Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математика в системе развивающего обучения Л.В. Занкова




Керженцева Анна Владимировна, зав.кафедрой начального образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В последние годы в системе образования республики находят все большее применения различные технологии развивающего обучения и в том числе, дидактическая система академика Л.В. Занкова. Опыт работы института повышения квалификации в этом направлении показал, что темпы внедрения системы Л.В. Занкова в начальной ступени обучения во многом определяются успешностью подготовки учителей начальных классов, в том числе и для сельской школы.

С 1996 году ректором ИПК и ПРО КБГУ А.Х. Загаштоковым был открыт методический Центр Л.В. Занкова, одной из задач которого является распространение идей системы оптимального общего развития школьников. Главное привлекает учителей и родителей в системе Л.В. Занкова – гуманизация, демократизация отношений между учителем и ребенком.

Что касается учителя – то система предоставляет свободу педагогического творчества в широких рамках действия дидактических принципов в соответствии с условиями работы обучения воспитания и развития школьников.

С 1977 года знакома с развивающей системой Л.В. Занкова, которая заняла в моей педагогической деятельности центральное место.

Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.

Главными задачами изучения математики в системе являются:

  • достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника - его ума, воли, чувств, нравственной сферы;
  • формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;
  • овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Известно, Л. В. Занков уделял математике большое внимание и указывал учителям на то, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. В процессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки.

Таким образом, приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем по традиционной методике.

Если учитель по этому учебнику пытается работать так, как он привык по традиционной системе, то, естественно, успеха не будет, а будет крупная неудача.

По системе Л. В. Занкова, по методике И. И. Аргинской выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли, и возвращение к тому, что уже было изучено.

Соединение письменного выполнения задания с устным счетом постепенно приводит к твердому знанию таблицы сложения и умножения.

В связи с формированием вычислительных навыков необходимо остановиться и на вопросе об особом виде работы - устном счете. Специальных заданий для него в учебниках нет. Однако во многих заданиях есть части, которые требуют устной работы класса. В настоящее время устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствования навыков выполнения определенных математических операций.

Не отрицая использования устного счета для этой цели, мы в соответствии с установками системы Л. В. Занкова считаем, что эта работа должна занимать значительно более скромное место. Основным направлением должно стать развитие таких свойств мыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учитель при проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.

На основе этих выражений, как ориентирует учебник И. И. Аргинской, могут быть предложены различные творческие задания:

Например: назови выражения, значение которых равно 8. Дети называют выражения сами:

6 + 2,

4 + 4,

7 + 1,

8 + 0

и т. д.

Обсуждая эти выражения, дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1 свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; что нужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнить переместительное свойство сложения.

Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18, 21 - что это?

«Просто ряд чисел», - ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записи потребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.

     
6 + 6 7 + 8 9 + 9
8 + 4 9 + 6 17 + 1
5 + 7 15 + 0 18 + 0
12 + 0 14 + 1 10 +8

и т.д.

К этому же ряду двузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашел следующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучении таблицы умножения. Представить, что эти числа - значения произведений. И опять назовется много выражений.

Таким образом, в системе Л. В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путем нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребенка, с усвоением теоретических знаний.

В учебнике И. И. Аргинской раскрываются перед школьниками процессы анализа, сопоставления, рассуждения, которые дают возможность постигнуть то или иное математическое выражение. Соответственно можно сделать такое заключение, что форма изложения материала в учебнике математики по системе Л. В. Занкова приближается к беседе с учеником.

Одной из особенностей рассматриваемого учебника является то, что он нацеливает учителя на активную работу в классе. Но это не значит, что в нем отсутствует основа для домашних заданий. Однако они носят специфический характер, поскольку не направлены на прямое закрепление пройденного на уроке. Нередко они задаются в том случае, когда трудное задание в основном выполнено в классе, т. е. выработано правильное направление для получения верного ответа, но решение может быть продолжено дома, если ученики захотят. Этот прием, направленный на формирование математических знаний, в то же время способствует развитию способности принимать самостоятельное решение, т. е. имеет и общеразвивающее значение. Конечно, такой прием допустим в таких условиях, когда за домашнюю работу не ставится отметка, а работа подвергается содержательному анализу, что и происходит в системе Л.В.Занкова.

Методика работы по математике в системе Л. В. Занкова при правильной ее реализации зарекомендовала себя и доказала высокую эффективность для усвоения математических знаний и развития мышления. Приведу пример урока математики в первом классе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...