Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Монополия и конкуренция




1. Экономическое значение конкуренции.

2. Модели рынка.

3. Естественные монополии.

4. Антимонопольная политика государства.

Конкуренция – это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары, межотраслевая (между производителями разных видов товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм, можно выделить 4 модели рынка: чистой конкуренции; монополистической конкуренции; чистой монополии; олигополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции. (Схема 9. Стр. 96).

1) На рынке чистой (совершенной) конкуренции количество фирм, выпускающих однородную стандартизированную продукцию, предполагающую абсолютную взаимозаменяемость, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других. Не может изменить рыночную цену; барьеров для вхождения в отрасль нет: свободный вход в отрасль и выход из нее (рынки зерна, ценных бумаг). Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением, что определяет отсутствие рыночной власти у продавцов. Прозрачность рынка, так как отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений НТП; к снижению цен на товары и услуги, повышению их качества. (Схема 13. Стр. 100).

 

2) В условиях монополистической конкуренции число производителей велико, продукция дифференцирована (т.е. конструктивно или технологически уникальна). Велика роль рекламы, патента, торговой марки, беспрепятственное вхождение в отрасль (одежда, обувь, косметика). Сходство с рынком чистой монополии: каждая фирма обладает незначительной долей рынка, может самостоятельно назначать цену на свой товар, однако, власть над ценой небезгранична, т.к. другие производят похожую продукцию. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. (Схема 14. Стр. 101).

3) Чистая монополия (Схема 10. Стр. 97) -тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. Проникновение в отрасль блокировано.

Монополия вырастает из конкуренции, ведущей к концентрации производства путем:

- горизонтальной интеграции – слияния компаний одной сферы производства с целью занять большую долю рынка;

- вертикальной интеграции соединения предприятий разных отраслей, связанных единой технологией с целью сокращения издержек производства (приобретение автомобильной компанией шинного и сталелитейного заводов);

- диверсификация производства – приобретения предприятий другой отрасли, не связанных между собой технологически, с целью уменьшить потери прибыли в традиционной сфере деятельности (приобретение торговой фирмой гостиницы или банком туристического бюро).

В результате концентрации производства могут возникнуть, разные организационные формы монополии: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

Известны следующие виды монополии:

Естественная – когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими (обеспечение населения газом, водой, электроэнергией и т.п.).

Государственная – возникающая на основе регулирующей деятельности государства (выдачи лицензий на добычу сырья, осуществление некоторых экспортно-импортных операций).

Конкурентная (рыночная) – возникает па основе сговора, разорения или поглощения конкурентов.

Случайная – вследствие ситуации, обеспечивающей преимущество временного характера (ночной магазин).

 

Для характеристики рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы. Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии:

L = (P – MC)/P,

где P – цена единицы продукции,

MC – предельные издержки (цена на пересечении линий предельного дохода MR и предельных издержек MC).

Любая фирма, в том числе монополия, оптимизирует объем производства с позиций максимизации прибыли при равенстве предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Оптимальный объем производства и цена продажи определяются нахождением точки пересечения графиков MR и МС, но цена (Р) определяется восстановлением из этой точки перпендикуляра вверх до линии спроса, а объем производства (Q) – опущением из этой точки перпендикуляра вниз до горизонтальной координатной оси.

 

Расчет прибыли монополиста: Рr = (Р – АТС) х Q,

 

где АТС – средние издержки для данного объема производства;

Р – оптимальный для фирмы уровень цены (перпендикуляр вверх точка пересечения графиков MR и МС;

Q – объем производства при котором предельный доход равен предельным

издержкам.

 

4) Олигополия – характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику вотрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии. Иногда, опасаясь «войны цен», фирмы, чтобы не потерять рынок, не меняют цену товара даже тогда, когда издержки производства снизились (это называется жесткостью цен). Тогда изменения спроса на товар выражаются не в изменении цены, а в колебаниях объема продаж. При тайном сговоре конкурентов возможен контроль над ценами.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции от рекламы до экономического шпионажа – оказываются более эффективными, поэтому используются чаще. Доступ на рынок крайне сложен, т.к. требуется значительный размер начального капитала (производство автомобилей, сложной бытовой техники). Доминирующие фирмы могут вступать в соглашения: картель, т.е. соглашение о ценах на товар, квоте (доле) в производстве, условиях найма рабочей силы, приобретения сырья и материалов, обмене патентами, дележе рынков сбыта; консорциумы (о совместном строительстве крупных объектов, требующих значительных инвестиций).

