поэтому недоступна. В других случаях получение информации требует значительных затрат времени работников управленческого аппарата, оплаты машинного времени и других затрат, что делает ее слишком дорогой для предприятия. Поэтому руководителям часто приходится принимать решения, не имея всей необходимой информации, что естественно увеличивает вероятность ошибок.

4. Поведенческие ограничения. На принятие решений влияют межличностные отношения, которые сложились на предприятии. Например, принимая решение, заведующий секцией универмага может учитывать отношения, которые сложились у него с руководителем предприятия, отношение руководства к нему и к этой проблеме. Иногда руководитель принимает или отклоняет любые решения через личные пристрастия или отношение к кому-то. Например, он может настаивать на осуществлении сомнительных действий, поскольку поддерживал их раньше, или по личным причинам выдвигать слабого сотрудника.

5. Негативные последствия решений. Принятия управленческих решений можно назвать искусством нахождения компромисса. Так, решение о повышении качества обслуживания покупателей в торговом предприятии может быть связано с улучшенным оформлением интерьера помещений, увеличением численности работников, что повлечет рост расходов и снижение эффективности хозяйственной деятельности. Внедрение прогрессивной технологии на предприятии общественного питания может привести к высвобождению части работников производства, что повлияет на морально-психологический климат в коллективе. Поэтому, принимая решение, необходимо учитывать возможные негативные последствия их.

6. Взаимосвязь решений. Поскольку предприятие является социально-экономической системой, все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единственное важное решение часто требует принятия многих менее значительных решений. Например, решение о переводе магазина на самообслуживание требует решений, связанных с перепланировкой торгового зала, обучением персонала, организацией фасовочной участка и др. Умение предвидеть, какое значение будут иметь решения в системе управления, является одним из важнейших качеств руководителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...