Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача как математическое понятие




Лекция 14

Тема. ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

 

ПЛАН

1. Современный методический подход к вопросу обучения решению задач.

2. Задача как математическое понятие.

3. Подготовительная работа к обучению решению задач.

4. Примерные разработки занятий по подготовке и обуче­нию решению задач детей старшей и подготовительной групп.

 

Вопросы:

1. Раскройте современный подход к решению дошкольниками задач.

2. Почему «задача» - это математическое понятие?

3. Раскройте содержание подготовительной работы к решению задач.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подобрать 5 задач на сложение и вычитание.

Литература:

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способно­стей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лек­ций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С. 84 – 97.

 

 

Современный методический подход к вопросу обучения решению задач

Обучение решению задач является сложнейшей методической проблемой не только в методике обучения математик! младших школьников, но и в методике обучения математики в старших классах.

Методические подходы к вопросу о порядке изучения арифметических действий, вычислений и обучения решению задач значительно изменились за последние 15-20 лет, что обусловлено главным образом упрочением позиций развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к пониманию цели и сути образовательного процесса. Общепринятые сегодня в системе развивающего обучения подход состоит в том, что знакомить ребенка с арифметическими действиями и соответственно с простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучение решению задач.

В связи с этим необходимость обучения дошкольников решению задач вызывает большое сомнение с методической точки зрения, поскольку в условиях дошкольной подготовки сложно решить все аспекты этой методической проблемы.

Задача как математическое понятие присутствует сегодня и в традиционной программе математической подготовки дошкольников, в программах «Радуга» и «Детство», которые опираются в этом вопросе на традиционную методику пособия А.М. Леушиной, но ее нет в программе «Школа 2000», авторы которой впервые знакомят ребенка с задачей в конце первого полугодия 1 класса.

Таким образом, налицо противоречие между тем методическим подходом к процессу обучения, который был принят в 70-е годы, когда было написано пособие А.М. Леушиной, и современным пониманием роли и места задач в обучении ребенка математике. В учебных пособиях по математике нового поколении (учебники И.И. Аргинской и учебники Н.Б. Истоминой), созданных для устанавливающейся сейчас системы двенадцатилетней школы с четырехлетним начальным звеном, тема «Задача» вообще не рассматривается в 1 классе, предусмотрена только подготовительная работа к знакомству с этим понятием, а с задачами как таковыми дети знакомятся во 2 классе.

 

Задача как математическое понятие

Определим прежде всего, что в методике начального обучения подразумевается под задачей. Задача — это текст, содержащий численные компоненты. Структура этого текста такова, что в нем можно выделить условие и требование (которое не всегда вы­ражено в форме вопросительного предложения).

Решить зада­чу — значит выполнить арифметические действия, определен­ные условием, и удовлетворить требованию задачи.

Согласно этому определению для полноценной работы над задачей ребенок должен:

а) уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;

б) уметь работать над текстом задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данными и искомым;

в) уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия.

Данный список представляет собой сокращенный вариант уме­ний, поскольку каждое из них является «сложносоставленным». Суть современного развивающего методического подхода к обучению ребенка решению задач состоит в том, что методика желает сформировать у учащегося самостоятельную учебную деятельность, в том числе и в плане решения задач.

Иными словами, речь идет не о том, чтобы научить ребенка узнавать и решать ограниченный круг типовых задач (сформировать навык решения типовых задач, как говорили в прежние годы), а научить ребенка решать любые задачи, и притом самостоятель­но.

Понятно, что невозможно научить этому всех детей одина­ково хорошо и в одинаковые сроки, но попытаться сформиро­вать у ребенка умение самостоятельно работать над задачей как учебной проблемой — вот одна из основных линий современ­ной методики обучения математике в начальных классах. В связи с тем, что первое из упомянутых выше умений — умение хорошо читать — формируется у многих детей не в пол­ной мере даже к концу 1 класса, педагогам, обучающим реше­нию задач таких детей, приходится работать с ними «на слух».

В этой ситуации важнейшее значение приобретают умение ребенка слушать и понимать тексты различных структур, умение правильно представлять себе и моделировать ситуа­ции, предлагаемые педагогом, умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией, а также умение состав­лять математическое выражение в соответствии с выбранным действием и выполнять простые вычисления (отсчитывание и присчитыванием).

Все эти умения являются базовыми -подготовки ребенка к обучению решению задач. Покажем возможные варианты организации подготовите.)! ной работы к обучению решению задач, которую можно реализовать на математических занятиях в ДОУ с детьми шест и седьмого года жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...