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы, обычно до уровня предельных издержек, иначе фирмы понесут убытки. Экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. В настоящее время ценовые войны бывают редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

Примером олигопольного рынка с дифференцированным продуктом в настоящее время может выступать рынок сотовой связи. Поскольку рынок сотовой связи представлен несколькими крупными операторами с дифференцированным продуктом, отличающимся по виду, качеству, марке, комплектации.

Антимонопольная политика

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках:

- захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация основного капитала);

- тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен;

- создание искусственных дефицитов и т.д.

Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их так, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство.

Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Применение такого экономического регулирования вызвано необходимостью:

- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты которых должны привлекать кредиторов и инвесторов);

- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и улучшению качества обслуживания;

- создания условий для развития конкуренции (обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). В августе 1995 года в Российской Федерации был принят закон «Оестественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.91г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских законов, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению к кому следует применять санкции, а к кому нет. То есть проблема монополий в России решена формально-административным образом и требует изменений.

Тесты

1. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интерес других (да, нет).

2. Монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель (да, нет).

3. Монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм (да, не г).

4. Для монополистической конкуренции характерна стандартизация продукции (да, нет).

5. Модель совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами, поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели (да, нет).

6. Антитрестовское законодательство может улучшить экономическую ситуацию в стране (да, нет).


ТЕМА 8. ДЕНЬГИ

1. Деньги: виды, функции.

2. Эволюция форм денег.

3. Функции денег.

4. Виды кредитных денег.

5. Денежные агрегаты.

6. Спрос и предложение денег.

7. Уравнение обмена Фишера.

1. Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости. Существует две точки зрения на происхождение денег:

1) рационалистическая – объясняет возникновение денег как плод соглашения между людьми;

2) эволюционная – объясняет происхождение денег эволюционным процессом развития товарного производства и товарного обмена.

Экономическая теория исходит из эволюционной концепции возникновения денег.

Экономическая наука выделяет четыре формы стоимости:

1. простую, единичную или случайную;

2. полную или развернутую;

3. всеобщую;

Денежную.

1) Простая, единичная или случайная форма стоимости имела место на ранних стадиях развития человеческого общества. В результате обмена продукт труда превращался в товар: мешок зерна = 1 овце.

Потребительная стоимость товара-эквивалента является формой выражения своей противоположности – стоимости. Так, стоимость 1 мешка зерна получает свое выражение через потребительную стоимость товара-эквивалента, т.е. овцы. Конкретный труд, воплощенный в товаре-эквиваленте, является формой выражения абстрактного труда. Частный труд, заключенный в товаре-эквиваленте, выступает как непосредственно общественный труд.

2) Полная или развернутая форма стоимости предполагает участие в обмене не двух, а большего количества различных товаров. Товару, стоящему в относительной форме стоимости, противостоит много товаров, стоящих в эквивалентной форме:

\ =10 овцам

10 мешков \ = 14 козам

зерна \ = 2 быкам

\ и т.д.

В данном случае стоимость одного товара (зерна) получила свое выражение в потребительных стоимостях многих других товаров.

3) Всеобщая форма стоимости – из множества товаров, обращающихся на данной территории, выделяется такой товар, который пользуется наибольшим спросом и чаще других вступает в обменные отношения. Такой товар на данной территории становился всеобщим эквивалентом.

10 овец = \

14 коз =\ 10 мешкам зерна

2 быка = \

и т.д. = \

Недостаток всеобщей формы стоимости: на разных территориях роль всеобщего эквивалента выполняли разные товары (зерно, скот, меха и т.д.), что не способствовало развитию торговли между этими территориями.

4) Денежная форма стоимости – из массы всех товаров выделился один товар, который стал выполнять роль всеобщего эквивалента на более обширной территории. В конечном итоге роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом.

 

10 овец = \

14 коз = \ 1 унции золота

2 быка = \ (1 унция = 31,1 гр.)

10 мешков зерна = \

2. Эволюция форм денег:

Товарные доденежные эквиваленты - товар, с натуральной формой которого сращивается его общественная функция всеобщего эквивалента.

Золотые, серебряные - полноценная монета из золота или серебра, количество которых соответствует ее номинальной стоимости.

Биллонные монеты - неполноценная разменная монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходов на ее чеканку.

Чеканятся из низкопробного серебра, меди, нейзильбера и др.

Бумажные деньги денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью.

Кредитные деньги знаки стоимости, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц и государства.

С появлением денег форма стоимости принимает завершенный вид. Товарный мир раскалывается на две части: деньги и товары.

Формула товарного обращения Т-Т принимает вид Т-Д-Т.

3. Функции денег:

- мера стоимости;

- средства обращения;

- средства накопления и образования сокровищ;

- средства платежа;

- мировые деньги.

