Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение норм налогового законодательства




 

Налоговым правонарушениемпризнается противоправное виновное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств, за которое установлена ответственность в виде применения налоговых (финансовых), административных или уголовных санкций.

Налоговое правонарушение, как и любое другое, характеризуется определёнными признаками:

- противоправность как признак налогового правонарушения означает, что действие (бездействие) субъекта налогового правоотношения нарушает нормы налогового права;

- виновность означает, что субъект налогового правонарушения совершил его умышленно или по неосторожности.

Виновность организации в нарушении налогового законодательства определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение конкретного налогового правонарушения;

Налоговое правонарушение носит антиобщественный характер, так как его совершение причиняет вред государству и обществу.

Налоговое правонарушение следует отличать от налогового преступления по степени его общественной опасности. Степень общественной опасности не абстрактная категория и может иметь различное выражение. Критерием разграничения налогового правонарушения и преступления является, как правило, размер имущественного ущерба, причинённого нарушителем налогового законодательства.

Наказуемость деяния предусматривает применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства, содержащихся в различных нормативно-правовых актах. Наказание применяется только в отношении деликтоспособных лиц, т. е. лиц, способных понимать противоправность своих деяний и осознанно нести за них юридическую ответственность. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. В противном случае привлечение лица к ответственности исключается.

Указанные признаки свойственны всем нарушениям налогового законодательства. Для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства недостаточно только признаков налогового правонарушения.

Необходимо наличие состава правонарушения, который представляет собой совокупность элементов, необходимых для привлечения лица к ответственности. Отсутствие одного из признаков или элементов не позволяет рассматривать деяние участника налоговых отношений как правонарушение, а, следовательно, исключает возможность привлечения его к ответственности.

К элементам состава налогового правонарушенияотносятся:

- объектналогового правонарушения – это охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено противоправное поведение субъекта правоотношения. При совершении налогового правонарушения непосредственным объектом являются налоговые правоотношения. Поскольку основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджеты различных уровней денежные суммы в размере и порядке, установленных законодательством, то объектом налогового правонарушения являются финансовые интересы государства.

Внутри родовых объектов налоговых правонарушений выделяются непосредственно те объекты, на которые направлены противоправные действия (бездействия) нарушителей налогового законодательства.

- объективная сторона налогового правонарушения – это непосредственные действия (бездействия), направленные на нарушение норм налогового права.

Для некоторых налоговых правонарушений необходимым признаком является наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившими отрицательными последствиями. В связи с этим выделяют два вида состава правонарушений: материальные и формальные.

Материальным является такой состав, объективная сторона которого включает не только действия (бездействия), но также и последствия, находящиеся в причинной связи с ними. Если действия (бездействия) не повлекли последствий, то меры ответственности за их совершение не применяются.

Формальным является такой состав, объективная сторона которого состоит только из действий (бездействий). При этом ответственность наступает независимо от последствий деяния.

- субъектами налогового правонарушения признаются физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), способные иметь гражданские права и обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять их, создавать для себя обязанности и исполнять их, т. е. обладающие правоспособностью и дееспособностью.

При совершении некоторых правонарушений, в т. ч. и в налоговой сфере, выделяют специальный субъект налогового правонарушения – должностное лицо. Среди должностных лиц – субъектов налоговых правонарушений – можно выделить должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.

- субъективная сторона налогового правонарушения выражается в психическом отношении субъекта к противоправным действиям (бездействиям) и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности.

Вина характеризуется двумя аспектами: интеллектуальным и волевым. Их сочетание образует конкретные формы вины (совершение налогового правонарушения умышленно или по неосторожности).

Налоговое правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Налоговое правонарушение признаётся совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью характеризуют также мотив и цельправонарушения. Мотив –непосредственная внутренняя побудительная причина совершения противоправного деяния; цель – тот результат, который стремится достигнуть лицо, совершающее правонарушение.[6]

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (сбора, пошлины).

Налоговая ответственность– это применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченным государственным органом (должностным лицом) к правонарушителю.

Субъектаминалоговой ответственности являются налогоплательщики (организации и физические лица), налоговые агенты, банковские организации и иные обязанные лица.

Согласно действующему законодательству за нарушение налогового законодательства предусмотрена финансовая (налоговая), административная и уголовная ответственность. Соответственно она установлена Налоговым кодексом, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Налоговая (финансовая) ответственностьспособствует обеспечению исполнения налогового обязательства. И в соответствии с Налоговым кодексом способами обеспечения надлежащего его исполнения являются следующие:

- залог имущества;

- поручительство;

- пеня;

- приостановление операций по счетам;

- арест имущества.

Административная ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена гл. 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Анализ статей даёт основания всю совокупность административного правонарушения против порядка налогообложения классифицировать на четыре группы:

- ответственность за нарушение обязанности постановки на учёт;

- ответственность за нарушение правил ведения учёта доходов, предоставления различного рода сведений, необходимых для исчисления и уплаты налоговых платежей;

- ответственность за ненадлежащее исполнение налогового обязательства;

- ответственность за неправомерные деяния, не связанные напрямую со взиманием налоговых платежей, но которые содействуют правильному их исчислению и уплате.

За все эти административные правонарушения, связанные с налогообложением, предусмотрены штрафные санкции в размерах базовых величин и с учётом вины, размеры причинённого ущерба и субъекта правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Привлечение организации к ответственности не освобождает её должностных лиц при наличии оснований от налоговой, административной, уголовной или иной ответственности.[8]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь можно отметить следующее.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Бюджетно-налоговая политика – это совокупность средств и мероприятий государства, которые направленны на изменение порядка государственных расходов, налогообложение, предоставление льгот, субсидий и трансфертных платежей. Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З.

2. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII.

3. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам по налогам и таможенным платежам от 10 марта 1997 г. № 6.

4. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII.

5. Дейко А. К. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь // Вестник МНС. 2007 г. № 23. С. 15-19.

6. Деревяго И. П. Основы устойчивого экономического роста. – Мн.: Дикта, 2005 г.

7. Жигулич А. М. Стабильность и динамика. Налоговая система Республики Беларусь: вчера, сегодня, завтра // Вестник МНС. 2006 г. № 22. С. 27-32.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: В редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2008 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...