Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Q1 –первоначальный объем спроса,




Q2 – новый объем спроса, после изменения цены.

Формула дуговой эластичности при значительном изменении величин (более 5%):

Q2 - Q1 P2 + P1

ED = ------------ x ----------

P2 - P1 Q2 + Q1

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены, или на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены товара на 1%.

Эластичность спроса по доходу определяет, на сколько изменится спрос на товар в ответ на изменение доходов покупателей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на товар при относительном изменении величины дохода потребителя; показывает на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1%, то есть

Q2 - Q1 I2 + I1

EDI = ------------ x ----------

I2 - I1 Q2 + Q1

EDI – коэффициент эластичности спроса по доходу,

I1 – первоначальная величина дохода,

I2 – новая величина дохода,

Q1 – первоначальный объем спроса,

Q2 – объем спроса после изменения дохода.

Причиной изменения спроса на какой-либо товар или услугу может явиться изменение цены другого товара. Поэтому экономисты рассматривают такое понятие, как перекрестная эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса показывает относительное изменение спроса на один товар (товар А) при изменении цены другого товара (товара В).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает относительное изменение спроса на один товар (товар А) при относительном изменении цены другого товара (товара В). Другими словами,, коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает на сколько процентов изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%, то есть

Q2А - Q1А P2В + P1В

EDАВ = ------------ x ------------

P2В - P1В Q2А + Q1А

EDАВ – коэффициент перекрестной эластичности спроса,

P1В -первоначальная цена товара В,

P2В – новая цена товара В,

Q1А – первоначальный объем спроса на товар А,

Q2А – новый объем спроса на товар А.

Эластичный спрос – коэффициент эластичности больше единицы и выручка продавца уменьшается при повышении цены (и наоборот).

Неэластичный спрос – коэффициент эластичности меньше единицы и рост цены на такой товар вызывает увеличение общей выручки продавца (и наоборот).

Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность, производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения – это количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).

Основные факторы, вызывающие изменение предложе­ния:

- изменение цен на факторы производства;

- технический прогресс;

- сезонные изменения, ожидания производителей;

- налоги и субсидии;

- увеличение спроса на другие товары;

- цены на товары, которые производятся совместно с рассматриваемым товаром.

Функция предложения – это з ависимость объема предложения от определяющих его факторов.

Функцию предложения можно представить следующим образом:

 

QSA = F(PA, PB… PZ, L, T, N,…),

где QSA – объем предложения товара А в определенный период времени,

Q - количество,

S - предложение,

QS – объем предложения,

PA – цена товара А,

PB … PZ – цены других товаров,

L – величина, характеризующая технический прогресс,

T – величина, характеризующая налоги и дотации,

N - величина, характеризующая природно-климатические условия,

… - прочие факторы, влияющие на предложение.

 

Если предположить, что все факторы, определяющие предложение товара, кроме цены самого товара, не изменяются, то функция предложения примет вид функции предложения товара от его цены.

То есть если PB… PZ,L, T, N, …, - const, то QSA = F (PA)

Функцию предложения от цены можно представить несколькими способами:

1. Табличный способ (с помощью шкалы предложения).

2. Аналитический способ (с помощью математической формулы).

3. Графический способ.

Табличный способ

Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени.

 

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем предложения товара Qs (тыс.ед. в месяц)
   
   
   
   
   
   

Аналитический способ

Если существует линейная зависимость между Qs и P, то в общем виде уравнение функции спроса от цены: Qs = a + bP

Например, уравнению функции, характеризующей зависимость между Qs и P из приведенной выше шкалы предложения соответствует следующая формула: Q s = -2 + 3P.

Графический способ.

С помощью графика линии предложения, которую можно получить, если перенести на график данные шкалы предложения или с помощью построения графика функции предложения.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара, происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Шкала предложения – таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара, происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Эластичность предложения по цене показывает, как изменится количество товаров, предлагаемых к продаже в ответ на изменение цены этих товаров.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения при относительном изменении цены на товар. Показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товаров в результате изменения цены этого товара на 1%.

 

Q2 - Q1 P2 + P1

Es = ------------ x ----------

P2 - P1 Q2 + Q1

Es – коэффициент эластичности предложения по цене,

P1 – первоначальная цена,

P2 – новая цена,

Q1 – первоначальный объем предложения,

Q2 – новый объем предложения, после изменения цены.

 

Выделяют три основных типа эластичности предложения по цене:

1. абсолютно неэластичное предложение Еs = 0.

Характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изменить объем производства;

2. неэластичное предложение 0 < Еs < 1.

Наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства может быть изменена. В этих условиях производитель может адаптироваться в определенных пределах к меняющейся цене и незначительно изменить объем выпуска.

3. эластичное предложение Еs > 1.

Проявляется в долгосрочном периоде, когда возможность адаптации еще значительнее и фирма может изменить все имеющиеся в ее распоряжении факторы производства.

 

Факторы формирования эластичности предложения: период времени, типы предлагаемых к продаже товаров и услуг, наличие свободных производственных мощностей, возможность длительного хранения продукции, ситуация на рынке товара в данный период.

Индивидуальное предложение – предложение товаров отдельным продавцом на рынке.

Рыночное предложение – предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

Излишки потребителя – это выгода, получаемая всеми потребителями на рынке от равновесной цены. Т.е. потребители, которые согласны были бы приобретать товар по ценам, более высоким, чем равновесная, получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той, которую они на самом деле платят (ценой равновесия).

Излишки производителя – это суммарная чистая выгода, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене.

Общественный выигрыш – суммарная выгода, которую получат все потребители и производители в результате сделок по рыночной цене.

 

Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения, то есть: QD = Qs, PD = PS.

Точка С на графике – это равновеснаяцена, которая устраивает и покупателей и продавцов. Она стихийно установилась на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения.

Директивное изменение равновесной цены приводит на рынке свободного ценообразования к дефициту или затовариванию. Если рынок находится в состоянии равновесия, ни у покупателей, ни у продавцов нет причин нарушать его, т.е. изменять свои цены и объемы продаж. В случае, если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под воздействием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Если цена будет выше равновесной, то на рынке образуется избыток товаров, т.е. предложение будет превышать спрос. Если цена на рынке будет ниже равновесной, то образуется дефицит товаров, т.е. спрос превысит предложение.

Р

 

 

 

0

Q

 
 

 

 

Задача

Функция спроса: QD = 15 – 2P

Функция предложения Q s = -2 + 3P

 

Определите:

  • Равновесную цену и равновесный объем продаж.
  • Коэффициенты прямой эластичности спроса и предложения по цене на интервале цен от 11 до 12 руб. за единицу.
  • Излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш.
  • Правительство установило налог в размере 1 руб. на единицу товара. Уплачивает налог продавец. Определите новую равновесную цену и объем продаж.
  • Правительство установило дотацию производителям в размере 0,5 руб. на единицу товара. Определите новую равновесную цену и объем продаж.
  • Правительство установило фиксированную цену на товар в размере 8 руб. за единицу товара. Определите объем дефицита на рынке.

 

 

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...