1) Мера стоимости установление цен на товары. Цена – денежное выражение стоимости товара. Стоимость различных товаров выражается в различных количествах золота.

Масштаб цен весовое содержание золота при золотом стандарте, принятое в данной стране в качестве денежной единицы. Масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке. (Снижение масштаба цен – девальвация, повышение – ревальвация).

В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения.

2) Средства обращения деньги выполняют роль посредника в обмене товаров:

Т - Д - Т. Эту функцию могут выполнять только реальные деньги, причем не только золотые, но и бумажные. Участников торговой сделки интересует не реальная стоимость денежного знака (монеты), а номинальная стоимость, т.е. сумма, обозначенная на самой монете.

Чтобы обслуживать товарное обращение, необходимо определенное количество денег. Оно определяется законом денежного обращения:количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на число оборотов одноименных денежных единиц:

КД = СЦ / О,

где:

КД – количество денег, необходимое для обращения;

СЦ –сумма цен товаров, подлежащих реализации;

О – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Влияние скорости оборота денежной единицы на количество денег, необходимых для обращения: переходя от одного владельца к другому по нескольку раз в течение определенного времени, может реализовать цену не одного, а нескольких товаров. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньшее количество денег необходимо для обращения.

В современной экономической теории для определения зависимости уровня цен от денежной массы применяется формула американского экономиста И.Фишера:

MV= PQ,

где:

М – денежная масса;

V – скорость обращения денег;

Р – уровень товарных цен;

Q – количество обращающихся товаров.

Количество денег в обращении (объем денежной массы):

М = PQ / V.

Уровень товарных цен определяется: Р = MV / Q.

Скорость обращения денег: V=PQ / M.

3) Средства накопления и образования сокровищ эту функцию могут выполнять только полноценные (золото и серебро) и реальные деньги. Накопление происходит в форме золотых монет, слитков, ювелирных изделий из золота и серебра и др. Бумажные деньги эту функцию выполнять не могут. Роль этой функции в регулировании денежного обращения: при сокращении товарооборота деньги уходят в сокровища, обеспечивая тождество между массой выпущенных товаров и количеством денег в обращении, а при увеличении товарооборота – выходят из тайников, поглощая излишки товарной массы. Закон золотомонетного обращения в том и состоит, что количество денег всегда соответствует потребности в них. Инфляция в условиях такого обращения отсутствует.

4) Средства платежа эта функция денег появилась в результате развития товарного производства и возникновения кредитных отношений. При продаже товаров в кредит возникает разрыв во времени и в пространстве между продажей товара и уплатой денег за него. Продавец становится кредитором, а покупатель должником. Отсрочка платежа при покупке товара осуществляется на основе документа, называемого долговым обязательством – векселем. При наступлении срока погашения долга деньги выступают не как средство обращения, а как средство платежа, то есть средство погашения долгового обязательства. Примером выполнения деньгами функции платежа может быть оплата процентов по банковскому вкладу (предоставление и погашение денежных ссуд).

Функция денег как средства платежа вносит некоторые коррективы в закон денежного обращения:

КД=СЦ–К+П–В\О,

где:

КД – количество денег, необходимое для обращения;

СЦ сумма цен товаров, подлежащих реализации;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит, сроки погашения которого не наступили;

П – платежи, по которым наступил срок погашения;

В – взаимопогашающиеся платежи;

О – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Функция денег как средства платежа усиливает возможность диспропорции в экономике, ибо в условиях кредитных взаимоотношений неплатежеспособность одного товаровладельца порождает целую цепочку неплатежеспособности других таких же товаровладельцев.

5) Мировые деньги эту функцию выполняют деньги, обслуживая внешнеторговые сделки, В настоящее время на мировом рынке вместо золота функционируют валюты ведущих капиталистических стран: доллар США, Евро, японская йена и др.

Виды кредитных денег

Вексель – это особый вид письменного долгового обязательства узаконенной формы, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты обозначенной в нем суммы. К неденежным инструментам обращения – суррогатам – относят расчетные векселя.

Банкноты – разновидность кредитных денег, выпускаемых эмиссионными банками, замещающих металлические деньги. Это кредитное обязательство банка.

Чек – письменный приказ владельца текущего счета банку уплатить наличными или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму денег.

Кредитная карточка – платежно-расчетный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий им право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными.

Электронные деньги – система безналичных расчетов, охватывающая банки, предприятия розничной торговли и бытовых услуг, которая позволяет гражданам с удаленных электронных терминалов посылать в свои банки распоряжения об оплате товаров и услуг, не прибегая к использованию таких традиционных средств платежа, как наличные деньги, чеки и кредитные карточки. Расчеты осуществляются посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки без использования денег и чеков.

