Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование занятости




Одной из важнейших составляющих государственного регулирования является регулирование занятости. Мировой опыт свидетельствует о наличии двух типов воздействия на уровень занятости: активного и пассивного. К первому относятся меры, стимулирующие создание новых рабочих мест и предложение труда (т. е. рост профессиональной и географической мобильности населения), а также меры по сохранению или повышению уровня занятости на предприятиях (все эти меры могут быть избирательными, направленными на создание условий для труда отдельным группам населения, например, инвалидам, пожилым людям, молодежи). К пассивным мерам относятся различные выплаты пособий безработным.

Наиболее эффективный механизм регулирования занятости, на наш взгляд, разработан в Швеции, успехи которой в социальной области общепризнаны. Ознакомление с ним может оказаться полезным при анализе и разработке организационных и финансовых мер по регулированию отечественного рынка труда.

В широком смысле политика занятости в Швеции включает в себя стратегию априорного противостояния сокращению рабочих мест, а также быстрого и эффективного реагирования на дисбаланс спроса и предложения труда.

Государственная администрация рынка труда Швеции, ответственная перед правительством и Министерством труда за проведение политики на рынке труда, состоит из Управления рынка труда и комитетов лэнов (областей) по труду. Комитеты курируют биржи труда, институты рынка труда и (в некоторых случаях) специальные биржи труда для работников культуры. Институты рынка труда, отвечающие за профессиональную реабилитацию, расположены по всей стране. Каждый комитет лэна по труду имеет секретариат, связанный с центром. Все эти органы хорошо оснащены вычислительной техникой, обеспечивающей полноту информации. Это сокращает периоды поиска работы, ускоряет заполнение вакансий рабочих мест в компаниях и, следовательно, приносит существенные экономические выгоды для общества в целом.

Шведская политика на рынке труда отличается активным участием в ней организаций предпринимателей и профсоюзов. Они представлены в правлениях на всех уровнях администрации рынка труда. Например, профсоюзы имеют шесть мест, а предприниматели – три из 17 мест в правлении АМС. Их представители находятся не только в управленческих органах, но и в постоянных комиссиях, занимаю­щихся исследовательской работой.

Один из наиболее важных видов воздействия на рынок рабочей силы в Швеции – субсидирование ее географической мобильности. Оно осуществляется в форме компенсаций расходов работников по переезду, субсидий на обустройство на новом месте и суточных пособий, покрывающих временные дополнительные расходы по второму месту жительства. Размер субсидии по перемещению составляет 5 тыс. крон.

Другим, не менее важным средством воздействия на состояние рабочей силы в Швеции является переподготовка работников с учетом их индивидуальных потребностей (помимо переподготовки в рамках компаний). Такие программы нацелены прежде всего на помощь безработным и тем, кто не имеет профес­сиональных навыков. Они осуществляются обычно в форме специально организованных курсов, которые проводятся в специальных центрах.

Переподготовка на рынке труда бесплатна, а участники старше 20 лет получают ежедневные пособия (от 270 до 450 крон), что сопоставимо со средним ежедневным доходом промышленного рабочего (540 крон в 1988 году). Молодежь до 20 лет получает ежедневные пособия в 191 крону. Работники с ограниченной трудоспособностью проходят профессиональную реабилитацию.

Политика на рынке труда включает и довольно серьезный набор мер переподготовки на предприятиях. Государственные субсидии предоставляются на четыре вида переподготовки;

1) для «узких мест», т. е. для квалифицированной работы при нехватке соответствующего квалифицированного персонала;

2) для струк­турных изменений, т. е. для занятых, предыдущая подготовка которых устарела;

3) для потенциально лишних рабочих, которые иначе рискуют быть уволенными;

4) для работников тех профессий, где наблю­дается несбалансированность по полу.

Государственная субсидия, выплачиваемая отдельной компании, покрывает реальные издержки на курс переподготовки до 35 крон в час. Компания может также получить субсидию на зарплату до 35 крон в час на условиях компенсации в рамках политики занятости (при этом в период переподготовки за работником сохраняется обычная оплата).

В Швеции широко используются и другие меры содействия занятости, в том числе заказы промыш­ленности и временные субсидии на занятость. Центральное правительство может ускорить размещение заказов на промышленных предприятиях при ухудшении конъюнктуры.

Таким образом, низкая безработица в Швеции – в значительной мере результат активной политики на рынке труда. Используется на эти цели около 3% ВВП и 7% государственного бюджета, из которых около 1/3 идет на финансовую компенсацию безработным.

Для проведения активной политики в области занятости государство должно создать специальный механизм, который отражал бы конъюнктуру рынка рабочий силы и включал в себя следующие элементы:

1) широко доступную систему профессиональной ориентации, обучения и подготовки;

2) разветвленную сеть центров службы трудоустройства, осуществляющих на местах регулярную регистрацию вакансий и ищущих работу лиц, решение вопросов о выплате пособий безработным и оказание им других видов помощи по консультированию и посредничеству в трудоустройстве, содействие предприятиям в найме работников, в решении других кадровых проблем;

3) центральные и местные банки данных о спросе на рабочую силу и ее предложении;

4) специальные программы стимулирования роста занятости в трудоизбыточных районах, содействие трудоустройству отдельных групп населения, испытывающих в этом плане особые сложности;

5) систему изучения и прогнозирования состояния общенационального и региональных рынков рабочей силы;

6) действующий на демократической основе институт выработки общей стратегии и конкретных научно обоснованных программ регулирования профессиональной подготовки и занятости.

Таким образом, государство может и должно эффективно регулировать рынок труда, ибо, как справедливо отмечал П. Самуэльсон, еще никому не удалось доказать, что для общества лучше иметь безработного, чем продукт, который он мог бы создать.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины государственного воздействия на экономику?

2. Каковы основные функции государственного регулирования экономики?

3. В чем заключаются особенности государственного воздействия на экономику в Украине?

4. Какие инструменты применяет государство для регулирования экономики?

5. Каков механизм государственного регулирования занятости?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...