В зависимости от степени ликвидности денег в различных формах (денежных средств) выделяют следующие показатели денежной массы:

Денежные агрегаты

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.

Денежная масса – совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.

В зависимости от степени ликвидности денег в различных формах (денежных средств) выделяют следующие показатели денежной массы:

- Мо – наличные деньги;

- MI = Мо + резервы коммерческих банков в Центральном банке (из которых не предоставляются кредиты), счета до востребования, другие чековые вклады, на которые может быть выписан чек; денежный агрегат М1, имеющий абсолютную ликвидность, включает совокупное количество денег, используемых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот;

- М2 =Ml + сберегательные и срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги;

- МЗ = М2 + особые виды накоплений (например, срочные вклады в особо крупных размерах), вклады в специализированных учреждениях (пенсионные фонды, благотворительные фонды) + государственные облигации;

- М4 = М3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банках (драгоценные металлы, ювелирные изделия и т.п.);

- L (совокупная денежная масса) = М4 + кредитные ценные бумаги, выпускаемые государством, сберегательные облигации.

Квазиденьги – высоколиквидные финансовые активы, соответствующие уровням агрегирования М2 и М3, которые без риска финансовых потерь переводятся в наличность или чековые счета (агрегат М1). Это срочные и сберегательные депозиты банковской системы, которые непосредственно как платежное средство не используются. К квазиденьгам не относят монеты и банкноты.

Спрос и предложение денег

Спрос на деньги

Движение товарного потока всегда обслуживается деньгами, следовательно, на деньги всегда имеется определенный спрос.

1. Согласно классической количественной теории спрос на деньги зависит от трех факторов:

а) абсолютного уровня цен (чем выше цены, тем больше денег требуется хозяйствующим субъектам);

б) уровня реального объема производства;

в) скорости обращения денег в движении доходов.

2. В модели американского ученого Д.М. Кейнса спрос на деньги является функцией таких факторов, как:

а) трансакционный желание иметь деньги как средство платежа;

б) мотив предосторожности отражающий потребность в деньгах как в покупательном средстве, чтобы иметь в будущем возможность осуществлять незапланированные расходы;

в) спекулятивный мотив мотив хранения денег, который возникает из неизвестности будущей рыночной стоимости других финансовых активов, и желания избежать потерь.

Вывод: величина спроса на деньги растет с падением нормы ссудного процента на рынке ценных бумаг.

3. В современной теории спроса на деньги учитываются следующие факторы:

а) расширение форм активов (в собственности могут быть облигации, недвижимость, акции, товары длительного пользования);

б) ликвидный актив (высокая мобильность денег в реализации);

в) ростбогатства отдельного индивида в целом (деньги – одна из составляющих богатства);

г) изменения в ожиданиях тех или иных ситуаций на рынке денег;

д) наличие инфляции;

е) скорость обращения денег в экономике.

Графически спрос на деньги выражается в виде кривой спроса. По оси «х» откладываются значения количества денег, находящихся в обращении (всоответствующих денежных единицах), по оси «у» – номинальная норма процента (процент – цена за пользование богатством в денежной форме).

Спрос на деньги увеличивается при уменьшении номинальной нормы процента и наоборот. Если увеличивается номинальный национальный доход (суммарный доход, полученный семейными хозяйствами страны, включая всю сумму заработной платы, ренты, процентных выплат и прибыли), то кривая спроса на деньги сдвигается вправо, если номинальный национальный доход уменьшается, то кривая спроса на деньги смещается влево.

Эластичность спроса на деньги характеризует процентное изменение величины спроса на деньги, возникающее при изменении нормы процента на 1%.

Предложение денег

Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении за пределами банковской системы. Предложение денег во всех странах регулируется центральными и коммерческими банками.

Количество денег в стране увеличивается в том случае, если:

а) растет денежная база;

б) снижается норма минимального резервного покрытия;

в) уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков;

г) снижается доля наличных денег вобщей сумме платежных средств населения.

 

Денежный мультипликатор показатель, характеризующий возможности экономики в целом, и банковской системы в частности, увеличивать денежную массу в обороте. В основе действия мультипликатора лежит процесс обязательного резервирования части средств, получаемых коммерческими банками в виде депозитов (вкладов), на специальных счетах в Центральном банке. Этот мультипликатор иногда называют также мультипликатором депозитов или кредитным мультипликатором; равен единице, деленной на обязательную норму резерва.

Денежный мультипликатор используется институтами денежной системы для макроэкономического прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Особую роль в этом процессе играет Центральный банк, контролирующий денежную базу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке является основным вопросом «здоровья» денежной системы и определяет покупательную способность денег (количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу). При увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...